Развитие личности по Эриксону

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 06:50, реферат

Описание работы

Особенности теории психосоциального развития личности Э. Эриксона заключается в том, что он рассматривает особенности развития человека на все протяжении его жизненного пути, начиная от рождения и завершая глубокой старостью.

Содержание работы

Введение 3
1. Психосоциальные стадии развития Э. Эриксона 4
2. Кризис идентичности в теории личностного развития Э. Эриксона 7
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

Развитие личности по Эриксону.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Введение

 

При все разнообразии подходов к  изучению сущности и закономерностей  формирования личности, среди которых  психодинамические, социодинамические  и интеркционистские представления, исследователи сходятся в том, что личность не дается человеку сразу, а проходит определенные стадии своего развития.

Некоторые авторы считают, что развитие начинается от рождения и завершается  юношеским возрастом, не рассматривая дальнейшие особенности. К таким периодизациям личностного развития относятся, например, периодизация Л.И. Божович или З. Фрейда.

«Как известно, психическое развитие имеет определенную последовательность, состоит из закономерно возникающих стадий, каждая из которых строится на основе предыдущей и подготавливает последующую. До периода зрелости принято выделять ранний, дошкольный и школьный возраст. Каждый из указанных возрастов отличается не только своеобразием отдельных свойств и качеств ребенка, но и психологическим своеобразием его целостной личности, которое прежде всего сказывается в особом сочетании его потребностей и стремлений, интересов и переживаний, в особой системе его отношений к окружающему и к самому себе» - пишет Л.И. Божович [2; 48].

З. Фрейд связывает развитие личности с сексуальным развитием и завершает его генитальной стадией, характеризующейся возрождением фаллических стремлений и более реалистическими возможностями для их выражения [5].

Особенности теории психосоциального развития личности Э. Эриксона заключается в том, что он рассматривает особенности развития человека на все протяжении его жизненного пути, начиная от рождения и завершая глубокой старостью.

1. Психосоциальные стадии развития Э. Эриксона

 

Теория Э. Эриксона рассматривает развитие личности на протяжении всей жизни человека, от рождения до самой смерти. При этом центральной темой подобного развития выступает поиск собственной идентичности.

По Эриксону, человек на протяжении своей жизни  проходит восемь психосоциальных стадий развития, каждая из которых включает в себя конфликт или кризис, требующий разрешения. Подобные кризисы неизбежно возникают на каждой стадии психосоциального развития, поскольку социальные и физические условия среды создают ситуации нового кризиса. Человек может выбирать между двумя основными путями разрешения кризиса: адаптивным или неадаптивным. И только когда кризис миновал, получил соответствующее разрешение и личность изменилась, человек готов к преодолению нового кризиса.

Первые четыре стадии повторяют фрейдовское членение. Это оральная, анальная, фаллическая стадии и латентный период, в котором Эриксон, однако, подчеркивает больше не биологические и сексуальные факторы, а социальные. Последние четыре стадии, которые выделяет сам Эриксон, охватывают период от детства до старости (возраст, который Фрейд практически игнорировал) [7].

Первая стадия (от рождения до 18 месяцев) определяется альтернативой «доверие-недоверие». В этот период ребенок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, являющееся основой формирования позитивного самоощущения, что сам он является отдельным существом, которое с любовью принимают.

Вторая стадия длится от полутора до трех-четырех  лет, ее характеризует альтернатива «автономия-зависимость». В этот период ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. Поскольку его активность может быть и не безупречной он сталкивается ее ограничением со стороны окружающих. Главный позитивный результат развития на этой стадии - достижение чувства независимости. Зарождающееся чувство автономии должно встречать поощрение, развитие самоконтроля проходит без ущерба для формирования позитивной самооценки.

Третья стадия начинается в 4 года, ее определяет выбор  между инициативой и чувством вины. В это время у ребенка появляются представления о том, каким он может стать человеком, одновременно он определяет границы дозволенного, проявляет любознательность и исследовательское поведение. Главной опасностью этого периода является возможность появления вины и стыда за свою любознательность.

Четвертая стадия развития охватывает школьные годы (7-12 лет), альтернативная пара: трудолюбие-неполноценность. На протяжении этого периода ребенок  стремится завоевать признание  и одобрение, осваивает новые  схемы деятельности, способен к самовыражению в продуктивной работе. Неумение выполнять определенные действия, низкий статус в группе сверстников ведут к появлению низкой самооценки, пассивности.

Пятая стадия (этап ранней юности,12-16 лет) приходится на кризис подросткового возраста и заключается в идентификации личности или ролевой неопределенности. Э. Эриксон понимает ее как возможность ответить на вопрос «кто Я, каков дальнейший путь моего развития». Чем менее целостным и устойчивым будет у человека чувство внутренней идентичности, тем более противоречивым будет его внешне выраженное ролевое поведение.

