Шпаргалка по "Конфликтологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

1. Сущность и типология международных конфликтов.
Международный конфликт - один из видов политических конфликтов. Политические конфликты обусловлены несовпадением интересов, ценностей и индефикаций политических субъектов, соответственно выделяют конфликты интересов, ценностные конфликты и конфликты самоидентификацией.
В соответствии с наиболее распространенным представлением международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов. интересы государств могут сталкиваться из-за принадлежности той или иной территории, из-за прохождения линии государственной границы.

Файлы: 1 файл

istoria.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

1. Сущность и типология международных конфликтов.

Международный конфликт - один из видов политических конфликтов. Политические конфликты  обусловлены несовпадением интересов, ценностей и индефикаций политических субъектов, соответственно выделяют конфликты интересов, ценностные конфликты и конфликты самоидентификацией.

В соответствии с наиболее распространенным представлением международный конфликт можно определить как открытое политическое столкновение двух и более государств (или иных международных акторов) на основе несовпадения или противоречия их интересов. интересы государств могут сталкиваться из-за принадлежности той или иной территории, из-за прохождения линии государственной границы. Интересы могут быть экономического характера, что связано с доступом к использованию каких-либо ресурсов либо контролю над ними.

Практика международных  отношений знает различные типы и виды международных конфликтов. Наиболее часто в классических международных  конфликтах встречается их разделение на симметричные и ассемитричные. К симметричным относят такие конфликты, которые характеризуются примерно равной силой вовлеченных в них сторон. Ассиметричные же конфликты - это конфликты с резким различие потенциала конфликтующих сторон.

Выделение симметричных и ассиметричных конфликтов важно с практической точки зрения.

Если конфликт перейдет в стадию вооруженной борьбы, то от соотношения потенциалов принимающих  участие в конфликте сторон будет  зависеть его продолжительность  и во многом конечный результат. Для  типологии международных конфликтов можно использовать предложенную А. Раппопортом классификацию политических конфликтов; критериями которой служат характеристики процесса протекания.

 

2 билет.  Особенности международных конфликтов  в начале 21 века

8 билет.  Характеристика иеждународных конфликтов в начале 21 века.

Я думаю  можно сделать так (софья).

Центральной проблемой  теории международных отношений  является проблема международных конфликтов.

Международный конфликт - это непосредственное или  косвенное столкновение интересов двух либо нескольких сторон на основе существующих между ними противоречий объективногго и субъективного характера.

По своему происхождению  эти противоречия могут быть территориальными, национальными, экономическими, военно стратегическими, научно-техническими и т.д. Международные конфликты наиболее часто делятся на симметричные и ассиметричные. К симметричным относят такие конфликты, которые характеризуются примерно равной силой вовлеченных в них сторон. Ассиметричные же конфликты - это конфликты с резким различие потенциала конфликтующих сторон. Особое место в международном конфликте занимает международный политический кризис. Его опасность заключается в том, что он вплотную подводит конфликтующие стороны к вооруженному сталкновению. Серьезную опастность представляли международные политические кризисы периода холодной войны, поскольку могли повлечь за собой мирровую термоядерную катастрофу. Наиболее известным кризисом того периода был Карибский кризис 1962 года, называемым ракетным кризисом.

Столкновение  интересов СССР и США, связанное с утверждением власти Ф. Кастро на Кубе, очень быстро пройдя начальные фазы конфликта, привело не только к всеобъемлеющему кризису в отношениях этих стран, но и к глобальному кризису. Очень многие конфликты периода холодной войны "подпитывались"  соперничающими блоками, за некоторыми из них непосредственно стояли две сверх державы - СССР  и США.

С окончанием холодной войны открылся путь к решению  части из этих конфликтов, но в тоже время возникли новые очаги напряженности. Во многих регионах планеты продолжалаась литьс кровь, не исчезла полностью угроза глобального вооруженноо столкновения, поэтгому проблема обеспечения всеобщей безопасности осталась.

Наиболее  масштабными международными конфликтами  прошлого столетия, были две мировые войны.

