Шпаргалка по "Общей психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:02, шпаргалка

Описание работы

1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ.

3. ЗАДАЧИ И МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

4. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ.

5. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ.

Файлы: 4 файла

общая 1.doc

— 209.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 2.doc

— 270.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 3.doc

— 250.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

общая 4.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

б) двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.;

в) образная – память на представления, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

г) словесно-логическая – выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической; присуща только человеку, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые свойственны и животным.

Все виды памяти тесно  связаны друг с другом. Н-р, когда  мы овладеваем к.-л. двигательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления.

2) По характеру целей деятельности:

а) произвольная – запоминание и воспроизведение осуществляется при помощи волевого усилия;

б) непроизвольная – запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.

3) По продолжительности закрепления и сохранения материала:

а) кратковременная – вид памяти, при котором происходит запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного и очень непродолжительного восприятия. Характеризуется очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Объем кратковременной памяти индивидуален. Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека: благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается не нужная и остается полезная. Запоминание информации осуществляется  с помощью волевого усилия;

б) долговременная – память длительного сохранения информации, которая запоминается после многократного повторения;

в) оперативная – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения человеком действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться. Аналогичное явление мы наблюдаем при выполнении любого более или менее сложного действия.

 

25  Процессы памяти и ее свойства

Память –  психический познавательный процесс, при помощи которого человеческое сознание хранит, запечатлевает, и в нужный момент воспроизводит ранее проделанное, продуманное. 

Процессы памяти:

1) Запоминание:

а) непреднамеренное, непроизвольное – без заранее поставленной цели;

б) произвольное – человек использует специальные приемы;

в) механическое – опирается на пространственную и временную область объектов запоминания.

2) Сохранение:

а) динамическое – оперативное, материал мало изменяется;

б) статистическое – долговременная память, материал переделывается.

3) Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее, на основе личных впечатлений и словесного описания.

4) Воспроизведение – осуществляется после узнавания и труднее, чем узнавание. Ученику легче узнать, чем воспроизвести. Например, чтоб лучше развивался процесс воспроизведения надо не просто читать, а читать вслух.

5) Забывание – выражается в невозможности вспомнить что-либо или в ошибочном узнавании предметов.

Свойства  памяти:

1) точность воспроизведения – способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения часть информации утрачивается, а часть искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти;

2) объём – важнейшая характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию;

3) скорость процессов запоминания – способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи;

4) скорость процессов забывания выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Забывание проявляется в двух формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание.

Забывание протекает  во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Скорость забывания также зависит от объема материала и степени трудности его усвоения, от отрицательного влияния деятельности, следующей за заучиванием. И другим существенным фактором, влияющим на скорость забывания, является возраст. С возрастом отмечается ухудшение многих функций памяти. Запоминать материал становится труднее, а процессы забывания, наоборот, ускоряются.

 

26  Мышление как высшая психическая функция. 27  Специфика и особенности  мышления

Мышление – высшая психическая функция, позволяющая устанавливать простые и сложные связи с предметами и явлениями окружающей действительности понимать их и изучать. Мышление содержит функцию прогноза, функцию решения текущей задачи, функция проблемности т.к. мышление всегда проблемно; когнитивную интеллектуальную функцию. Мышление – это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире.

Специфика мышления заключается в том, что дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования. Лишь в мышлении возможно познание развивающегося и изменяющегося мира.  Мышление позволяет предвидеть (прогнозировать) будущее, оперировать с потенциально возможным и планировать практическую деятельность. Мышление связано с речью.

Особенности протекания мышления как процесса:

1) Мышление имеет опосредованный  характер. Устанавливая связи и  отношения между предметами и  явлениями объективного мира, человек  опирается не только на  непосредственные ощущения и восприятия, но и на данные прошлого опыта, сохраненные  в памяти.

2) Мышление опирается на знания  об общих законах природы и  общества.

3) Мышление исходит из «живого  созерцания», но не сводится  к нему. 

4) Мышление – это всегда отражение связей и отношений между предметами в словесной форме.

5) Мышление человека органически  связанно с практической деятельностью.

