Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологические характеристики детей дошкольного возраста 5
1.2.Теоретические подходы к изучению проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 20
Глава II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпритация результатов исследования. 26
2.3. Программа развития памяти у дошкольников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА 35
Приложения
Немаловажную роль память играет в жизни дошкольника. Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер. Но, несмотря на это в возрасте четырех пяти лет у ребенка складываются произвольные формы запоминания и воспроизведения. Ребенок постепенно учится повторять. Осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании материала, различные вспомогательные средства.
На основании этих характеристик дошкольника нами было проведено исследование оперативного запоминания незнакомой информации в дошкольном возрасте.
Исходя из полученных данных, нами были сделаны следующие выводы.
В дошкольном возрасте происходит
постепенное овладение
Сравнительный анализ результатов
исследования произвольного и
Таким образом, проведенное исследование произвольной памяти в дошкольном возрасте и сделанный на основе полученных результатов анализ позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер.
То есть, в данной курсовой работе была достигнута поставленная во введении цель, выполнены задачи работы, эмпирически и теоретически подтверждена гипотеза.
Приложение № 1
Методика произвольного запоминания «10 слов»
Инструкция при первом предъявлении слов: «Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся их запомнить. Когда я закончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнишь в любом порядке»
Инструкция при втором предъявлении слов: «Сейчас я повторю те же самые слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже назвал прошлый раз, и новые, какие запомнишь».
При третьем и четвертом повторении достаточно сказать: «Слушай еще раз и повторяй то, что запомнишь».
Инструкция при пятом предъявлении слов: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты повторить побольше».
Слова для запоминания:
Приложение № 2
Бланк протокола к методике «10 слов»
ФИ____________________________
Дата _______________________
Возраст_______________________
Группа________________
№ |
Лес |
Хлеб |
Окно |
Стул |
Вода |
Брат |
Конь |
Гриб |
Игла |
Мед |
1 |
||||||||||
2 |
||||||||||
3 |
||||||||||
4 |
||||||||||
5 |
Приложение № 3
Субтест из методики А.Н. Леонтьева на диагностику опосредованного запоминания
Инструкция: «Сейчас ты будешь запоминать слова, но уже по-другому. Я буду говорить тебе слово, а ты, чтобы легче его запомнить, будешь выбирать какую-нибудь из карточек, но такую, которая потом поможет тебе вспомнить это слово. Это слово не где не нарисовано на карточке, но всегда можно найти такую карточку, которая сможет напомнить тебе это слово».
Если ребенок не понял инструкцию, то приводили ему пример: «Вот слово пожар! Затем брали карточку с изображением заводских труб и поясняли – видишь здесь нарисованы заводские трубы, из них идет дым. Этот дым и напоминает дым при пожаре».
Слова, которые необходимо было запомнить ребенку: пожар, дождь, труд, ошибка, море, завтрак, деревня, кудри, темнота, рисунок.
Карточки с изображениями, которые были предложены ребенку: столовый прибор, школьная доска, булочная, расческа, солнце, глобус, кувшин, петух, забор, детские штанишки, лошадь, уличный фонарь, ботинки, часы, заводские трубы, карандаш.