Развитие памяти в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологические характеристики детей дошкольного возраста 5
1.2.Теоретические подходы к изучению проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 20
Глава II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпритация результатов исследования. 26
2.3. Программа развития памяти у дошкольников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА 35
Приложения

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Немаловажную роль память играет в жизни дошкольника. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Но, несмотря на это в возрасте четырех пяти лет у ребенка складываются произвольные формы запоминания и воспроизведения. Ребенок постепенно учится повторять. Осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании материала, различные вспомогательные средства.

На основании этих характеристик дошкольника нами было проведено исследование оперативного запоминания незнакомой информации в дошкольном возрасте.

Исходя из полученных данных, нами были сделаны следующие выводы.

В дошкольном возрасте происходит постепенное овладение произвольными  формами воспроизведения и запоминания, о чем свидетельствуют результаты методики «10 слов». Одной из таких  форм являются многократные предъявления дошкольнику незнакомой ранее информации, т.е. происходит процесс заучивания.

Сравнительный анализ результатов  исследования произвольного и опосредованного  запоминания позволил нам сделать  вывод о том, что опосредованное запоминание является более эффективным  в сравнении с запоминанием однократно предъявляемого незнакомого материала.

Таким образом, проведенное  исследование произвольной памяти в  дошкольном возрасте и сделанный  на основе полученных результатов анализ позволяет сделать вывод о  том, что в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер.

То есть, в данной курсовой работе была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, эмпирически и теоретически подтверждена гипотеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер. – 2002. – 288 с.
  2. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология в схемах и таблицах (Методические разработки) / Ю.А. Афонькина. – Мурманск: МГПУ. – 2003. – Ч. 3:Дошкольный возраст. – 137 с.
  3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для всех специальностей педагогических ВУЗов М.В. Гамезо. - М.: Педагогическое общество России. – 2003. – 512 с.
  4. Дубровина, И.В. Психология / И.В. Дубровина. – М.: Академия. – 2001. 464 с.
  5. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МПСИ. – 2001. – 384 с.
  6. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс. – Минск: Попурри. – 2005. – 848 с.
  7. Детская практическая психология: Учебник / под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики. – 2003. – 231 с.
  8. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия. – 1998. – 456 с.
  9. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: 1999 – Эксмо. – 1999. – 352 с.
  10. Обухова. Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - с. 448.
  11. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других / Сост. Р. Римская, С. Римский. – М.: АСТ-Пресс. – 1998. – 367с.
  12. Реан, А.А.Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
  13. Рогов, Е.Н. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: В 2 кн. / Е.Н. Рогов – М.: Владос-пресс. – 2002. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
  14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер. – 2000. – 720 с.
  15. Ускова, Г.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников / Г.А. Ускова. – М.: Академический проект. – 2004. – 144 с.

 

Приложения

 

Приложение № 1

 

Методика произвольного запоминания «10 слов»

 

Инструкция при первом предъявлении слов: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно  и постарайся их запомнить. Когда  я закончу говорить, ты повторишь  столько слов, сколько запомнишь  в любом порядке»

Инструкция при втором предъявлении слов: «Сейчас я повторю те же самые слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал прошлый раз, и новые, какие запомнишь».

При третьем и четвертом  повторении достаточно сказать: «Слушай еще раз и повторяй то, что запомнишь».

Инструкция при пятом  предъявлении слов: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты повторить побольше».

Слова для запоминания:

  1. Лес
  2. Хлеб
  3. Окно
  4. Стул
  5. Вода
  6. Брат
  7. Конь
  8. Гриб
  9. Игла
  10. Мед

 

Приложение № 2

 

Бланк протокола к методике «10 слов»

ФИ____________________________________________________

Дата _______________________

Возраст_____________________________

Группа________________

 

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Гриб

Игла

Мед

1

                   

2

                   

3

                   

4

                   

5

                   

 

 

Приложение № 3

 

Субтест из методики А.Н. Леонтьева на диагностику опосредованного  запоминания

 

Инструкция: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но уже по-другому. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь из карточек, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Это слово не где не нарисовано на карточке, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».

Если ребенок не понял  инструкцию, то приводили ему пример: «Вот слово пожар! Затем брали карточку с изображением заводских труб и поясняли – видишь здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напоминает дым при пожаре».

Слова, которые необходимо было запомнить ребенку: пожар, дождь, труд, ошибка, море, завтрак, деревня, кудри, темнота, рисунок.

Карточки с изображениями, которые были предложены ребенку: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие памяти в дошкольном возрасте