Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 21:03, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Детская психология".
31.Детская психология
как раздел возрастной Детская психология
- отрасль психологической науки,
изучающая факты и Становление
детской психологии как науки
. Ж.Ж.Руссо «Эмиль или о Детская психология
связана с другими науками:
с философией (законы развития, противоречия
как движущиеся силы развития;
переход количественных
|
32.Методы детской психологии и специфика их применения. Метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение. Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Наблюдение позволяет
увидеть естественные проявления ребенка.
Не зная о том, что выступает объектом
изучения, малыш ведет себя свободно,
раскованно. Это позволяет получить
объективные результаты. В процессе
наблюдения у исследователя складывается
целостное представление о Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования. Эксперименты бывают: Лабораторный, камерный, психолого-педагогический. Лабораторный - опыт проводят в специально оборудованном помещении. Для исследования используют разнообразные приборы и целые установки. Камерный - В отличие от лабораторного камерный эксперимент проводится в любой свободной комнате, с обычной для нее обстановкой. В камерном эксперименте
принимают участие Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. Психолого-педагогический - Этот вид эксперимента, разработанный Лазурским, широко применяется в педагогической психологии. Позволяя совмещать изучение ребенка с его обучением (или воспитанием), он в наибольшей мере отвечает принципиальным задачам психологической науки Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью). Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах. |
33.Факторы, закономерности
и динамика психического Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в них количественных, качественных и структурных преобразований. Развитие психики
реализуется в форме Развитие – это изменения, происходящие со временем в строении тела, психике, поведении, в результате биологических процессов в организме и воздействия окружающей среды (Г. Крайг). Области развития: Физическая: внешние изменения (динамика роста и веса), внутренние (динамика костей, мышц, желез, мозга, органов чувств). Физическое здоровье и двигательные навыки. Когнитивная – познавательные психические процессы, умственная способность, объем ЗУНов. Психосоциальная – развитие личности и межличностных отношений, Я-концепции, мотивационно-потребностной и эмоционально-волевой сферы. Все области взаимосвязаны между собой. Факторы психического
развития – это ведущие детерминанты
развития человека. Ими принято считать
наследственность, среду и активность.
Если действие фактора наследственности
проявляется в индивидных свойствах
человека и выступает в качестве
предпосылок развития, а действие
фактора среды (общества) – в социальных
свойствах личности, то действие фактора
активности – во взаимодействии двух
предшествующих. Наследственность –
свойство организма повторять в
ряду поколений сходные типы обмена
веществ и индивидуального Влияние биологических и социальных факторов на развитие Выготский подчеркивал единство биологического и социального в развитии. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций, но имеет разный удельный вес: элементарные функции - более наследственные, высшие - более социальные. В биологизаторском направлении ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы способностями и характером. Противоположный подход у социологизаторов. Дж. Локк – ребенок «чистая доска». Дж. Уотсон – гены передаются по наследству и определяют только сам механизм мозга, а остальное обусловливается социальными условиями жизни. В поведении человека нет ничего врожденного и каждое действие есть продукт внешней стимуляции. Основные закономерности детского развития: 1. Цикличность
развития. Под циклом понимают
возраст как стадию развития.
Темп и содержание развития
изменяется на протяжении 2. Неравномерность
развития. Разные психические функции
развиваются неравномерно, не пропорционально.
Существуют наиболее 3. «Метаморфозы» детского развития. Выготский отметил цепь превращения одной качественной формы в другие. 4. Сочетание процессов
эволюции и инволюции. То, что
развивалось на предыдущем 5. Интеграция психики
– перерастание отдельных 6. Пластичность
психики и возможность |
34.Психическое развитие и обучение. Теория Л.С Выготского о происхождении высших психических функций. Изучали: Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.Я.Гальперин, Л.В.Занков Психическое развитие строится на законах диалектики: единство и борьба противоположностей. Движущей силой психическо-го развития ребенка выступают и внешние и внут-ренние противоречия. Противоречия в момент рождения между прошлым и требованием среды окружающих. В 1 год - прямохождение как разреше-ние противоречия. 3 года - развитие речи. 6 лет- школа (между требованием деятельности возможно-стями ребенка). Задача взрослых создавать противо-речия, что стимулирует развитие ребенка. Обучение всегда учитывает возрастные особенности ребенка. Проблема взаимодействия
психического развития и 1. - обучение не
оказывает влияние на под имеющийся
уровень психического развития
ребенка, учитывает его (Торндайк, Пиаже); 2. - психическое
развитие и обучение идут строится обучение. 1,5 года - 3 года - быстро разви-вается речь - нужно целенаправленное обучение языкам, чтение книг. Если этот период неблагоприятен, то будет бедная речь, малообразная, маловыразительная; 3.* обучение опережает психическое развитие и ведет его за собой - развивающее обучение (Л.С.Выготский). Л.С.Выготский выделяет 2 уровня развития: 1 - уровень актуального развития - особенности психического развития, которые соответствуют
сегодняшним психическим 2 уровень - зона
ближайшего развития - как разница
между тем, что ребенок делает с помощью взрослою, а завтра - самостоя-тельно. ЗБР - это завтрашний день ребенка, его
