Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность и типология международных конфликтов.
Международный конфликт - один из видов политических конфликтов. Политические конфликты обусловлены несовпадением интересов, ценностей и индефикаций политических субъектов, соответственно выделяют конфликты интересов, ценностные конфликты и конфликты самоидентификацией.
В соответствии с наиболее распространенным представлением международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов. интересы государств могут сталкиваться из-за принадлежности той или иной территории, из-за прохождения линии государственной границы.

Файлы: 1 файл

istoria.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Расширение  НАТО — процесс включения новых стран в НАТО. НАТО — военный союз, организация которого составляет систему коллективной защиты. Вступление новых членов в Альянс соответствует статье 10 Североатлантического договора, в которой провозглашается, что каждое европейское государство, которое способно развивать принципы настоящего Договора и способствовать безопасности в Североатлантическом регионе, может быть приглашено к присоединению к НАТО. Страны, желающие присоединиться, должны отвечать определённым требованиям и пройти многошаговый процесс, включающий в себя политический диалог и военную интеграцию. За процессом вступления наблюдает Североатлантический Совет.

Североатлантический Союз прошел 6 шагов  расширения. Первое, второе и третье расширение произошли еще до распада Советского Союза, в 1952 — (Греция, Турция), 1955 (Германия) и 1982 (Испания) годах соответственно.

После распада СССР, в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачёву[1], вошли страны пост-социалистического лагеря. Так, в 1999 г. в блок были приняты Венгрия, Польша и Чехия.

24 апреля 1999 на саммите НАТО в Вашингтоне в процедуру вступления в НАТО был введен этап т. н. «кандидатства». С тех пор страны, которые проявляли политическую волю к членству в Альянсе, сначала должны были присоединиться к Плану действий по членству в НАТО (ПДЧ), что означало их признание со стороны это организации как кандидатов на вступление, реализовать его (путём принятия годовых национальных программ, их выполнения и положительной оценки НАТО), а уже после того вести переговоры о вступлении. Все страны, которые вступали в Альянс с того момента, проходили через выполнение такого плана. Хотя участие в ПДЧ значительной мере содействует подготовке к вступлению в НАТО, она не является гарантией будущего членства.

Пятое расширение произошло в марте 2004 г., когда в блок вошли сразу 7 государств: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, выполнив всего по одной годовой национальной программе Плана действий после его предоставления этим странам в ноябре 2002 года.

На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии в НАТО Хорватии и Албании. Македония, выполнив к этому времени уже девять годовых национальных программ ПДЧ, не была принята из-за вето Греции, наложенного по причине споров о названии страны. Специально к этому саммиту два постсоветских государства — Украина и Грузия, формально «проявили политическую волю к членству». Так, Президент Украины Ющенко В. А., премьер-министр Тимошенко Ю. В. и председатель Верховной рады Яценюк А. П. 11 января 2008 года написали так называемое «письмо трёх», в котором просили НАТО о предоставлении Украине ПДЧ. Дословно: «…Надеемся, что достигнутый Украиной прогресс в рамках Интенсифицированного диалога по вопросам членства и соответствующих реформ в ближайшее время будет признан Альянсом… В настоящее время Украина заинтересована в присоединении к Плану действий относительно членства. Рассчитываем на то, уровень готовности нашего государства к новым свершениям станет основой для позитивного ответа во время следующего саммита стран НАТО в Бухаресте». Но вручение Грузии и Украины Плана для членства в НАТО отложили, в частности, Германия иФранция. Всенародный опрос на Украине на данный момент не проводился; только на основании его результатов могло быть принято решение о вступлении или не вступлении в НАТО[2]. 2 апреля 2010 года Виктор Янукович ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции[3].

В августе 2010 года председатель правительства  России В. В. Путин заявил, что в ходе вывода советских войск из Восточной Европы тогдашний генеральный секретарь НАТО сказал, что СССР должен быть уверен в том, что НАТО не будет расширяться дальше существующих на тот момент границ

