Развитие личности по Эриксону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Особенности теории психосоциального развития личности Э. Эриксона заключается в том, что он рассматривает особенности развития человека на все протяжении его жизненного пути, начиная от рождения и завершая глубокой старостью.

Содержание работы

Введение 3
1. Психосоциальные стадии развития Э. Эриксона 4
2. Кризис идентичности в теории личностного развития Э. Эриксона 7
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Развитие личности по Эриксону.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

Контроль  со  стороны родителей  позволяет сохранить это чувство  через ограничение растущих  желаний  ребенка  требовать,  присваивать,  разрушать, когда он как бы проверяет  силу своих новых возможностей. Эти  ограничения, в свою очередь, создают основу для негативного чувства стыда и сомнения.

Борьба  чувства  независимости  против  стыда  и  сомнения  приводит  к установлению соотношения  между способностью сотрудничать с  другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и  ее ограничением. В конце стадии  складывается подвижное равновесие между этими противоположностями. Оно будет положительным, если родители и близкие взрослые не будут, управляя ребенком  чрезмерно,  подавлять его стремление  к автономии.

Модусы вторжения и  включения  создают новые  модальности  поведения на третьей,  инфантильно-генитальной  стадии развития  личности. У З.Фрейда эта стадия носит название фаллической, или  Эдиповой.  По  мнению  Э. Эриксона, интерес  ребенка  к  своим гениталиям, осознание  своей половой принадлежности и стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола - лишь частный момент развития ребенка в этот  период.  Ребенок жадно и активно познает окружающий  мир; в игре, создавая   воображаемые,   моделирующие   ситуации,   ребенок  совместно  со сверстниками  осваивает  «экономический  этос  культуры»,  то  есть  систему отношений между людьми в процессе производства. В результате этого у ребенка формируется желание   включиться   в   реальную  совместную  со   взрослыми деятельность, выйти  из роли маленького.  Но  взрослые остаются для  ребенка всемогущими и непостижимыми,  они могут пристыживать  и наказывать.  В  этом клубке противоречий должны сформироваться качества активной предприимчивости и инициативы.

Четвертую  стадию  развития   личности,  которую  психоанализ  называет «латентным»   периодом,   а   Э.  Эриксон -  временем  «психосексуального моратория»,    характеризует    определенная    дремотность     инфантильной сексуальности и отсрочка генитальной  зрелости, необходимая  для того, чтобы будущий  взрослый человек научился техническим и социальным основам трудовой деятельности.

Пятую стадию в развитии личности характеризует самый глубокий жизненный  кризис. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эгоидентичности. Три линии  развития приводят к этому  кризису:  это  бурный  физический  рост  и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем,  «как я выгляжу  в  глазах  других»,  «что я собой представляю»; необходимость найти свое   профессиональное   призвание,   отвечающее   приобретенным   умениям, индивидуальным способностям и требованиям общества.  В подростковом кризисе идентичности  заново встают все  пройденные критические  моменты развития.

Интервал  между  юностью и  взрослым состоянием, когда молодой  человек стремится найти свое  место  в  обществе, Э.Эриксон назвал  «психическим  мораторием».  Острота этого кризиса  зависит  как от степени   разрешенности  более  ранних  кризисов   (доверия,  независимости, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис  ведет  к состоянию острой диффузии идентичности,  составляет  основу социальной патологии юношеского  возраста. Синдром патологии идентичности по Э. Эриксону:  регрессия к  инфантильному уровню и  желание как  можно дольше отсрочить обретение взрослого  статуса;  смутное,  но  устойчивое  состояние тревоги;   чувство  изоляции  и опустошенности;  постоянное   пребывание  в состоянии чего-то  такого,  что сможет  изменить  жизнь; страх перед личным общением  и неспособность эмоционально воздействовать  на лиц другого пола; враждебность и презрение ко всем  признанным общественным ролям, вплоть  до мужских  и  женских.  В  крайних случаях имеет  место поиск  негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения [4].

Одним из спорных  аспектов концепции Эриксона является утверждение о том, что психология мужчины и женщины различается на основе биологических признаков: наличия или отсутствия пениса. Он строил свои заключения не только на основе фрейдовского различия психологии мужчины и женщины, но и на основании собственных работ. Он провел интересное исследование на мальчиках и девочках 10-12 лет, которые в ходе игр складывали различные фигуры из кубиков и блоков детского деревянного конструктора

Те фигуры, которые  складывали девочки, были невысокими, статичными, в них каким-либо образом проникали животные и мужские фигурки. Конструкции, которые создавали мальчики, были сравнительно высокими, они были устремлены вверх и воплощали в себе действие. Эриксон интерпретировал эти результаты следующим образом: что мальчики и девочки таким образом в символической форме обозначают свои гениталии. Правда, при этом, он допускал, что половые различия в психологии могут быть и результатом соответствующего воспитания, усвоения свойственной полу социальной роли, когда мальчиков приучают быть более энергичными и агрессивными, чем девочки [7].

Концепция идентичности эго Э. Эриксона стала предметом довольно многочисленных экспериментальных исследований. В целом эти исследования подтвердили, что те подростки, которые сумели обрести достаточно сильное и позитивное чувство идентичности, лучше и более адаптивным образом справляются с кризисами ранних стадий развития. Те же подростки, которые обладают более слабой идентичностью эго, в целом справляются со своими кризисами менее адаптивным образом. Эти исследования подтверждают основные положения концепции формирования идентичности эго.

Заключение

 

Л.Ф. Обухова пишет, что в  «Словаре  знаменитых американцев»,  вышедшем к 200-летию США, Эрик Эриксон был назван  «наиболее ярким в творческом  отношении  из  всех, кто работал в психоаналитической  традиции после Фрейда» [4; 46]. Наиболее ценно у Э.Эриксона главное ядро его учения: разработка понятий личной и групповой идентичности, психического  моратория,  учения о юношеском кризисе идентичности. Сам Эриксон считал, что он расширил фрейдистскую  концепцию, вышел  за ее рамки, перенеся ударение с  «Оно» на «Я».

Работы Эриксона оказали существенное влияние на развитие психоанализа, образование, социальную работу, консультирование по профессиональным вопросам и по проблемам семьи и брака. Нынешний интенсивный рост исследований по проблемам развития личности в среднем и пожилом возрасте в значительной мере основан на его работах.

Подход Эриксона вызывает далеко идущие изменения в  традиционных взглядах психоанализа на формирование личности и эмоциональные кризисы у взрослых. Распространяя период формирования личности на весь жизненный цикл, Эриксон говорит, что каждому возрасту присущи свои эмоциональные кризисы. Это позволяет психологу видеть в эмоциональных проблемах взрослого человека не просто неустранимые последствия разочарований и потрясений детства, но конфликты зрелого возраста, возможно поддающиеся лечению.

 

Список литературы

 

  1. Блюм Д. Психоаналитические теории личности – М., 1999.
  2. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. – 1976. - № 6. – С. 45-53
  3. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира – М., 1995.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология – М., 1998.
  5. Психологическая энциклопедия // Под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2006.
  6. Теория личности Э. Эриксона. // Психология личности. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского – Самара: Бахрах-М, 2000. Т.1. С. 297-304
  7. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии – СПб, 1998.
  8. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. // Психология личности. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского – Самара: Бахрах-М, 2000. Т.1. С. 305-348

 


Информация о работе Развитие личности по Эриксону