потенциальные возможности. создаст ЗБР, когда ребенок научится что-то делать сам (рисует, считает), взрослый начинает обучать чему-то новому, более сложному, таким образом ЗБР постоянно движется, что ведет за собой психическое развитие ребенка. В настоящее время разрабатываются
различные технологии развиваю- Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896—1934) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920—1930-х гг. им были разработаны основы культурно - исторической теории развития психики. Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия XX в., Л.С. Выготский обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики реализован подход, который он назвал «биологизаторским» или «натуралистическим». Биологизаторская трактовка отождествляет, ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка. Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития высших психических функций человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но стремился выявить конкретный механизм этого влияния. Выготский выделял низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развития) и высшие психические функции (фаза «культурного» развития). Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций — элементарных и высших. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями (ВПФ) люди могут сознательно управлять. Выготский пришел к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером ВПФ. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак. Интериоризация — фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе высших психических функций. Высшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». |
35.Возрастная периодизация психического развития: разнообразие подходов. На сегодняшний
день, к сожалению, не существует единой
общепринятой классификации возрастных
периодов развития человека, хотя в
разное время предпринимались Л.С. Выготский (1896 - 1934) Социальная ситуация развития, возрастные новообразования кризис новорожденности младенчество (2 мес. - 1 год) кризис 1 года раннее детство (1 - 3 года) кризис 3-х лет дошкольный возраст (3 - 7 лет) кризис 7 лет школьный возраст (8 - 12 лет) кризис 13 лет пубертатный возраст (14 - 17 лет) кризис 17 лет В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека. Первая фаза — младенчество, охватывает период до 2 лет. Вторая фаза — предшкольный возраст, от 2 до 5 лет. Третья фааа —детство, 5-12 лет. Четвертая фаза — юность, 12-17 лет. Пятая фаза —ранняя взрослость, 17-25 лет. Шестая фаза — зрелость, 25-50 лет. Седьмая фаза — поздняя зрелость, 50-75 лет. Восьмая фаза — старость, от 75 лет и далее Эльконин, на основе положения Леонтьева о вед. д-сти, наиб. систематизировал. пер-цию психич.. развития по критериям: вед. вид д-сти; соц. сит-ция разв.; новообразования: 1) -млад-во(0-1г.)- эмоц.-личн. общение; на познание отнош. с окруж и взр, формир-е доверия- недоверия, любовь; потребностно-эмоцион сфере; новообразования-комплекс оживления, потребность в речи, общении, потр-сть в познании предм. Мира, овладение прямохождением. Ранн.дет-во(1-3)- предм. оруд. д-сть; на познание предм. мира; сенсорно-исследоват.; новообраз- речь как ср-во общения, ребенок становится личностью, приобретается самостоятельность, осознание своего Я; Дошк.в-т(3-6)- вед.вид деят.. игра; на познание соц. отношений; потребность в общ-знач. д-сти., нач. форм. самооценка, чувство половой принадл., осозн. Себя в прошл., наст., буд. Форм. правов. Созн. Мл.шк. в-т( 6-11)- учебн. д-сть; на познание основ науки, на усвоение культ. опыта; разв. интеллект. сфера;новообразов- произвольность, внутр. план действий, решение з-ч про себя, рефлексия- способн. следить за проц-сом собств. действий); Подростковый в-т-(12-15л.):ведущ. д-сть- интимно- личност. общение со сверстн. и обществ- полезн. д-сть, в кот. разв способности р-ка. Соц. сит-ция разв-я- мотивы личн. х-ра, развив. личностн. сфера и познават; в личном появ. чув-во взрослости, происх. полов. Созревание.Новообразования- формир. самосознание, самооценка, усваив. нормы коллект. жизни, формир. идеалы, абстракт. мышление. Главн. новообразования- чув-во взрослости).Юношеский в-т (ранн юность15-18л.): ведущ. д-сть- учебно-профессион. д-сть; соц. сит-ция разв-я- д-сть направлена на познание проф-сий, на ориентац. знаний, кот. пригодятся в будущ. проф-сии; преимущ. развив-ся познават. и интеллект. сфера. Новообразования- открытие своего внутрен. мира мировоззрение, убеждение, проф. выбор, нравств- моральн. п-пы. В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3 лет (раннее детство, или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия), от 6 до 12 лет (школьный возраст, или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость). Д.И. Фельдштейн Становление социальных позиций: "Я в обществе" и "Я и общество" Младенчество (0 - 1 г.) 3 стадии (внутри каждого периода): - развитие определенной стороны деятельности; - максимальная реализация развития ведущего типа деятельности; - насыщение этой деятельности и актуализация другой ее стороны Раннее детство (1-3) Дошкольный возраст (3 -6) Младший школьный возраст (6 - 10) Подростковый возраст Подростковый возраст (10 - 15) Старший школьный возраст (15 - 17) В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман "Со-бытийная общность" (две стороны развития: объект и источник) Ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей: оживление (от рождения до 12 мес.) одушевление (11 мес. - 6,5 лет) персонализация (5,5 - 18 лет) индивидуализация (17 - 42 года) универсализация (39 лет и старше) В одной из распространенных
современных международных каций (Квинн В., 2000) выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 3 лет, раннее детство — от 3 до 6 лет, детство — от 6 до 12 лет, подростковый (юношеский) возраст — от 12 до 18 лет, молодость — от 18 до 40 лет, зрелый возраст — от 40 до 65 лет, пожилой возраст — от 65 лет. |
36.Социальная ситуация
развития, ведущий вид деятельности
и психическое развитие в Младенчество – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов. Во-первых, младенец
даже биологически – беспомощное
существо. Самостоятельно он оказывается
не в состоянии удовлетворить
даже базовые жизненные потребности.
