Расширение
НАТО — процесс включения новых стран в НАТО. НАТО — военный союз, организация которого составляет
систему коллективной защиты. Вступление
новых членов в Альянс соответствует статье
10 Североатлантического договора, в которой
провозглашается, что каждое европейское
государство, которое способно развивать
принципы настоящего Договора и способствовать
безопасности в Североатлантическом регионе,
может быть приглашено к присоединению
к НАТО. Страны, желающие присоединиться,
должны отвечать определённым требованиям
и пройти многошаговый процесс, включающий
в себя политический диалог и военную
интеграцию. За процессом вступления наблюдает
Североатлантический Совет.
Североатлантический Союз прошел 6 шагов
расширения. Первое, второе и третье
расширение произошли еще до распада Советского Союза, в 1952 — (Греция, Турция), 1955 (Германия) и 1982 (Испания) годах соответственно.
После распада СССР, в зону расширения НАТО,
несмотря на обещания, данные Михаилу
Горбачёву[1], вошли страны пост-социалистического
лагеря. Так, в 1999 г. в блок были приняты Венгрия, Польша и Чехия.
24 апреля 1999 на саммите НАТО в Вашингтоне
в процедуру вступления в НАТО был введен
этап т. н. «кандидатства». С тех пор страны, которые проявляли политическую
волю к членству в Альянсе, сначала должны
были присоединиться к Плану действий
по членству в НАТО (ПДЧ), что означало
их признание со стороны это организации
как кандидатов на вступление, реализовать
его (путём принятия годовых национальных
программ, их выполнения и положительной
оценки НАТО), а уже после того вести переговоры
о вступлении. Все страны, которые вступали
в Альянс с того момента, проходили через
выполнение такого плана. Хотя участие
в ПДЧ значительной мере содействует подготовке
к вступлению в НАТО, она не является гарантией
будущего членства.
Пятое расширение произошло в марте 2004 г., когда в блок вошли сразу 7 государств: Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, выполнив всего по одной годовой национальной
программе Плана действий после его предоставления
этим странам в ноябре 2002 года.
На саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 г. было принято решение о принятии в
НАТО Хорватии и Албании. Македония, выполнив к этому времени уже девять
годовых национальных программ ПДЧ, не
была принята из-за вето Греции, наложенного по причине споров о названии
страны. Специально к этому саммиту два
постсоветских государства — Украина и Грузия, формально «проявили политическую волю к членству». Так, Президент Украины Ющенко В. А., премьер-министр
Тимошенко Ю. В. и председатель Верховной
рады Яценюк А. П. 11 января 2008 года написали
так называемое «письмо трёх», в котором просили НАТО о предоставлении
Украине ПДЧ. Дословно: «…Надеемся, что достигнутый Украиной прогресс
в рамках Интенсифицированного диалога
по вопросам членства и соответствующих
реформ в ближайшее время будет признан
Альянсом… В настоящее время Украина
заинтересована в присоединении к Плану
действий относительно членства. Рассчитываем
на то, уровень готовности нашего государства
к новым свершениям станет основой для
позитивного ответа во время следующего
саммита стран НАТО в Бухаресте». Но вручение Грузии и Украины Плана для
членства в НАТО отложили, в частности, Германия иФранция. Всенародный опрос на Украине на данный
момент не проводился; только на основании
его результатов могло быть принято решение
о вступлении или не вступлении в НАТО[2]. 2 апреля 2010 года Виктор Янукович ликвидировал межведомственную комиссию
по вопросам подготовки страны к вступлению
в НАТО и национальный центр по вопросам
евроатлантической интеграции[3].
В августе 2010 года председатель правительства
России В. В. Путин заявил, что в ходе вывода советских войск
из Восточной Европы тогдашний генеральный
секретарь НАТО сказал, что СССР должен
быть уверен в том, что НАТО не будет расширяться
дальше существующих на тот момент границ
35билет:Особенности духовной
жизни в современной России.Оценивая духовную жизнь современной
России, следует иметь в виду, что любой
народ, любая страна в эпоху перемен начинают
активно подвергать ревизии свои прошлые
достижения и ценности. С Россией такое
случалось уже не раз. Эпоха бурного переосмысления
основных духовных ориентиров была в период
революции 1917 года, не менее существенная
и коренная ломка произошла и в эпоху перестройки,
начиная с 1985 года. Изменению в первую
очередь подвергаются политические, правовые,
религиозные, нравственные ценности. Затрагиваются
также и эстетические взгляды и убеждения.
