Развитие способностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:30, доклад

Описание работы

Развитие способностей связано с факторами наследственности и с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках. Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Задатки - это природные предпосылки способностей. Задатками могут быть такие свойства нервной системы, как степень общей активности, повышенная чувствительность нервных структур или специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению и т. д.

Файлы: 1 файл

Развитие способностей.docx

— 15.44 Кб (Скачать файл)

Развитие способностей

Развитие способностей связано  с факторами наследственности и  с факторами среды. Влияние фактора наследственности проявляется в начальной форме зарождения способностей - в задатках.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие биологическую основу развития способностей. Задатки - это природные предпосылки способностей.

Задатками могут быть такие свойства нервной системы, как степень  общей активности, повышенная чувствительность нервных структур или специальная  предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению связей и отношений, к обобщению и т. д.

Однако наукой еще не установлено, в какие именно способности воплотятся задатки. Задатки неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности. Это означает, что на основе одних и тех же задатков могут возникнуть различные способности в зависимости от характера соответствующей деятельности. Например, острая наблюдательность и хорошая зрительная память могут войти в структуру способностей художника, следователя, геолога и др. Вместе с тем нельзя считать, что задатки совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих именно данного анализатора, а особенности речевых центров мозга проявятся в видах деятельности, связанных с речевыми центрами, и т. д. Таким образом, индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Задатки создают возможности для развития способностей.

Фактор среды проявляется в специально организованных целенаправленных процессах обучения и воспитания, а также в особенностях культуры. Известный советский психолог Я. Л. Коломенский, рассматривая проблему развития способностей, приводит такую воображаемую ситуацию: ``Где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой музыки, кроме единоголосного пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае этот мальчик войдет в историю острова как самый замечательный барабанщик. Иными словами, он достигнет такого уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях. Совсем иначе сложилась бы его судьба, если бы он оказался в стране с высокоразвитой музыкальной культурой и попал к хорошим педагогам''.

Однако в развитии способностей играет не менее важную роль ещё  один фактор - фактор личной активности. Трудолюбие, интерес к деятельности, к которой у человека имеются лишь некоторые задатки, могут изменить структуру его способностей. Недостаточная заинтересованность деятельностью может, наоборот, привести к недоразвитию задатков к способности. Таким образом, личная активность по реализации задатков является важнейшим фактором формирования и развития способностей. Склонности - это первичный и наиболее ранний признак зарождающейся способности после задатков, которые не всегда можно определить однозначно. Склонность - избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Основой склонности являются глубокая устойчивая потребность индивида в  той или иной деятельности, стремление совершенствовать навыки и умения, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонностей обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей.

Становление и развитие способностей в ходе онтогенетического развития человека происходит неравномерно. Для  отражения этой неравномерности  в психологии выработана теория сензитивных периодов.

Согласно этой теории, каждому определенному возрастному периоду присуще оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. С точки зрения этой теории каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, освоению того или иного вида деятельности. Известно, что у ребенка в 2-3 года интенсивно развивается устная речь, а в 5-7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте увлеченно играет в ролевые игры и обнаруживает чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Отсюда можно предположить, что функциональные структуры имеют свои сензитивные периоды или отдельные моменты, в которых они получают или не получают наибольший импульс в своем развитии. И если угадать этот момент и дать толчок, то задатки и склонности к данному виду деятельности могут развиться в хорошие способности.

Способности, как отмечалось выше, представляют собой сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих ему успех в той  или иной деятельности. Однако в  основе одинаковых или даже сходных  достижений при выполнении какой-либо деятельности может лежать сочетание  различных способностей. Психологи  установили, что при отсутствии тех  или иных способностей существует возможность  их взаимозаменяемости и компенсации на основе развития других свойств личности. Компенсация одной способности при помощи другой открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, позволяя осваивать разные профессии и совершенствоваться в них.

Таким образом, можно условно назвать  три основных этапа развития способностей: задатки, склонности, способности.

От рождения и  на протяжении всей жизни – язык 
От рождения до трех лет - чувственные опыты 
От рождения до полутора лет - обучение через движение 
От полутора до трех лет - развитие устного языка 
От полутора до четырех лет - развитие мышечной координации 
С двух до четырех - интерес к окружающей среде, ритуалы, бытовые навыки 
От двух до шести – музыка 
От двух с половиной до шести лет - развитие чувств 
От двух с половиной до шести лет - восприимчивость к влиянию взрослых 
От трех с половиной до четырех с половиной лет – письмо 
От четырех до четырех с половиной лет – кинестетика 
От четырех с половиной до пяти с половиной лет - чтение


Информация о работе Развитие способностей