Жизнь младенца целиком и полностью
зависит от ухаживающего за ним взрослого:
питание, перемещение в пространстве,
даже переворачивание с боку на бок
осуществляется не иначе, как в помощью
взрослого. Такая опосредованность
позволяет считать ребенка Во-вторых, будучи
вплетенным в социальное, ребенок
лишен основного средства общения
– речи. Всей организацией жизни
ребенок принужден к В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Начало младенческого возраста совпадает с окончанием кризиса новорождённости. Поворотный пункт находится между 2-м и 3-м месяцами жизни ребенка и знаменуется выделением взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности. Первая специфическая форма реагирования именно на человека (на его лицо или голос) появляется к 2–3 месяцу. В психологии она получила название «комплекса оживления». Он включает в себя 3 компонента: улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-й неделе 2-го месяца жизни. вокализации, ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому; двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабыми движениями ручек и ножек. В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. В младенчестве деятельность носит манипулятивный характер: ребенок может повторить действия, показанные взрослым, перенести усвоенное действие на другой предмет, освоить некоторые собственные действия. Но, манипулируя, ребенок использует только внешние свойства и отношения предметов. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях. Ведущий вид деятельности
в этом возрасте – непосредственно- Причины кризиса новорожденности: - Физиологические
(рождаясь, ребенок физически отделяется
от матери. Он попадает в совершенно
иные условия: холод, яркая
освещенность, воздушная среда, требующая
другого типа дыхания, - Психологические
(психика новорожденного Ребенок обладает
чувствительностью: различает соленый,
горький, сладкий вкус; реагирует
на звуковые раздражители. Важные события
в психической жизни ребенка -
возникновение слухового и Новорожденный, приобретя
способность реагировать на голос
ухаживающей за ним матери, видеть
ее лицо, устанавливает с ней Ведущая деятельность младенческого возраста - эмоциональное общение со взрослым. Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.
|
37.Социальная ситуация
развития, ведущий вид деятельности
и психическое развитие в Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития. Новообразования
младенческого возраста приводят к
тому, что меняются отношения между
ребенком и взрослым, что в свою
очередь ведет к формированию
новой социальной ситуации развития,
которая заключается в Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным. В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Исследователи Новоселова, Кисленко, Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития: 1 этап: 1-1,5 года - ребенок не знает функций предметов; 2 этап: 2-2,5 года - жесткое
закрепление функции за 3 этап: после 2,5
лет - отделение действия от
предмета, ребенок осваивает функции
предмета и начинает Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами "взрослой" речи. Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций доминирует восприятие. В этом возрасте наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Только к концу раннего детства у него появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле. Внимание и память непроизвольны. Мышление является
наглядно-действенным, оно Развитие эмоционально- Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают" ребенка на новый, уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3 лет. |
38.Социальная ситуация
развития, ведущий вид деятельности
и психическое развитие в Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте (3 года - 6-7 лет) Отделение ребенка
от взрослого к концу раннего
возраста приводит к новым
отношениям дошкольника с ним
и к новой ситуации развития.
Впервые ребенок выходит за
пределы своего семейного Общение ребенка
с взрослыми усложняется и
приобретает новые формы и
новое содержание. Дошкольнику уже
недостаточно внимания взрослого и
совместной деятельности с ним. Благодаря
речевому развитию значительно расширяются
возможности общения с В первой половине дошкольного возраста (3 – 5 лет) появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой) она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста – внеситуативно-личностная форма общения. В отличии от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей. Если в 4 – 5 лет в разговорах ребенка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, явлениях природы, то старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, о своих родителях и т.д. Ведущими мотивами становятся личностные. Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы. В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Развитие психических функций в дошкольном возрасте 1) Восприятие в
дошкольном возрасте 2) Память. Дошкольное
детство - возраст, наиболее 3) Мышление и
восприятие связаны настолько
тесно, что говорят о наглядно- 4) Речь. В дошкольном
детстве в основном Мотивационная сфера.
Самым важным личностным механизмом,
формирующимся в этом периоде, считается
соподчинение мотивов. Оно появляется
в начале дошкольного возраста и
затем последовательно Мотивы дошкольника
приобретают разную силу и значимость.
Уже в младшем дошкольном возрасте
ребенок сравнительно легко может
принять решение в ситуации выбора.
