Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:04, лекция
Он стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое, значение лица простого настоящее, заглянуть в свое будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие ему особенности сти с проявлением сверстников и дорослилих.
Ж Пиаже обнаружил, что в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная спр раведливисть, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашенные, личностно значимые).
В подростковом возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения, которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка В убеждении находит свое выражение широкий жизненный опыт школьника, пр роанализований и обобщенный с точки зрения нравственных норм.
Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он п начинает оценивать себя и другого человека с новым взрослым позиции.
Формируется моральный мировоззрение, под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы Установление такой иерархии ведет к стабилизации качеств личности, в фор ния морального позицииї.
Принято считать, что подростки характеризуются, больше чем дети всех других школьных возрастов, слабостью воли Они недостаточно организованы, легко пасуют перед трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут вопреки усвоенным требованиям и правилам поведенияи.
Специфика социальной ситуации развития подростка является расхождение, с одной стороны, между требованиями жизни и интересами, с другой - между его возможностями и его собственными требованиями к себе Такое расхождение в требует достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки еще не досягають.
У подростков возникает острая борьба мотивов (или делать то, что нужно, или то, что хочется), после чего происходит создание намерения и, наконец, его исполнение Однако такого рода произвольное поведение очень сложная, она требует такой перестройки мотивационной сферы, в результате которой значимый мотив приобретает большую силу и побеждает все другие мотивы, влияющие на человеку.
У подростков очень ярко выражено
стремление подбирать аргументы
в пользу эмоционально более привлекательной
поведения за счет поведения необходимой
Иначе говоря, у подростков сильные
эмоции чаще, чем у взрослых, блокируют
разумное решение Кроме того, подростки
еще плохо умеют учитывать
последствия совершенных
Разнообразные трудности преследуют подростка также и при создании и исполнении намерения Успешной регуляции своего поведения здесь мешает ряд особенностей их личности Позже, когда ситуативная эмоций ия ослабляется, ослабевает и намерение подростка выполнить принятое решениеня.
Все эти трудности объясняются тем, что подростки проявляют \"слабость воли\", казалось бы, большую, чем младшие школьники Последние достигают произвольности поведения или в результате аффективного стремления сохрани хранить свою позицию школьника, либо под влиянием также очень аффективного стремления заслужить одобрение дорослиня дорослих.
Подростки, испытывая трудности в произвольности организации своего поведения, ставят перед собой в качестве специальной задачи воспитания воли и выработки у себя волевых качеств личности Однако, они св воеридно понимают эту задачу: они видят проявление воли преимущественно в героических поступках, порождаемых какими-то исключительными обстоятельствами Иначе говоря, они не видят и не замечают проявления воли в своем п овсякденному жизни и деятельности Поэтому, стремясь воспитать в себе «настоящую волю\", подростки берут за образец героические поступки, но крайне редко ориентируются на образцы, воплощением которых окружающие их люди Этим же объясняется и то, что воспитание воли в себе они понимают как упражнения в определенных изолированных поступках, совершаемых в экстремальных условиемальних умовах.
Особенности развития воли заключаются
в ее неорганизованности, действия
по сильнейшим мотивом время умение
владеть собой высоко ценится
подростком, а отсутствие необходимых
волевых качеств вызывает в турбованисть
По словам ЛС Вы-готского, не слабость
воли, а отсутствие или слабость
цели дезорганизует поведение
Эмоциональная сфера характеризуется
большей яркостью, силой, стойкостью
Подростки чаще испытывают сильные
положительные или сильные
Особенность эмоционального
реагирования - сравнительно легкое возникновение
эмоционального напряжения В этот период
наблюдаются довольно частые и длительные
аффективные реакции
Важным моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам Без полноценного проживания подросткового периода многочисленные качества личности, индивидуальные лиц бенности проявляются неразвитыми или развитыми недостаточно, которые в дальнейшем почти не поддаются коррекцииї.
Таким образом, новообразованиями личности подростка являются: чувство взрослости; становления нового уровня самосознания (\"Я-концепция\", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств
ЛИТЕРАТУРА
1 Абрамова Г С Возрастная психология / Г С Абрамова - М: Академ, проект, 2001 - 704 с
2 Байярд Р, Байярд Д Ваш беспокойный подросток / Р Байярд, Д Байярд - М: Просвещение, 1991 - 224 с
3 Блонский П П Избранные
педагогические и
4 Божович Л И Избранные психологические труды / под ред Д И Фельдштейна - М, 1995 - 210 с
5 Валлон А Психическое развитие ребенка / А Валлон - СПб: Питер, 2001-208 с
6 возрастных и педагогическая психология / О В Скрипченко, Л В К-Линский, 3 В Огороднийчук и др. - 2-е изд, доклада - К: Каравелла, 2009 - 400 с
7 возрастных психология / под ред Г С Костюка - М.: Сов шк, 1976 -269 с
8 Возрастная и педагогическая психология / под ред М В Га-мезо - М: Просвещение, 2004 - 256 с
9 Давыдов В В Виды обобщения в обучении / В В Давыдов-М \"1972-423 с
10 Заброцкий М М Возрастная психология / М М Заброцкий-К: МАУП, 1998-89 с
11 Запорожец А В Избранные психологические труды в двух томах В 2-х т - М, 1986
12 Кле М Психология подростка (психосексуальное развитие) / М Кле - М: Педагогика, 1991 - 172 с
13 Кон И С Психология ранней юности / И С Кон - М: Просвещение, 1989 - 254 с
14 Кулагина И Ю Возрастная психология / И Ю Кулагина-М: УРАО, 1999-176 с
15 Мухина В С Возрастная
психология Феноменология
16 Обухова Л Ф Возрастная психология / Л Ф Обухова - М, 2001-442 с
17 Пиаже Ж Речь и мышление ребенка: пер с фр и англ / Ж Пиаже - М: Педагогика-Пресс, 1994 - 528 с
18 Поливанова К Н Психология
возрастных кризисов: учеб пособие
для студ высш пед учеб
19 Полищук В М Возрастная и педагогическая психология / В М Полищук - Сумы, 2007 - 330 с
20 Ремшмидт X Подростковый и юношеском возраст: проблемы становления личности / X Ремшмидт - М, 1994
21 Савчин М В Возрастная психология / М В Савчин, Л П Василенко - М.: Академвидав, 2006 - 360 с
22 Феноменология нравственного развития личности: детерминация, механизмы, генезис: монография / под ред Р В Павел-Кива, Н В Корчаковои - М.: Вол обереги, 2009 - 368 с
23 Хрестоматия по детской психологии / под ред Г В Б
Информация о работе Развитие личности в подростковом возрасте