Большинство исследователей оценивает
положение в духовной жизни нашего отечества
как крайне тяжелое и даже катастрофическое.
При неисчерпаемом культурном потенциале,
накопленном предшествующими поколениями
и нашими современниками, происходит духовное
обнищание народа. Тяжелое состояние отечественной
культуры связано с кризисным состоянием
экономики, на культуру расходуется мизерная
часть государственного бюджета. Уровень
развития духовной культуры можно измерить
количественными и качественными показателями.
К количественным показателям относятся
объемы создаваемых в обществе духовных
ценностей, масштаб их распространения
и глубина освоения каждым человеком.
Оценивая уровень духовного прогресса
в той или иной стране, мы должны знать,
сколько библиотек, научно-исследовательских
институтов, музеев, заповедников, консерваторий,
театров, школ, университетов и т.д. имеется
в ней. Качественные показатели оцениваются
по способности культуры формировать
творческие возможности человека, его
восприимчивость к высоким достижениям
искусства, его нравственные качества,
политическую и правовую культуру. По
всем этим показателям современная Россия
уступает России советской. По международным
стандартам интеллектуализации молодежи,
выработанным по инициативе ЮНЕСКО, СССР
в 50-х годах занимал 3-е место в мире после
США и Канады, 1985 — 42-е, в 1990-х годах —50-е.
Сейчас как никогда наблюдается упадок
морали, ожесточенность, рост преступности
и насилия. Особенно опасно снижение уровня
гуманитарной культуры, когда молодой
человек, получающий профессию, остается
духовно неразвитым. Опасно попасть на
прием к врачу, безразличному к страданиям
больного, наблюдать, как равнодушный
к культуре своих предков архитектор строит
пивной бар рядом с храмом и т.д. Как долго
будет продолжаться это падение, можно
ли ожидать в ближайшем будущем духовного
возрождения России? Россия неоднократно
демонстрировала миру, что ее народ, наделенный
от природы мощными духовными силами,
сможет и на этот раз преодолеть все трудности
и выйти на новый уровень обновленной
духовности. 36 билет:Изменение научной
картины мира .На общественное сознание после войны
обрушилось и стремительное изменение
представлений об окружающем мире. До
войны господствовала ньютоновская картина
мира, где пространство и время были абсолютны
и не зависимы друг от друга. Мир уподобляли
некому механическому устройству, где
все имеет свое точное место и движется
по раз и навсегда заведенному порядку.
Согласно же теории относительностиАльберта
Эйнштейна , абсолютна лишь величина скорости света.
Пространство может искривляться, а время
зависит от скорости. Эта идея была настолько
непривычной, что в нее мало кто поверил.
Но в 1919 году было экспериментально подтверждено,
что луч света, который, по Ньютону, должен
был распространяться только прямолинейно,
искривляется, если проходит мимо Солнца,
т.е. крупного сгустка материи. Это означало,
что пространство искривляется. В науке
стало утверждаться представление о мире,
где нет ничего абсолютного, где все относительно.
В общественном же сознании на фоне тех
изменений, которые происходили новая
картина мира способствовала утверждению
мнения о том, что относительными, а не
абсолютными являются и мораль, и понятия
добра и зла, и все привычные человеческие
ценности. Сам Эйнштейн всю жизнь тщетно
боролся с таким истолкованием его теории.
Новые явления в искусстве . Эти сдвиги
в общественном сознании оставили глубокий
след в европейском искусстве и литературе.
До начала XX века в европейском изобразительном
искусстве господствовал реализм . Мир тогда казался достойным его реалистического
изображения. Личность художника, его
вкусы и пристрастия могли выразиться
в выборе жанра, композиции, в предпочтении
формы или цвета. Когда же мир потерял
свою гармоничность и рациональность
в глазах художников, его реалистическое
отображение как бы теряло смысл. Произошла
перемена в понимании роли художника.