Вскоре он уже может подавить свои
непосредственные побуждения, например
не реагировать на привлекательный
предмет. Это становится возможным
благодаря более сильным Самосознание формируется
к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию, оно обычно
считается центральным Самооценка
появляется во второй половине
периода на основе Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит". Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой". Кризис 6-7 лет. |
39.Психологические
теории игры. Игра как ведущий
вид деятельности детей В нашей стране психологическую теорию детской игры разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин. Существует несколько определений игры, затрагивающих разные аспекты этого понятия. Так одним из них является определение, данное Д.Б. Элькониным в работе «Психология игры»: «Игра – это такая деятельность, которая воссоздает социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности» С.Л. Рубинштейн пишет о том, что игра «является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности» «Игра – особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования»– определяет понятие Л.Ф. Обухова Г.П. Щедровицкий определяет ряд важных характеристик игры: «Игра есть: — особое отношение ребенка к миру; — особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как субъективная деятельность; — социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношения к миру); — особое содержание усвоения (или усвоенное содержание); — деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики ребенка» Развитие игровой
деятельности связано со всем ходом
развития ребенка. До трех лет игра
представляет собой манипулирование
предметами. К концу раннего детства
ребенок в состоянии Сюжетная игра
возникает в жизни ребенка
на границе раннего детства и
дошкольного возраста, когда он начинает
мыслить целостными образами – символами
реальных предметов, явлений и действий.
Вначале это копирование В среднем дошкольном возрасте сюжетную игру сменяет ролевая игра. Она преобладает вплоть до 6–7 лет. Самое главное в такой игре для ребенка – ролевая идентификация, сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых. Ролевая игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения. Играя во взрослого,
ребенок не перестает помнить
о своем реальном возрасте. В сознании
ребенка складывается картина его
реального ограниченного места
в системе отношений взрослых.
Так в игре постепенно формируется
новый мотив – стать взрослым
и реально осуществлять его функции.
К концу дошкольного возраста
он воплощается в желание А.Н. Леонтьев показал, что развитие игры происходит по следующему закону: игра с открытой ролью, с открытой воображаемой ситуацией и скрытым правилом (ролевая игра дошкольного детства) превращается в игру с открытым правилом, но скрытой ролью и воображаемой ситуацией (подвижные игры, спортивные игры) [1]. В то же время не происходит полный отказ от роли как таковой. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени. Становясь старше,
подросток все больше времени
проводит «просто общаясь со сверстниками».
Постепенно большинство игр отходит
на второй план. Однако не исчезает потребность
осваивать новые формы Роль игры в развитии психики ребенка. 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. 2) Учиться подчинять
свои импульсивные желания 3) В игре интенсивно
развиваются все психические
процессы, формируются первые 4) Формируются
новые мотивы и потребности
(соревновательные, игровые мотивы,
потребность в 5) В игре зарождаются
новые виды продуктивной В игре, благодаря игровой мотивации, развиваются: воображение и фантазия коммуникативные способности способность к символизации и преобразованию функция обобщения произвольность поведение (сила воли) идеальный план умение думать и др. Игра — основной вид деятельности дошкольников, ведь именно в игре удовлетворяются основные потребности ребенка: в движении в общении в познании в самореализации, свободе, самостоятельности в радости, удовольствии потребность быть «как взрослый». |
40.Продуктивные
виды деятельности в Продуктивные виды
деятельности дошкольника включают
изобразительную и Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции. В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов. Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования Н.П.Сакулиной показали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. Продуктивная деятельность
тесно связана с решением задач
нравственного воспитания. Эта связь
осуществляется через содержание детских
работ, закрепляющих определенное отношение
к окружающей действительности, и
воспитание у детей наблюдательности,
активности, самостоятельности, умения
выслушивать и выполнять Продуктивная деятельность
имеет большое значение в решении
задач эстетического В процессе продуктивной
деятельности активно формируется
зрительная память ребенка. Как известно,
развитая память служит необходимым
условием успешного познания действительности,
поскольку благодаря процессам
памяти происходит запоминание, узнавание,
воспроизведение познаваемых Целенаправленная
подготовка детей к учебе в
школе на занятиях продуктивной деятельностью
будет способствовать нравственному,
эстетическому и умственному
воспитанию дошкольников, и развитию
их художественного вкуса и |
41.Развитие общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном возрасте. Изучали: Лисина М.И., Смирнова АН., Талигузова ОН., Коломинский Я.Л. Общение выступает
основным условием полноцен- Общение со
взрослым на I году жизни приводит
к формированию у ребенка - I младенчество -
потребность в любви и заботе
- ситуативно-эмоциональная общения взрослого (ласка, улыбка, речь); - 2 ранний возраст
- потребность в совместной ситуативно-деловая
форма общения взрослого ( - 3 младший и средний дошкольный возраст - потребность в информации - внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи - вопросы, рассказ, чтение литературы); • 4 средний и старший дошкольный возраст - потреб-ность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отноше-ний с ним, в самопознании - внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем). Особое значение
имеет общение в семье : любовь,
удовлетворение потребности в
признании со стороны взрослых;
родители как эталоны; Общение дошкольника с другими детьми способст-вует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познава-тельной сферы. Потребность а общении со сверстни-ками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начина-ет воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антомет-рии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба.
