Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:04, лекция
Он стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку, определить для себя свое прошлое, значение лица простого настоящее, заглянуть в свое будущее; определиться в социальном пространстве - осмыслить свои права и обязанности Подросток заинтересованно рефлексирует на себя и других, соотнося присущие ему особенности сти с проявлением сверстников и дорослилих.
87 Развитие личности в подростковом возрасте
В подростковом возрасте происходят
существенные изменения мотивации:
на первый план выходят мотивы, связанные
с формированием мировоззрения,
с планами будущей жизни
ЛС Выготский считал проблему интересов ключевой для подросткового периода Он выделил две фазы подросткового возраста, связывая их с изменениями в сфере интересов:
- в негативной фазе
происходит свертывание,
- положительная фаза
Младший подростковый возраст
характеризуется расширением
Доминирующими потребностями подросткового возраста, по мнению ДБЕльконина являются: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым
Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми ц этой возможности и принципиального равенства с точки зрения пра.
Начало подросткового
периода характеризуется
Самосознание подростка уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности Подросток сенситивный к своему духовному развитию, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания Подростка начинает волновать он сам в своем физическом и духовном воплощении \"Каким я могу предстать перед другими?\" иччя, имя обличчя, ім'я.
Внешний вид - предмет исследования,
заботы, подражания и поиска индивидуальности
Подростку необходимо в сфере
развития его самосознания приспособиться
к своему телесному, физического
облика От д отрицание себя телесного
через кризисные переживания
и подвиги физического
В разных культурах подростки
испытывают различные по содержанию
проблемы, связанные с телесным развитием
Идентификация с телом
Ощущение энергетики своего
тела предоставляет подростку особое
ощущение жизни, которое запоминается
человеком на все последующие
годы В этот период они становятся
особенно острыми Посторонние
Особое значение для подростка
приобретает его лицо Подростки
смотрят на себя в зеркало значительно
чаще и пристальнее, чем это делают
дети \"Кто Я?\" в постоянно
возникают Подросток
Идентификация со своей новой внешностью - сложный для подростка процесс \"Принять себя таким, как я есть\", несмотря на эталонных красавиц и красавцев, несмотря на сверстников, превышающих по определенным с значимыми признакамущими ознаками.
Кроме проблемы привлекательности внешности многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица Углубленная рефлексия на свою внешность и тревога по ее поводу наряду с другими возрастным мы проблемами создают у подростков общее напряженное выражение, сопровождающий ек.
Для подростков особое значение
приобретает одежду У них свой
автономный от взрослых стиль Одежда,
прическа и лицо - вот предметы первошочерговои
заботы подростка Столь же важно
в подростковом возрасте пройти правильный
путь в отношении к своему имени
Именно подросток начинает отстаивать
свое право на признание, утверждая
себя через свое собственное имя
Подростки проходят сложные социальные
инициации стопку овно своего имени
Соответствующее обращение по имени
является показателем социального
признания, которое проще регулировать,
чем другое право Права на признание
у подростков направлены на реализацию
себя в сфере физического
Особой формой подростковой самосознания является чувство взрослости, которое определяется как новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои в тосункы с людьми, перестраивает свою деятельность Это стержневая особенность личности, которая выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людей, миру.
Виды взрослости (ТВ Драгунова):
- подражание внешним признакам
взрослости (курение, употребление
алкоголя, использование косметики,
преувеличенный интерес к
- стремление подростков-
- социальная взрослость (состоит
в ситуациях сотрудничества
- интеллектуальная взрослость
(связана с развитием
Чувство взрослости проявляется по-разному Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побудить подростка до выяснения его сильных и слабых сторон, д помочь преуспеть В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зренияу).
Кроме этого, выделяют особую
форму подросткового
Один из компонентов эгоцентризма - феномен \"мнимой аудитории\" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают зрители Второй компонент эгоцентризма - личный миф - вера в уникальность собственности менных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживанияхереживаннях.
Преодоление подросткового
эгоцентризма происходит по мере развития
близких доверительных
В этот период интенсивно усваиваются
стереотипы поведения, связанные с
осознанием своей половой принадлежности
Для девочек характерны такие
черты, как эмоциональная
Ребята интересуются преимущественно проблемами, связанными с абстрактными явлениями, мировоззрением, точными науками, менее конформные, раскованные в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неспра иятливих условиях у них легче возникает и тяжелее корректируется негативное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интерес.
новообразования подросткового возраста является развитие рефлексии Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей характера, отношений тощо.
ДИ Фельдштейн обнаружил
динамику развития рефлекс \"В 10-11 лет
предметом рефлексивных ожиданий подростка
выступают отдельные поступки В
12-13 лет главным становится анализ
рис собственного характера и
особливос ей взаимоотношений с
людьми В 14-15 лет в структуре личностной
рефлексии существенно
Центральным новообразованием подросткового возраста является новый уровень самосознания - Я-концепция - система представлений человека о самом себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных, характеролог логических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на собственную личность.
В 10-11 лет почти треть
подростков дают себе полностью отрицательные
характеристики, некоторые подростки,
подчеркивая свои многочисленные недостатки,
выделяют одну черту, которая им нравится,
есть самооценка имеет н негативный
эмоциональный фон В 12-13 лет наряду
с общим восприятием себя сохраняется
и ситуативно отрицательное отношение
подростка к себе, которое зависит
от оценок окружающих, прежде всего, сверстников
В 14 - 15 лет возникает \"оперативная
самооценка\", которая определяет
самоотношение подростка в
Отрицательное отношение к собственной личности в значительной степени связано с тем, что подросток смотрит на себя якобы извне, интериоризуючы представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности пр редставлени абстрактно, а отрицательные - конкретные и разнообразно.
Самооценка подростка
носит противоречивый характер: с
одной стороны, подросток одновременно
воспринимает себя как взрослого
и как маленького ребенка, с другой
- наблюдается сочетание
В конце подросткового возраста происходит изменение самооценки постепенно самооценка, заимствованная у взрослых, меняется самооценка, которая возникает как стремление к самовыражения, самоутверждения, самореализации, са амовихованн.
Моральный развитие характеризуется наличием противоречия между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенным максимализмом требований; сдвигом оценки отдельны моего поступка на личность в цилом.
Информация о работе Развитие личности в подростковом возрасте