Она теперь состояла не в отражении мира,
а в выражении художником его видения
и понимания мира, которое могло сводиться,
например, к определенному соотношению
линий и геометрических фигур. Такой вид
живописи получил название абстракционизм , основателем его был русский художник Василий
Кандинский . Первые произведения абстракционистов
появились еще накануне войны. Сюрреалисты(сюрреализм
—по-французски буквально означает «сверхреализм») во главе с Сальвадором Дали пытались
изобразить иррациональный мир. На их
картинах, в отличие от картин абстракционистов,
присутствуют узнаваемые предметы, но
подчас странно выглядящие и находящиеся
в необычных композициях, как в сновидениях.
30 билет: Роль ООН в современном
мире.Организация Объединенных Наций занимает
центральное место в системе межгосударственных
организаций, и играет исключительную
роль в современном международно-политическом
и социальном развитии.В настоящее время
ООН занимается самыми важными проблемами в
мире, к которым можно отнести:
1) ликвидация крайней нищеты и голода. Масштабы
распространения бедности резко возросли
в период перехода к рынку. Две основные
причины бедности - резкий экономический
спад и сильная дифференциация доходов
в переходный период. Безработица членов
семьи является еще одной существенной
причиной бедности. Благодаря действиям
ООН каждый год по несколько процентов
бедных самостоятельно покидают эту категорию
в течение года в разных странах мира.
Из этого следует, что с экономическим
ростом появится реальная возможность
в кратчайшие сроки сократить уровень
бедности в мире.
Для борьбы с нищетой и голодом ООН ставит
следующие задачи перед собой:
·Сократить вдвое за период 1990 и 2015 годов
долю населения, имеющего доход менее
1 доллара США в день;
·Обеспечить полную и производительную
занятость и достойную работу для всех,
в том числе для женщин и молодежи;
·Сократить вдвое за период 1990-2015 годов
долю населения, страдающего от голода.
6) борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими
заболеваниями. Основная причина ухудшения
здоровья людей - кризис системы здравоохранения,
которая по-прежнему строится, главным
образом, на стационарных формах лечения,
а не на амбулаторных и профилактических
методах и пропаганде здорового образа
жизни. Состояние здоровья населения связано
и с плохим качеством окружающей среды.
Также, не решен вопрос обеспечения населения
многих стран мира безопасной питьевой
водой.
Основными задачами в борьбе с ВИЧ/СПИДом,
малярией и другими заболеваниями являются:
·Остановить к 2015 году распространение
ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции
к сокращению заболеваемости;
·Предоставление к 2010 году возможности
пройти лечение от СПИДа всем, кто в этом
нуждается;
·Остановить к 2015 году распространение
малярии и других основных болезней и
положить начало тенденции к сокращению
заболеваемости.
Помимо того, что ООН решает разнообразные
проблемы во всем мире она в своей деятельности
сталкивается с рядом проблем и трудностей,
к примеру, у Совета Безопасности часто
возникают трудности со своевременным
принятием решений.
Таким образом, можно сделать вывод, что события XXI века
продемонстрировали достоинства и недостатки
ООН. Они свидетельствуют также о том,
что мировое сообщество столкнулось с
новыми формами угрозы, которые потребуют
новых форм действия, реагирования и сотрудничества.
ООН – международная организация, в первую
очередь, отвечающая за мир и безопасность
на планете, центр, который координирует
внешнюю политику государств и от которого
напрямую зависит решение многих важных
проблем, и она сталкивается в этом смысле
с особым вызовом. Если ООН сможет продемонстрировать
явную готовность к адаптации и обновлению
собственной миссии, то она сможет внушить
чувство уверенности и снискать поддержку
правительств и народов всех стран мира.
А это является залогом будущего успеха
ООН.
20 билет:Содружества Независимых Государств
в экономической сфере в 2003-2010 гг.
В минувшие после создания СНГ годы его
участники пришли к мнению, что государства
Содружества могут взаимодействовать
в экономической области путем разноуровневой
интеграции. С этой целью ряд стран СНГ
стали создавать экономические сообщества
в узком составе.