43.Содержание мотивов поведения дошкольников. Изучали: Божович Л.С., Ананьев Б.Г., Славина Л.С., Неверович Я.З. Мотивы - внутренние побуждения к деятельности, основе личности ребенка, ее активности. У дошкольников
возникают различные группа подражанием
им (Как взрослый, ты уже большой),
игровые мотивы - они связаны с
мотивом интереса к миру где дети
копируют взрослых (в дочки-матери),
мотив установления и любви от
взрослого, он очень правила, нормы
поведения, мотивы ребенок - ребенок,
совместные игры побуждаю общения, игры; дружбы, взаимопомощи (угощают, делятся игрушками), мотивы самолюбия и самоут-верждения, личных достижений. Ребенок удовлетво-ряет свою потребность в признании в деятельности, в успехе, он радуется, пока достигает успеха, требует внимания от взрослых; переживает неудачи (не получил главной роли в игре, не выступил на
утреннике). Капризы и упрямство
как проявление мотивов - соревновательные мотивы - стремление быть лучшим, выиграть, победить. Особенно важны эти мотивы в старшем дошкольном возрасте. Дети сравнивают свои успехи с успехами других. • познавательные мотивы - как проявление развития мышления, любознательности. Эти мотив проявля-ются я детских вопросах, в любознательности в действиях (все исследуют) - теоретическая направ-ленность мотивов (вопросы) и практическая направ-ленность (все исследуют). - нравственные мотивы - мотивы отношения к другим людям. Эти мотивы связаны с усвоением норм
и правил поведения. Вначале
выполнение норм поощрения и
похвалы со стороны взрослого,
затем закрепляются и регуляторами
поведения. На основе других детей, литературных героев. - общественные мотивы как часть нравственных мотивов - желание сделать что-то для других людей (для малышей, мамы, бабушки). Самоподчинение мотивов - важное психическое новообразование в личности ребенка; главную роль начинают играть нравственные, общественные мотивы. |
42.Развитие личности в дошкольном возрасте. Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. Проблемой развития личности детей дошкольного возраста занимались многие выдающиеся детские психологи — Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина. А.Н. Леонтьев отмечал, что важнейшим психологическим новообразованием, возникающим к концу возраста, является соподчинение мотивов. Л.И. Божович, развивая эту мысль А.Н. Леонтьева, подчеркивала, что у детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически человеческие, т. е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются, прежде всего, образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях. Д.Б. Эльконин указывал, что в дошкольном возрасте формируются первичные этические инстанции и моральные чувства. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцирования диффузного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние все более отделяются от непосредственного эмоциональногоотношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая в себя моральное содержание поступков героев, их отношения к другим людям Исходя из этой моральной оценки, дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, а это означает новую ступень развития сознания ребенка. Формирование самосознания, которое у дошкольника наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний Д.Б. Эльконин считал важнейшим личностным новообразованием возраста. Особую роль в развитии личности играет возникновение воли как способности к управлению поведением. Как было показано выше, Д.Б. Эльконин связывал произвольность поведения с соподчинением мотивов и возникновением первичных этических инстанций. В.С. Мухина связывает возникновение воли с: развитием целенаправленности действий (умением удерживать цель в центре внимания); установлением
отношения между целью возрастанием
регулирующей роли речи в Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов: помимо вегетативных и моторных компонентов, входят теперь и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже. Развитие эмоциональной
сферы связано с формированием
плана представлений. Образные представления
ребенка приобретают Наиболее полно структура психологического возраста, включающая в себя личностные новообразования ребенка, представлена в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского и его школы. Согласно этой теории, психологический возраст определяется: социальной ситуацией развития; ведущим видом деятельности; противоречиями кризисов развития; К базисным характеристикам личности дошкольника относятся: Произвольность. Рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами. На этой основе возникает соподчинение мотивов. Самостоятельность.
Обеспечивает возможность Инициативность.
Это один из показателей Креативность. Непосредственно связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а также произвольности его поведения. Свобода поведения.
Ребенок, уверенный в своих
силах, способен Безопасность
поведения. Основывается на Ответственность.
Связана с развитием Самосознание. В дошкольном возрасте мотивы и желания ребенка начинают образовывать иерархию, появляется произвольность, на смену импульсивным действиям приходит поведение, опосредствованное нормами, правилами и самооценкой. К концу дошкольного возраста у ребенка формируется более реалистическая самооценка и сознание своего места в системе социальных отношений. В дошкольном возрасте
развиваются социально |
44.Развитие общих и специальных способностей в дошкольном возрасте. Проблема одарённости в дошкольном возрасте. Определение способностей
(индивидуально- Взаимодействие
внутренних (наличие задатков и
возрастная одаренность) и Развитие познавательных способностей: - сенсорных (восприятие предметов и внешних свойств); - интеллектуальных
(обеспечивает быстрое и сущностью явлений).