35билет:Особенности духовной жизни в современной России.Оценивая духовную жизнь современной России, следует иметь в виду, что любой народ, любая страна в эпоху перемен начинают активно подвергать ревизии свои прошлые достижения и ценности. С Россией такое случалось уже не раз. Эпоха бурного переосмысления основных духовных ориентиров была в период революции 1917 года, не менее существенная и коренная ломка произошла и в эпоху перестройки, начиная с 1985 года. Изменению в первую очередь подвергаются политические, правовые, религиозные, нравственные ценности. Затрагиваются также и эстетические взгляды и убеждения.                                                                                                                                         Большинство исследователей оценивает положение в духовной жизни нашего отечества как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, происходит духовное обнищание народа. Тяжелое состояние отечественной культуры связано с кризисным состоянием экономики, на культуру расходуется мизерная часть государственного бюджета. Уровень развития духовной культуры можно измерить количественными и качественными показателями. К количественным показателям относятся объемы создаваемых в обществе духовных ценностей, масштаб их распространения и глубина освоения каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, мы должны знать, сколько библиотек, научно-исследовательских институтов, музеев, заповедников, консерваторий, театров, школ, университетов и т.д. имеется в ней. Качественные показатели оцениваются по способности культуры формировать творческие возможности человека, его восприимчивость к высоким достижениям искусства, его нравственные качества, политическую и правовую культуру. По всем этим показателям современная Россия уступает России советской. По международным стандартам интеллектуализации молодежи, выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР в 50-х годах занимал 3-е место в мире после США и Канады, 1985 — 42-е, в 1990-х годах —50-е. Сейчас как никогда наблюдается упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия. Особенно опасно снижение уровня гуманитарной культуры, когда молодой человек, получающий профессию, остается духовно неразвитым. Опасно попасть на прием к врачу, безразличному к страданиям больного, наблюдать, как равнодушный к культуре своих предков архитектор строит пивной бар рядом с храмом и т.д. Как долго будет продолжаться это падение, можно ли ожидать в ближайшем будущем духовного возрождения России? Россия неоднократно демонстрировала миру, что ее народ, наделенный от природы мощными духовными силами, сможет и на этот раз преодолеть все трудности и выйти на новый уровень обновленной духовности.                                                                                                                                       36 билет:Изменение научной картины мира .На общественное сознание после войны обрушилось и стремительное изменение представлений об окружающем мире. До войны господствовала ньютоновская картина мира, где пространство и время были абсолютны и не зависимы друг от друга. Мир уподобляли некому механическому устройству, где все имеет свое точное место и движется по раз и навсегда заведенному порядку. Согласно же теории относительностиАльберта Эйнштейна , абсолютна лишь величина скорости света. Пространство может искривляться, а время зависит от скорости. Эта идея была настолько непривычной, что в нее мало кто поверил. Но в 1919 году было экспериментально подтверждено, что луч света, который, по Ньютону, должен был распространяться только прямолинейно, искривляется, если проходит мимо Солнца, т.е. крупного сгустка материи. Это означало, что пространство искривляется. В науке стало утверждаться представление о мире, где нет ничего абсолютного, где все относительно. В общественном же сознании на фоне тех изменений, которые происходили новая картина мира способствовала утверждению мнения о том, что относительными, а не абсолютными являются и мораль, и понятия добра и зла, и все привычные человеческие ценности. Сам Эйнштейн всю жизнь тщетно боролся с таким истолкованием его теории. Новые явления в искусстве . Эти сдвиги в общественном сознании оставили глубокий след в европейском искусстве и литературе. До начала XX века в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм . Мир тогда казался достойным его реалистического изображения. Личность художника, его вкусы и пристрастия могли выразиться в выборе жанра, композиции, в предпочтении формы или цвета. Когда же мир потерял свою гармоничность и рациональность в глазах художников, его реалистическое отображение как бы теряло смысл. Произошла перемена в понимании роли художника. Она теперь состояла не в отражении мира, а в выражении художником его видения и понимания мира, которое могло сводиться, например, к определенному соотношению линий и геометрических фигур. Такой вид живописи получил название абстракционизм , основателем его был русский художник Василий Кандинский . Первые произведения абстракционистов появились еще накануне войны. Сюрреалисты(сюрреализм —по-французски буквально означает «сверхреализм») во главе с Сальвадором Дали пытались изобразить иррациональный мир. На их картинах, в отличие от картин абстракционистов, присутствуют узнаваемые предметы, но подчас странно выглядящие и находящиеся в необычных композициях, как в сновидениях.