Физиологические особенности мышления:

Мышление – это орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и себе самом. (Павлов). С физиологической точки зрения, процесс мышления представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность коры больших полушарий головного мозга, где в осуществлении процессов мышления принимает участия вся кора ГМ. Мышление ничего другого не представляет, как ассоциации, сначала элементарные, а потом цепи ассоциаций. Значит каждая маленькая первая ассоциация – есть момент рождения мысли. Ассоциации – мысль – мышление. Бехтерев назвал эти ассоциации связями. Эти закономерно вызываемые внешними раздражителями связи (ассоциации) и составляют физиологическую основу мышления. При этом мышление обеспечивается системами функционально объединенных нейронов ГМ,  которые отвечают за конкретные мыслительные операции и имеют свои характеристики.

Логические формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятия – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления; это форма мышления, которое отображает единичное особенное, являющееся одновременно и всеобщим (понятие выступает как форма мышления и как особое мыслительное действие).

Классификация понятий:

1) общие – охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Н-р, понятие «стул», «здание», «болезнь». В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены с соответствующим понятием;

2) единичные – обозначают какой-нибудь один предмет. Н-р, «Енисей» – река,  «Москва» – город;

3) конкретные – относятся к определённому объекту окружающего мира;

4) абстрактные – относятся к свойствам широкого класса объектов;

5) теоретические – выработанные на основе опосредованного анализа некоторого класса явлений (или объектов) при помощи ранее выработанных понятий, концепций.

6) эмпирические – выработанные на основе непосредственного сравнения общих свойств некоторого класса объектов или явлений.

Суждения – это основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями окружающей действительности.

Классификация суждений:

1) истинные – объективно верные суждения;

2) ложные – не соответствуют объективной реальности;

3) общие – утверждение или отрицание относительно всех предметов данной группы, данного класса.

4) частные –  утверждение или отрицание относится только к некоторым предметам или явлениям.

5) единичные –  утверждение или отрицание относительно  одного предмета или явления.

Умозаключения – выведение из одного или нескольких суждений нового. Умозаключения бывают дедуктивные, индуктивные и по аналогиям.

Классификация умозаключений:

1) дедукция – рассуждение идет от общего к единичному;

2) индукция – рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу (берёза – дерево);

3) аналогия – выводы делаются на основании частичного сходства между предметами или явлениями, без достаточного исследования всех условий.

 

28 Основные виды мышления

I По генезису:

1) наглядно-действенное (первично, с рождения) – опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Элементарный вид, возникает в практич. деят-ти, основа любых других > поздних видов М.

2) наглядно-образное – хар-ся опорой на представления и образы, а не на понятия (с 3-4-х лет до 7).

3) словесно-логическое – осуществляется с помощью логич. операций с понятиями, очень важный вид М.

4) абстрактно-логическое (отвлеченное) – основано на выделении существенных св-в и отвлечении несущественных.

II По хар-ру решаемых задач:

1) теоретическое  – на основе только теоретич. рассуждений, умозаключений

2) практическое – основано на суждении, рассуждении, решении практических задач.

III По степени развернутости:

1) дискурсивное (аналитическое) – опосредовано  логикой рассуждения, а не восприятием,  сильно развернуто во времени,  имеет четко выраженные этапы,  представлено в сознании самого мыслящего Ч.

2) интуитивное  – основано на чувственном  восприятии.

IV По степени новизны и оригинальности:

1) репродуктивное  – на основе образов и представлений,  взятых из к.-л. определенных  источников

2) продуктивное  – на основе творческих процессов, воображения и, в целом, творческой деят-ти (целостно-системный хар-р).

V По типу познания:

1) теоретическое  – направлено на познание внутреннего  содержания и сущности объектов; идея целостности сохраняется

2) эмпирическое  – направлено на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений.

VI По средствам М.:

1) вербальное  – оперирует отвлеченными звуковыми  структурами

2) наглядное  – оперирует образами и представлениями.

VII По функциям:

1) критическое  – направлено на выявление  недостатков в суждении др. людей и своих собственных

2) творческое – связано  с открытием новых знаний и  с собств. оригинальной позицией.

VIII По степени рефлексии:

1) интуитивное – вбирается  > качеств. опыт

2) рациональное – блокировка  эмоций, разум, кач-ва ума.

Кач-ва М. – индивидуальные особенности:

1) быстрота – скорость протекания мыслит. процессов (экстренная ситуация!)

2) самостоятельность – умение увидеть и поставить новый вопрос и решить его собств.силами (постановка новой проблемы)

3) гибкость – способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений или их св-в, если это не удовлетворяет изменившимся условиям

4) инертность – кач-во, проявляющееся в склонности к шаблонам, сложность переключения между системами знаний

Информация о работе Шпаргалка по "Общей психологии"