Использование сенсорных моделирование - пути развития познавательных способностей. Развитие практических способностей: организатор-ских и конструктивно-технических, их проявление. Развитие и
проявление специальных - музыкальных; - способности
к изобразительной - литературные способности; - способность к театральной деятельности. Условия формирования
способностей в дошкольном - воспитание широких
и устойчивых интересов к • выявление
центрального интереса ребенка, - детское экспериментирование (развивает актив-ность и творчество); - «атмосфера увлеченности» в д/с и семье; - воспитание трудолюбия и высокая работоспособ-ность. Исследования проблемы развития и формирования способностей у дошкольников -Л.А.Венгер, Н.С.Лейтес, Н.И.Поддьяков, Л.И.Уманский, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, Е.И Игнатьев, В.И.Кириенко, Б.М.Теплов, В.Н.Мясищев. аренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок
- это ребенок, который выделяется
яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют различные
виды одарённости, например, скрытая
и ярко выраженная, общая и
специальная. Общая проявляется
по отношению к различным видам
деятельности и выступает в качестве
основы их продуктивности. Психологическим
ядром общей одарённости Специальная
одарённость обнаруживает себя
в конкретных видах Целый ряд психологических
исследований и специальные наблюдения
показывают, что одаренные дети в
целом гораздо более В реальной
практике с одаренными детьми
зачастую основное внимание При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы: - у всех детей,
независимо от уровня - работа по
развитию одаренности детей не
должна и не может вестись
только в направлении их Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей: - необходимо постоянное
соотнесение учебных и Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореализоваться. В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: • возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав; • с другой стороны
– публичного принижения достоинства
или игнорирования Проблема одаренности
представляет собой комплексную
проблему, в которой пересекаются
интересы разных научных дисциплин.
Основными из них являются проблемы
выявления, обучения и развития одаренных
детей, а также проблемы профессиональной
и личностной подготовки педагогов,
психологов и управленцев образования
для работы с одаренными детьми.
Одаренность как самая общая
характеристика сферы способностей
требует комплексного изучения психофизиологического,
дифференциально- |
45.Развитие эмоционально- Дошкольный возраст,
по определению А.Н.Леонтьева - это
«период первоначального Развитие эмоционально-волевой
сферы является важнейшим аспектом
развития личности в целом. Данная тема
и социально значима: развитие эмоционально-волевой
сферы является не только предпосылкой
успешного усвоения знаний, но и
определяет успех обучения в целом,
способствует саморазвитию личности.
С точки зрения формирования ребенка
как личности весь дошкольный возраст
можно разделить на три части.
Первая из них относится к возрасту
три-четыре года и преимущественно
связана с укреплением Развитие эмоционально-волевой
сферы личности является сложным
процессом, который происходит под
воздействием ряда внешних и внутренних
факторов. Факторами внешнего воздействия
являются условия социальной среды,
в которых находится ребёнок,
факторами внутреннего Развитие эмоционально-волевой
сферы личности соответствует основным
этапам её психического развития, начиная
с раннего детства до подросткового
периода (ранней юности). Для каждого
этапа характерен определенный уровень
нервно-психического реагирования индивидуума
на различные воздействия В возрасте от 0 до
3 лет (период раннего детства) доминирует
соматовегетативный тип реагирования.
Состоянии дискомфорта или В возрасте от 3 до7 лет (дошкольный возраст), доминирует психомоторный тип реагирования. Для этого возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости, проявления негативизма, оппозиционности, формирования различных реакций страха и испуга. Эмоциональные и поведенческие реакции могут быть следствием воздействия различных факторов, в первую очередь психологических. Наиболее выражены
данные особенности в периоды
связанные с интенсивным Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе, формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях. Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Мотивы дошкольника
приобретают разную силу и
значимость. Уже в младшем дошкольном
возрасте ребенок сравнительно
легко может принять решение
в ситуации выбора одного Во второй половине
дошкольного детства ребенок
приобретает способность Самосознание формируется
к концу дошкольного возраста
благодаря интенсивному интеллектуальному
и личностному развитию, оно обычно
считается центральным Еще одна линия
развития самосознания - осознание
своих переживаний. Не только в раннем
возрасте, но и в первой половине
дошкольного детства ребенок, имея
разнообразные переживания, не осознает
их. В конце дошкольного возраста
он ориентируется в своих Для этого периода характерна и половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Важным является и психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Таким образом, дошкольное детство - период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности. |
46.Сенсорное развитие дошкольника. Сенсорное развитие
ребенка — это развитие его
восприятия и формирование представлений
о внешних свойствах предметов:
их форме, цвете, величине, положении
в пространстве, а также запахе,
вкусе и т.п. Значение сенсорного
развития в раннем и дошкольном детстве
переоценить трудно. Именно этот возраст
большинством исследователей считается
наиболее благоприятным для Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. В детском саду
ребенок обучается рисованию, лепке,
конструированию, знакомится с явлениями
природы, начинает осваивать основы
математики и грамоты. Овладение
знаниями и умениями во всех этих областях
требует постоянного внимания к
внешним и внутренним свойствам
предметов. Так, для того чтобы получить
в рисунке сходство с изображаемым
предметом, ребенок должен достаточно
точно уловить особенности его
формы, цвета, материала. Конструирование
требует тщательного Усвоение сенсорных
эталонов — длительный и сложный
процесс, не ограничивающийся рамками
дошкольного детства и имеющий
свою предысторию. Усвоить сенсорный
эталон — это вовсе не значит
научиться правильно называть то
или иное свойство объекта. Необходимо
иметь четкие представления о
разновидностях каждого свойства и,
главное, уметь пользоваться такими
представлениями для анализа
и выделения свойств самых
разнообразных предметов в В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет. На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве
особой задачи выступает необходимость
развивать у детей |
47.Развитие речи в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте
наступает качественно новый
этап освоения речи. Мотивом активного
овладения родным языком выступают
растущие потребности дошкольника
узнать, рассказать и воздействовать
на себя и другого человека. Речь
включается во все виды деятельности,
в том числе и познавательную.