Например, пять государств — участников
СНГ — Белоруссия, Казахстан, Киргизия,
Российская Федерация и Таджикистан —
с 1995 г. начали формировать Таможенный
союз. С этой целью ими заключено большое
число соглашений. Ключевым среди них
является Договор о Таможенном союзе и
Едином экономическом пространстве от
26 февраля 1999 г., в котором без конкретизации
сроков определены этапы интеграции. На первом этапе — обеспечить
реализацию в полном объеме режима свободной
торговли, в частности неприменение тарифных
и количественных ограничений во взаимной
торговле, введение единой системы взимания
косвенных налогов, устранение административных,
фискальных и иных препятствий, затрудняющих
свободное передвижение товаров. На втором этапе — создать
таможенный союз, предполагающий единую
таможенную территорию, общий таможенный
тариф, отмену таможенного контроля на
внутренних границах, унификацию механизмов
регулирования экономики и торговли. На третьем этапе — сформировать
единое экономическое пространство, предусматривающее
проведение общей экономической политики
и формирование общего рынка услуг, труда
и капитала, унификацию национального
законодательства, проведение согласованной
социальной и научно-технологической
политики.
Опыт развития многостороннего сотрудничества
показал, что продвижение по намеченному
пути затруднительно без четкой организационно-правовой
структуры, обеспечивающей в первую очередь
обязательность выполнения принятых решений.
В целях решения этой проблемы 10 октября
2000 г. президентами Белоруссии, Казахстана,
Киргизии, России и Таджикистана был подписан
Договор об учреждении Евразийского экономического
сообщества, ставший основой для перевода
сотрудничества пяти государств на качественно
новый уровень. Договор ратифицирован
всеми государствами-участниками и 30 мая
2001 г. вступил в силу.
19 сентября 2003 г. четыре государства СНГ
Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина
— заключили Соглашение о создании единого
экономического пространства, в котором
определили этапы достижения указанной
цели.
Пока еще скромную роль в экономическом
сотрудничестве государств — участников
Содружества играет Экономический суд
СНГ. Его слабыми местами являются рекомендательный
характер решений и ограниченный круг
субъектов, имеющих право обращаться в
Суд. Необходимо внести изменения в статус
Суда, что позволит стать ему по-настоящему
действенным инструментом по разрешению
экономических споров в рамках СНГ.
29 билет:.Основные направления
деятельности ООН.
Направления деятельности
ООН определяются в большей мере профилем тех или иных
органов и учреждений системы.
Генеральная
ассамблея ООН - уполномочена рассматривать общие принципы
сотрудничества в деле поддержания международного
мира и безопасности, в том числе принципы,
определяющие разоружение и регулирование
вооружений, и предлагать в отношении
этих принципов рекомендации. Она также
уполномочена обсуждать любые вопросы,
относящиеся к поддержанию международного
мира и безопасности, поставленные перед
нею любыми государствами, в том числе
государствами членами и не членами ООН,
или Советом Безопасности ООН, и делать
в отношении любых таких вопросов рекомендации
заинтересованному государству или государствам
либо Совету Безопасности до и после обсуждения.
Совет Безопасности
ООН - возложена главная ответственность за
поддержание международного мира и безопасности.
Совет наделен широкими полномочиями
в деле мирного урегулирования международных
споров, недопущения военных столкновений
между государствами, пресечения актов
агрессии и других нарушений мира и восстановления
международного мира. Согласно Устава
ООН, только Совет Безопасности и никакой
другой орган или должностное лицо ООН
имеет право принимать решения о проведении
операций с использованием Вооруженных
сил ООН.
Экономический
и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) координирует экономическую
и социальную деятельность ООН, специализированных
учреждений ООН, а также многочисленных
органов ООН. На ЭКОСОС возложены широкие
многообразные функции координации и
развития сотрудничества государств с
различным социальным строем с таких важных
экономических и социальных областях
их взаимоотношений, как экономическое
развитие, мировая торговля, индустриализация.
Освоение природных ресурсов, международная
защита прав и свобод человека, положение
женщин, народонаселение, социальное обеспечение,
наука и техника, предупреждение преступности
и многое другое. Он должен служить центральным
форумом для обсуждения международных
экономических и социальных проблем глобального
и межотраслевого характера и выработке
рекомендаций в отношении политики по
этм проблемам, контролировать и оценивать
осуществление общей стратегии и выполнение
первоочередных задач.
Совет по Опеке
ООН уполномочен рассматривать отчеты, предоставляемые
властью, управляющей соответствующей
территорией, принимать петиции и рассматривать
их, консультируясь с управляющей властью,
устраивать периодические посещения соответствующих
территорий под опекой в согласованные
с управляющей властью сроки и предпринимать
упомянутые действия в соответствии с
условиями соглашений об опеке.