 

3.билет

Международный конфликт - это непосредственное или  косвенное столкновение интересов  двух либо нескольких сторон на основе существующих между ними противоречий объективногго и субъективного  характера.

По своему происхождению  эти противоречия могут быть территориальными, национальными, экономическими, военно стратегическими, научно-техническими и т.д.

Причинами международных  конфликтов ученые называют:

  » конкуренцию государств;

  » несовпадение национальных интересов;

  » территориальные притязания;

  » социальную несправедливость в глобальном масштабе;

  » неравномерное распределение в мире природных ресурсов;

  » негативное восприятие сторонами друг друга;

  » личную несовместимость руководителей и пр.

   Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует из-за многообразия его признаков и свойств политического, экономического, социального, идеологического, дипломатического, военного и международно-правового характера.

 

 

 

33билет: Экономические отношения Россия – ЕС

Как известно, Европейский союз является крупнейшим внешнеторговым партнером  Российской Федерации – только за 10 месяцев прошлого года товарооборот между Россией и ЕС составил почти 190 млн. долларов. На долю ЕС приходится более 50% российского внешнеторгового оборота и около 70% накопленного иностранного капитала в экономике России. Доля России во внешней торговле ЕС приближается к 10%.[1] В целом Россия занимает пятое место среди торговых партнеров Евросоюза (после США, Швейцарии, Китая и Японии). Несмотря на то, что такая асимметрия в торговле уже сейчас становится заметным ограничителем двусторонних отношений, Россия объективно нуждается не столько в снижении общей доли ЕС во внешней торговле, сколько в диверсификации экспорта и развитии других направлений, в том числе и для традиционных товаров.

Особое внимание участники ситуационного  анализа обратили на транспортную составляющую сотрудничества. Российская Федерация  занимает уникальное положение наиболее удобного и безопасного на данное время маршрута движения Европа –  Азия. Потенциально Россия могла бы извлекать из своего географического положения существенные экономические выгоды. В настоящее время Европейский союз стремится к усилению своего присутствия на российских транзитных магистралях, в первую очередь – воздушной. С этой целью Комиссия ЕС (КЕС) ведет борьбу за отмену выплат европейскими компаниями компенсационных платежей за пролеты по транссибирской магистрали. В случае положительного для ЕС решения данного вопроса будет создан важнейший прецедент, который позволит странам Евросоюза наращивать масштаб перевозок через российскую территорию, существенно теснить позиции российских авиаперевозчиков и не компенсировать России финансовые потери. Одновременно Россия недостаточно использует потенциал железнодорожных перевозок Европа – Азия, который способствовал бы ее реальной интеграции с Европой и в мировое хозяйство в целом. Повышение экологических требований затруднит проекты по транспортировке российских энергоносителей через Балтийское море.

Участники ситуационного анализа  сошлись во мнении, что существует прямая зависимость между качеством экономической политики внутри России и состоянием торгово-экономических отношений с ЕС. В связи с этим улучшение их состояния невозможно без внутренних изменений в России, модернизации ее экономики и повышения качества государственного управления экономикой.

В настоящее время структура  российского экспорта на рынок ЕС полностью отражает и соответствует  реальной конкурентоспособности российской продукции. Более того, экспорт российских нефти и газа в страны ЕС имеет традиционный характер и выступает в качестве своеобразной «подушки безопасности» против непредсказуемого осложнения политических отношений. Но для углубления отношений с Евросоюзом этого недостаточно. Расширение товарной номенклатуры и изменение соотношения отдельных ее статей возможны только через развитие производства конкурентоспособных товаров и услуг внутри России.

Сами страны ЕС, по мнению участников ситанализа, не проявляют чрезмерной заинтересованности в расширении спектра  товаров российского экспорта, рассматривают и, в среднесрочной перспективе, будут рассматривать Россию скорее как сырьевой придаток. В сочетании с поддержанием элементарной политической стабильности, обеспечение устойчивых поставки энергоресурсов являются главными приоритетами политики ЕС.

При этом нельзя забывать, что сами страны ЕС стремятся к развитию новых  источников природных энергоресурсов с целью обезопасить себя от потенциальных  внутрироссийских катаклизмов и  лишить Россию теоретической возможности  использовать свои энергоресурсы в качестве инструмента политического влияния.