Изменение стоящих перед Развитие всех сторон речи невозможно без освоения ее звуковой культуры, которая составляет основу, центральный момент овладения языком. Звуковая культура речи повышает возможность ориентировки дошкольника в сложных соотношениях грамматических форм, обеспечивает освоение морфологической системы языка. В развитии звуковой
стороны речи выделяют формирование
фонематического слуха и В развитии словаря
дошкольника наблюдаются В дошкольном возрасте наступает новый этап и в развитии грамматического строя речи. Это период
усвоения морфологической Для детей дошкольного
возраста характерна наибольшая чуткость
к языковым явлениям. Усвоение ими
суффиксов родного языка ниц, -щик. В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество
выступает как симптом На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горыгород, трава-отравитъ, деревья-деревня). Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм - контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушиной отразило mспецифику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в mраннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом. На протяжении дошкольного возраста в речи нарастают черты контекстности. Контекстная речь сосуществует с ситуативной. Контекстную речь отличает связность, когда содержание высказывания раскрывается в самом его контексте. Ее единицей уже становится не слово, а предложение. Возникновение контекстной речи обеспечивается обогащением словаря и освоением грамматического строя речи. В то же время ситуативная
речь не выступает чисто Ситуативная речь
присутствует у дошкольников в рассказах
на темы из своего быта, при пересказе
с введением картинок. Но даже в 3-4
года ситуативность речи менее выражена
при пересказе без У старших дошкольников ситуативность речи заметно снижается и в бытовых рассказах, и в пересказах, независимо от наличия картинок. Нарастают черты контекстности. Речь становится все более последовательной и логичной. Важно подчеркнуть, что степень связности речи прямо определяется обучением ребенка. Притом решающее значение имеет словарный образец взрослого. К концу дошкольного
возраста у ребенка сосуществуют
ситуативная и контекстная Включение речи в познавательную деятельность приводит к интеллектуализации всех познавательных процессов. Речь перестраивает чувственное познание, изменяет соотношение мышления и действия, закрепляет оценки, суждения, приводя к развитию высших форм интеллектуальной деятельности. Дошкольник пользуется
речью не только для установления
контакта, но и для получения новой
содержательной информации, которую
он включает в решение мыслительных
задач. Интеллектуальная функция речи
переплетается с Поимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Особенности развития речи в дошкольном возрасте: - речь отрывается
от конкретной ситуации, теряет
ситуативность, превращаясь в
универсальное средство - появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; - ребенок постигает
законы родного языка в - ребенок учится
излагать свои мысли связно, логично,
рассуждения превращаются в - развивается
регулирующая функция речи, которая
выражается в понимании - складывается
планирующая функция речи, когда
она начинает предварять - возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь; - складывается
понимание форм языковой - речь становится
особым видом произвольной - речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; - завершается
процесс фонематического - возникают предпосылки для освоения грамоты. |
48.Развитие внимания в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте
изменения касаются всех видов и
свойств внимания. Увеличивается
его объем: дошкольник уже может
действовать с 2-3 предметами. Возрастает
возможность распределения Развитие внимания
дошкольника связано с тем, что
изменяется организация его жизни,
он осваивает новые виды деятельности
(игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5
лет ребенок направляет свои действия
под влиянием взрослого. Воспитатель
все чаще говорит дошкольнику: «Будь
внимательным», «Слушай внимательно»,
«Смотри внимательно». Выполняя требования
взрослого, ребенок должен управлять
своим вниманием. Развитие произвольного
внимания связано с усвоением
средств управления им. Первоначально
- это внешние средства, указательный
жест, слово взрослого. В старшем
дошкольном возрасте таким средством
становится речь самого ребенка, которая
приобретает планирующую Таким образом, развитие послепроизвольного внимания происходит через становление произвольного, оно также связано с привычкой прилагать волевые усилия для достижения цели. Укажем особенности развития внимания в дошкольном возрасте: - значительно возрастает его концентрация, объем и устойчивость; - складываются
элементы произвольности в - внимание становится опосредованным; - появляются элементы послепроизвольного внимания. Важное значение для развития внимания ребенка имеет режим дня. Он создает опорные точки в жизни детей, служит внешним средством ее организации, облегчает переключение, распределение, концентрацию внимания. Большую роль в поддержании внимания в раннем детстве имеет показ ребенку предметов и новых способов действия с ними. Например, ребенок играл с куклой и готов был уже ее бросить. Воспитатель предлагает ему: «Построй для куклы домик». И тогда деятельность приобретает иной смысл и содержание, а внимание снова становится устойчивым. На всем протяжении дошкольного детства малыша притягивает эмоционально насыщенный материал. Взрослый, помня об этом, создает зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая непроизвольное внимание ребенка. Игры и упражнения,
включающие умственную и двигательную
активность, требуют от ребенка переключения,
распределения и Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. |
49.Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышлением называется отражение связей и отношений между предметами и явлениями действительности, ведущие к получению новых знаний. Мышление отражает предметы и явления действительности в их существенных признаках, связях и отношениях. Оно упирается на данные чувственного познания, но выходит за его пределы, проникая в суть явлений, постигая те свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны. Мышление неразрывно
связанно с речью. Слово помогает
называть признак или свойство объекта.