30 билет: Роль ООН в современном мире.Организация Объединенных Наций занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, и играет исключительную роль в современном международно-политическом и социальном развитии.В настоящее время ООН занимается самыми важными проблемами  в мире, к которым можно отнести:  
1) ликвидация крайней нищеты и голода. Масштабы распространения бедности резко возросли в период перехода к рынку. Две основные причины бедности - резкий экономический спад и сильная дифференциация доходов в переходный период. Безработица членов семьи является еще одной существенной причиной бедности. Благодаря действиям ООН каждый год по несколько процентов бедных самостоятельно покидают эту категорию в течение года в разных странах мира. Из этого следует, что с экономическим ростом появится реальная возможность в кратчайшие сроки сократить уровень бедности в мире. 
Для борьбы с нищетой и голодом ООН ставит следующие задачи перед собой: 
·Сократить вдвое за период 1990 и 2015 годов долю населения, имеющего доход менее 1 доллара США в день; 
·Обеспечить полную и производительную занятость и достойную работу для всех, в том числе для женщин и молодежи; 
·Сократить вдвое за период 1990-2015 годов долю населения, страдающего от голода.                                 6) борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями. Основная причина ухудшения здоровья людей - кризис системы здравоохранения, которая по-прежнему строится, главным образом, на стационарных формах лечения, а не на амбулаторных и профилактических методах и пропаганде здорового образа жизни. Состояние здоровья населения связано и с плохим качеством окружающей среды. Также, не решен вопрос обеспечения населения многих стран мира безопасной питьевой водой. 
Основными задачами в борьбе с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими заболеваниями являются: 
·Остановить к 2015 году распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости; 
·Предоставление к 2010 году возможности пройти лечение от СПИДа всем, кто в этом нуждается; 
·Остановить к 2015 году распространение малярии и других основных болезней и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости.                                                                                                        Помимо того, что ООН решает разнообразные проблемы во всем мире она в своей деятельности сталкивается с рядом проблем и трудностей, к примеру, у Совета Безопасности часто возникают трудности со своевременным принятием решений.                                                                                                Таким образом, можно сделать вывод, что события XXI века продемонстрировали достоинства и недостатки ООН. Они свидетельствуют также о том, что мировое сообщество столкнулось с новыми формами угрозы, которые потребуют новых форм действия, реагирования и сотрудничества. ООН – международная организация, в первую очередь, отвечающая за мир и безопасность на планете, центр, который координирует внешнюю политику государств и от которого напрямую зависит решение многих важных проблем, и она сталкивается в этом смысле с особым вызовом. Если ООН сможет продемонстрировать явную готовность к адаптации и обновлению собственной миссии, то она сможет внушить чувство уверенности и снискать поддержку правительств и народов всех стран мира. А это является залогом будущего успеха ООН.                                                                                                          

20 билет:Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003-2010 гг.                                     В минувшие после создания СНГ годы его участники пришли к мнению, что государства Содружества могут взаимодействовать в экономической области путем разноуровневой интеграции. С этой целью ряд стран СНГ стали создавать экономические сообщества в узком составе.                             Например, пять государств — участников СНГ — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация и Таджикистан — с 1995 г. начали формировать Таможенный союз. С этой целью ими заключено большое число соглашений. Ключевым среди них является Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., в котором без конкретизации сроков определены этапы интеграции.                                                                                                                                  На первом этапе — обеспечить реализацию в полном объеме режима свободной торговли, в частности неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров.                                                                   На втором этапе — создать таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли.                                                                                                            На третьем этапе — сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.                                                                                                                                 Опыт развития многостороннего сотрудничества показал, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей в первую очередь обязательность выполнения принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 г. президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-участниками и 30 мая 2001 г. вступил в силу.                                                                               19 сентября 2003 г. четыре государства СНГ Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина — заключили Соглашение о создании единого экономического пространства, в котором определили этапы достижения указанной цели.                                                                                                                                   Пока еще скромную роль в экономическом сотрудничестве государств — участников Содружества играет Экономический суд СНГ. Его слабыми местами являются рекомендательный характер решений и ограниченный круг субъектов, имеющих право обращаться в Суд. Необходимо внести изменения в статус Суда, что позволит стать ему по-настоящему действенным инструментом по разрешению экономических споров в рамках СНГ.

 

29 билет:.Основные направления деятельности ООН.

Направления деятельности ООН определяются  в большей мере профилем тех или иных органов и учреждений системы.

Генеральная ассамблея ООН - уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации. Она также уполномочена обсуждать любые вопросы, относящиеся  к поддержанию международного мира и безопасности, поставленные перед нею любыми государствами, в том числе государствами членами и не членами ООН, или Советом Безопасности  ООН, и делать в отношении любых таких  вопросов рекомендации заинтересованному государству  или государствам либо Совету Безопасности до и после обсуждения.

Совет Безопасности ООН - возложена главная ответственность  за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Согласно Устава ООН, только Совет Безопасности и никакой другой орган или должностное лицо  ООН имеет право принимать решения о проведении операций с использованием Вооруженных сил ООН.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) координирует экономическую и социальную деятельность ООН, специализированных учреждений ООН, а также многочисленных органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие многообразные функции координации и развития сотрудничества государств с различным социальным строем с таких важных экономических и социальных областях их взаимоотношений, как экономическое развитие, мировая торговля, индустриализация. Освоение природных ресурсов, международная защита прав и свобод человека, положение женщин, народонаселение, социальное обеспечение, наука и техника, предупреждение преступности и многое другое. Он должен служить центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем глобального и межотраслевого характера и выработке рекомендаций в отношении политики по этм проблемам, контролировать и оценивать осуществление общей стратегии и выполнение первоочередных задач.

Совет по Опеке  ООН уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые властью, управляющей соответствующей территорией, принимать петиции и рассматривать их, консультируясь с управляющей властью, устраивать периодические посещения соответствующих территорий под опекой в согласованные с управляющей властью сроки и предпринимать упомянутые действия в соответствии с условиями соглашений об опеке.

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"