Политико-экономические системы  России и ЕС сейчас малосовместимы. Российские реформы изначально проходили  под сильным влиянием так называемого  англосаксонской модели и не ориентировались  на континентальные стандарты Евросоюза. Несмотря на то, что влияние европейских образцов постепенно усиливается, эта тенденция не является превалирующей в развитии российского законодательства, в том числе из-за неясных перспектив отношений с Евросоюзом. Как Россия не определилась с «европейским выбором», так и ЕС не определился с долгосрочной политикой в отношении России.

Относительно отношений с ЕС в контексте вступления России в  ВТО эксперты разошлись во мнениях  о том, как расценивать условия, на которых Россия подписала с Евросоюзом протокол о завершении переговоров, а также каким образом использовать это с максимальной выгодой.

Большинство участников придерживаются мнения, что, несмотря на позитивное значение подписания протокола, уступки, на которые  Евросоюз заставил пойти Россию, могут нанести значительный урон как российской экономике в целом, так и отдельным российским корпорациям. Среди последних – ОАО «Аэрофлот», РАО «Газпром», РАО РЖД (повышение «калининградских» тарифов) и др. Неясен и вопрос о балансе выгод и ущерба в результате ратификации Россией Киотского протокола. Вместе с тем, подавляющее большинство участников ситанализа согласилось с тезисом, что сам факт «закрытия» темы ВТО позитивен, так как снимает с российско-европейской повестки дня один из главных раздражителей, если разумеется, КЕС не попытается его снова открыть.

В настоящее время практически  нет механизмов и инструментов защиты интересов российского частного бизнеса на уровне отношений Россия – Евросоюз. Во-первых, за редкими  исключениями сам российский бизнес не готов серьезно инвестировать в создание такой лоббистской инфраструктуры, а, во-вторых, современный формат взаимоотношений бизнеса и властей в России не способствует защите интересов российских предпринимателей вовне.

Сложность отношений между властью и бизнесом в современной России является, по мнению подавляющего большинства участников ситуационного анализа, одной из главных причин общей незащищенности российских экономических игроков в отношениях с ЕС.

Во многом поэтому переговорный процесс Россия – ЕС остается закрытым и непрозрачным для российского бизнес-сообщества, что приводит к недостаточному и неполному учету его интересов ответственными ведомствами. Консультации с представителями бизнеса ведутся только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.

 

3.