В речи оформляется процесс Мышление имеет
целенаправленный характер. Мыслительный
процесс начинается с осознания
проблемной ситуации, с постановки
вопроса. Средствами решения задачи
выступают такие мыслительные операции,
как анализ, синтез, сравнение, абстракция,
обобщение. Анализ – это мысленное
разложение целого на части или выделение
из целого его сторон, действий, отношений.
Под синтезом понимается мысленное
объединение частей, свойств, действий
в единое целое. Сравнение – установление
сходства и различия между предметами,
явлениями или какими-либо признаками.
Обобщение – это мысленное
объединение предметов и Предпосылки развития мышления складываются в манипулировании предметами к концу первого года жизни ребёнка. Действия с предметами развиваются у младенца последовательно. Можно выделить: активное бодрствование, сенсорную активность, «преддействие», простое «результативное» действие, «соотносящее» и функциональное. Рассмотрим их подробно, с использованием данных Е.Л. Новосёловой и М.Ю. кистяковской. В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции. Формирование интеллектуальных операций в раннем детстве, как подчёркивал Д.Б.Эльконин, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, поскольку, во-первых, они более определённы и постоянны, в отличие от других действий и, следовательно, легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребёнка на эту связь. Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. На 2-3 году жизни у ребёнка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине. В отличие от периода
раннего детства, в дошкольном возрасте
мышление опирается на представления.
Ребёнок может думать о том, что
в данный момент он не воспринимает,
но что он знает по своему прошлому
опыту. Изменения в мышлении дошкольника,
прежде всего, связаны с тем, что
устанавливаются всё более Развитие мыслительных
операций приводит к Особенности развития мышления в дошкольном возрасте: - ребёнок решает
мыслительные задачи в - освоение речи
приводит к развитию - детские вопросы
выступают показателем - появляется иное
соотношение умственной и - ребёнок переходит
от использования готовых - возникают попытки объяснить явления и процессы; - экспериментирование
возникает как способ, помогающий
понять скрытые связи и - складываются
предпосылки таких качеств ума, |
50.Развитие памяти детей в дошкольном возрасте. Память ребенка – это способность головного мозга воспринимать окружающую действительность, хранить воспринятые сведения, а затем, по мере необходимости, воспроизводить их. Память дошкольника в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого. Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое. Приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия: вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память- возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста. Специально следует указать, что важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольника «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется... в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль» Память дошкольника,
несмотря на ее видимое внешнее
|
51.Развитие воображения у детей дошкольного возраста. Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего проецирования действительности Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и «кормит» ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление». Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается. Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт — основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых. С первого взгляда может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным. В воображении
детей младшего дошкольного возраста
в большей мере, чем у взрослого,
наблюдается отход от действительности.
Но фантастические объяснения, которые
даются детьми многим явлениям, объясняются
не тем, что воображение в этом
возрасте развито лучше, чем у
взрослых, а тем, что ребенок еще
не знает законов объективного мира
и вообще слабо знает действительность.
Например, ребенок четырех лет
говорит: «Мой братик болел, не мог ходить,
доктор вставил ему пружинку, теперь
он бегает». Ребенок этого возраста
еще не умеет критически относиться
к воображаемому и еще Образы воображения у детей младшего дошкольного возраста еще очень неустойчивы. Ребенок легко превращает мысленно одну вещь в другую, наделяя ее разнообразными качествами. Стул превращается в ходе игры в самолет или дом, а вскоре же после этого в паровоз. Оперирование вещами и быстрая смена одних объектов другими легко направляют воображение детей в разные стороны. Подчинение воображения
восприятию обнаруживается и в том,
что в младшем дошкольном возрасте
дети еще не умеют планировать
деятельность, не могут сказать, что
будут рисовать, лепить, строить, что
будут делать дальше. Приступая, например,
к рисованию, они часто еще
не имеют ясного замысла рисунка
и лишь в самом процессе рисования,
воспринимая линии рисунка, уточняют,
а нередко и коренным образом
меняют его. Ребенок начал рисовать
домик, но тут же дом легко превращается
в башню, башня — в большой
пароход и т. д. Экспериментально
установлено, что нанесение нескольких
посторонних для данного Воображение старшего
дошкольника более В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью. Нельзя, например, «прививать оспу» другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым. Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью. Видное место
в развитии воображения занимает
также строительно- |