Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.
2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.
3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.
4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.
5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.
б) двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.;
в) образная – память на представления, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;
г) словесно-логическая – выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической; присуща только человеку, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые свойственны и животным.
Все виды памяти тесно связаны друг с другом. Н-р, когда мы овладеваем к.-л. двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления.
2) По характеру целей деятельности:
а) произвольная – запоминание и воспроизведение осуществляется при помощи волевого усилия;
б) непроизвольная – запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
3) По продолжительности закрепления и сохранения материала:
а) кратковременная – вид памяти, при котором происходит запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Характеризуется очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека: благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается не нужная и остается полезная. Запоминание информации осуществляется с помощью волевого усилия;
б) долговременная – память длительного сохранения информации, которая запоминается после многократного повторения;
в) оперативная – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения человеком действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия.
25 Процессы памяти и ее свойства
Память – психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное.
Процессы памяти:
1) Запоминание:
а) непреднамеренное, непроизвольное – без заранее поставленной цели;
б) произвольное – человек использует специальные приемы;
в) механическое – опирается на пространственную и временную область объектов запоминания.
2) Сохранение:
а) динамическое – оперативное, материал мало изменяется;
б) статистическое – долговременная память, материал переделывается.
3) Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее, на основе личных впечатлений и словесного описания.
4) Воспроизведение – осуществляется после узнавания и труднее, чем узнавание. Ученику легче узнать, чем воспроизвести. Например, чтоб лучше развивался процесс воспроизведения надо не просто читать, а читать вслух.
5) Забывание – выражается в невозможности вспомнить что-либо или в ошибочном узнавании предметов.
Свойства памяти:
1) точность воспроизведения – способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения часть информации утрачивается, а часть искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти;
2) объём – важнейшая характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;
3) скорость процессов запоминания – способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи;
4) скорость процессов забывания выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Забывание проявляется в двух формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения, от отрицательного влияния деятельности, следующей за заучиванием. И другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.
26 Мышление как высшая психическая функция. 27 Специфика и особенности мышления
Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать. Мышление содержит функцию прогноза, функцию решения текущей задачи, функция проблемности т.к. мышление всегда проблемно; когнитивную интеллектуальную функцию. Мышление – это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.
Специфика мышления заключается в том, что дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования. Лишь в мышлении возможно познание развивающегося и изменяющегося мира. Мышление позволяет предвидеть (прогнозировать) будущее, оперировать с потенциально возможным и планировать практическую деятельность. Мышление связано с речью.
Особенности протекания мышления как процесса:
1) Мышление имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохраненные в памяти.
2) Мышление опирается на знания об общих законах природы и общества.
3) Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.
4) Мышление – это всегда
5) Мышление человека органически
связанно с практической
Физиологические особенности мышления:
Мышление – это орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и себе самом. (Павлов). С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга, где в осуществлении процессов мышления принимает участия вся кора ГМ. Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, а потом цепи ассоциаций. Значит каждая маленькая первая ассоциация – есть момент рождения мысли. Ассоциации – мысль – мышление. Бехтерев назвал эти ассоциации связями. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу мышления. При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов ГМ, которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики.
Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Понятия – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления; это форма мышления, которое отображает единичное особенное, являющееся одновременно и всеобщим (понятие выступает как форма мышления и как особое мыслительное действие).
Классификация понятий:
1) общие – охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Н-р, понятие «стул», «здание», «болезнь». В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены с соответствующим понятием;
2) единичные – обозначают какой-нибудь один предмет. Н-р, «Енисей» – река, «Москва» – город;
3) конкретные – относятся к определённому объекту окружающего мира;
4) абстрактные – относятся к свойствам широкого класса объектов;
5) теоретические – выработанные на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций.
6) эмпирические – выработанные на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса объектов или явлений.
Суждения – это основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями окружающей действительности.
Классификация суждений:
1) истинные – объективно верные суждения;
2) ложные – не соответствуют объективной реальности;
3) общие – утверждение или отрицание относительно всех предметов данной группы, данного класса.
4) частные – утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам или явлениям.
5) единичные – утверждение или отрицание относительно одного предмета или явления.
Умозаключения – выведение из одного или нескольких суждений нового. Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогиям.
Классификация умозаключений:
1) дедукция – рассуждение идет от общего к единичному;
2) индукция – рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу (берёза – дерево);
3) аналогия – выводы делаются на основании частичного сходства между предметами или явлениями, без достаточного исследования всех условий.
28 Основные виды мышления
I По генезису:
1) наглядно-действенное (первично, с рождения) – опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Элементарный вид, возникает в практич. деят-ти, основа любых других > поздних видов М.
2) наглядно-образное – хар-ся опорой на представления и образы, а не на понятия (с 3-4-х лет до 7).
3) словесно-логическое – осуществляется с помощью логич. операций с понятиями, очень важный вид М.
4) абстрактно-логическое (отвлеченное) – основано на выделении существенных св-в и отвлечении несущественных.
II По хар-ру решаемых задач:
1) теоретическое – на основе только теоретич. рассуждений, умозаключений
2) практическое – основано на суждении, рассуждении, решении практических задач.
III По степени развернутости:
1) дискурсивное
(аналитическое) –
2) интуитивное – основано на чувственном восприятии.
IV По степени новизны и оригинальности:
1) репродуктивное
– на основе образов и
2) продуктивное
– на основе творческих процесс
V По типу познания:
1) теоретическое
– направлено на познание
2) эмпирическое – направлено на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений.
VI По средствам М.:
1) вербальное
– оперирует отвлеченными
2) наглядное
– оперирует образами и
VII По функциям:
1) критическое – направлено на выявление недостатков в суждении др. людей и своих собственных
2) творческое – связано с открытием новых знаний и с собств. оригинальной позицией.
VIII По степени рефлексии:
1) интуитивное – вбирается > качеств. опыт
2) рациональное – блокировка эмоций, разум, кач-ва ума.
Кач-ва М. – индивидуальные особенности:
1) быстрота – скорость протекания мыслит. процессов (экстренная ситуация!)
2) самостоятельность – умение увидеть и поставить новый вопрос и решить его собств.силами (постановка новой проблемы)
3) гибкость – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений или их св-в, если это не удовлетворяет изменившимся условиям
4) инертность – кач-во, проявляющееся в склонности к шаблонам, сложность переключения между системами знаний