34билет:Россия и НАТО.  
В 1949 году, когда создавался блок НАТО, СССР выступил с решительным осуждением его организаторов. Однако уже в 1954 году СССР предпринял попытку отойти от жесткой конфронтационной политики, создать общеевропейскую систему безопасности. В январе 1954 года на совещании министров иностранных дел США, СССР, Англии и Франции был предложен соответствующий проект, который, однако, был отклонен западной стороной.  
31 марта 1954 года СССР выдвинул альтернативный проект, в котором Советское правительство выразило готовность рассмотреть совместно с заинтересованными странами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре. В этом случае, как говорится в нотах Советского правительства правительствам США, Англии, Франции, "Организация Североатлантического договора перестала бы быть замкнутой военной группировкой государств, была бы открыта для присоединения других европейских стран, что наряду с созданием эффективной системы коллективной безопасности в Европе имело бы важнейшее значение для укрепления всеобщего мира". 
20 декабря 1991 года президент России Борис Ельцин в своем обращении к министрам иностранных дел стран - членов НАТО выразил готовность рассматривать вопрос о вступлении России в НАТО как долгосрочную политическую цель. 22 июня Россия и НАТО подписали рамочный документ программы "Партнерство ради мира" и специальный протокол, который давал Москве более широкие полномочия, чем другим участникам, и признавал за ней статус "крупной державы". Однако при этом России не было предоставлено право голоса при принятии решений НАТО. 31 мая 1995 года введена в действие индивидуальная программа партнерства НАТО - Россия и документ "Области широкого, углубленного диалога и сотрудничества Россия - НАТО". 10 декабря 1996 года в Брюсселе на сессии Совета НАТО достигнута договоренность о начале переговоров России и НАТО о заключении Основополагающего акта Россия - НАТО. 
27 мая 1997 года в Париже подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО президентом РФ Борисом Ельциным, генеральным секретарем НАТО Хавьером Соланой и представителями 16 стран - членов НАТО. Центральную часть Акта составляет раздел, посвященный военно-политическим аспектам. Акт содержит гарантии НАТО по неразмещению ядерного оружия на территории новых членов альянса. Государства - члены НАТО подтверждают, что не имеют намерений, планов и причин для развертывания ядерного оружия на территории новых членов и не имеют необходимости изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику НАТО, а также не предвидят необходимости делать это в будущем. НАТО приняла решение о том, что не имеет намерений, планов или причин создавать места хранения ядерного оружия на территориях этих стран ни путем строительства новых объектов хранения ядерного оружия, ни путем приспособления старых объектов хранения ядерного оружия. Согласно Основополагающему акту Россия - НАТО, созданы Совместный постоянный совет (СПС)НАТО - Россия и Совместный постоянный военный комитет Россия - НАТО (СПВК).  
К концу мая 1998 года состоялось девять заседаний СПС на уровне послов, два заседания на уровне министров иностранных дел, заседание на уровне министров обороны и три заседания СПВК. 23 октября 1997 года в Брюсселе с кратким рабочим визитом находился начальник Генерального штаба ВС России генерал-полковник Анатолий Квашнин. 
Это первый в истории визит в штаб-квартиру альянса. Главная тема визита - подготовка к существующей активизации военных контактов в свете подписанного Основополагающего акта. 18 марта 1998 года Россия официально учредила свое постоянное представительство в НАТО, которое должно обеспечивать весь комплекс отношений Россия - НАТО, включая их военное измерение, в соответствии с Основополагающим актом Россия - НАТО.  
8 мая 1998 года в Люксембурге состоялось юбилейное заседание (первая годовщина) Совместного постоянного совета Россия - НАТО. 11-12 июня 1998 года в Брюсселе прошли заседания Североатлантического совета и Совместного постоянного совета (СПС) Россия - НАТО на уровне министров обороны. Одновременно в Калининграде находился с визитом советник информационного отдела НАТО Джон Лаф. 
24 марта 1999 года в связи с началом военной операции (агрессии) НАТО против Югославии отношения России с НАТО фактически заморожены. Отозван главный военный представитель РФ при НАТО, отложен вопрос об открытии миссии НАТО в Москве. Пересматривается отношение России к Основополагающему акту Россия - НАТО. Россия не приняла участия в юбилейном саммите НАТО в Вашингтоне (апрель 1999 года). Министерство обороны РФ приняло решение об отзыве всех российских военнослужащих, проходящих обучение в военных учебных заведениях стран НАТО, а также на краткосрочных курсах в военных заведениях стран НАТО.  
26 марта 1999 года МИД РФ предложил покинуть в 24 часа Москву представителю бюро по контактам НАТО в Москве Алексею Шахтахтинскому (дипломат, Франция) и советнику НАТО по вопросам информации Манфреду Дилю (полковник генштаба ВС ФРГ). 
Отношения Североатлантического блока с Москвой вновь начали улучшаться летом-осенью 2001 года. В это время Владимир Путин призвал "уйти от деструктивного характера в отношениях России и НАТО" и высказался за развитие и углубление отношений России и НАТО. По его словам, предложение генсека НАТО Джорджа Робертсона о создании органа, который будет рассматривать возможность углубления сотрудничества альянса с Россией, "изменит характер отношений между Россией и НАТО". 
После терактов 11 сентября некоторые эксперты высказывали предположения, что в отношениях между Россией и НАТО наступит потепление, так как США нуждаются в помощи России. Тогда же заговорили, что Россия может вступить в НАТО уже в обозримом будущем. Позиции России по вопросу о расширении НАТО все же остались без изменений: если такое расширенме произойдет, то никто не будет чувствовать себя в большей безопасности после таких трагических событий, как теракты в США

Информация о работе Шпаргалка по "Конфликтологии"