Шестая стадия имеет альтернативу «близость-изоляция»- это начало зрелости. Под близостью Эриксон понимает способность заботиться о другом без боязни потерять при этом себя. Если ни в браке, ни дружбе человек не достигает близости, уделом его становится одиночество.

Седьмая стадия - зрелый возраст - с общечеловечностью  на одном полюсе шкалы и самопоглощенностью - на другом. Человек не имеющий, не выработавший сопричастности человечеству может заботиться только об удовлетворении своих материальных потребностей.

Психосоциальный параметр восьмой (последней) стадии в классификации Эриксона характеризуют цельность или  безнадежность. Цельность - осознанная удовлетворенность тем, что жизнь прожита не зря. Безнадежность - представление о ней как о цепи упущенных возможностей и потерь, которые невозможно вернуть и изменить. Вершиной развития самосознания является достижение высшего смысла бытия, или личностного смысла [6].

Каждая из таких психосоциальных стадий и соответствующих им кризисов может иметь позитивный результат при условии, что удается ее разрешить адаптивным образом. Если же кризис разрешается неадаптивным образом, ситуацию еще можно поправить, если адаптивное решение удается достичь на следующей стадии развития. Поэтому оптимистическая перспектива сохраняется на всех стадиях развития.

Эриксон полагал  также, что на протяжении всех стадий развития сохраняется возможность  сознательного контроля и коррекции, что прямо противоречит убеждению Фрейда об определяющей роли в развитии личности исключительно детского периода жизни. Эриксон признавал, что детские впечатления могут быть чрезвычайно важны и даже иметь решающее значение в тех или иных случаях. Его возражения строились на том, что на последующих стадиях человек способен преодолеть или скорректировать негативные последствия детских конфликтов. Всегда сохраняется возможность достижения главной цели человеческой личности - установления позитивной идентичности эго [7].

Таким образом, Эриксон связывает развитие личности с влиянием социума и на каждой стадии выделяет возможность позитивного или негативного результата, зависящего как от социального окружения, так и от самого человека.

2. Кризис идентичности в теории личностного развития      Э. Эриксона

 

По мнению Э. Эриксона, каждой стадии развития отвечают свои, присущие  данному  обществу  ожидания, которые индивид  может оправдать  или  не  оправдать, и  тогда  он либо включается  в  общество, либо отвергается им.  Эти  соображения  Э. Эриксона легли  в основу двух наиболее  важных  понятий его  концепции - «групповой  идентичности» и «эгоидентичности». Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную  группу,  на  выработку  присущего  данной  группе  мироощущения. Эгоидентичность формируется параллельно с  групповой идентичностью и создает у субъекта  чувство устойчивости и непрерывности своего  «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития [4].

Вопрос об идентичности эго должен быть решен в юности (примерно 12-18 лет). Именно в этот период должна происходить консолидация личности, когда человек формирует и оптимизирует образ собственного Я. Именно эти процессы позволяют сохранять преемственность с прошлым опытом и определять цели на будущее. По Эриксону, принятие определенного образа Я — процесс сложный и полный тревоги. Юноша или девушка должны экспериментировать с различными социальными ролями и образами Я для того, чтобы найти свой собственный образ, в наибольшей степени отвечающий их внутренним устремлениям.

Тот, кто смог обрести достаточно сильное чувство  идентичности, тем самым оказывается  наиболее подготовлен к столкновению со взрослыми проблемами, тот же, кто по тем или иным причинам потерпел неудачу в обретении чувства идентичности, по мнению Эриксона, неминуемо должен столкнуться с кризисом идентичности. Они могут либо выпасть из нормального хода жизненного процесса, как это произошло с самим Эриксоном, либо попытаться найти негативную идентичность на путях социально осуждаемого поведения: наркотики и преступления [7].

Психоаналитическая  практика  убедила Э. Эриксона в том,  что  освоение жизненного  опыта осуществляется  на основе первичных  телесных  впечатлений ребенка. Именно поэтому  такое большое значение он придавал понятиям  «модус органа» и «модальность  поведения». Понятие «модус органа»  определяется  Э. Эриксоном вслед за 3.  Фрейдом как зона  концентрации сексуальной энергии.

Эриксон разрабатывает  ортодоксальную теорию психосексуального  развития, он вводит понятия «зон» и «модусов». Выделяются три зоны:

  1. орально-сенсорная, которая включает апертуры лица и верхний отдел пищеварительного тракта;
  2. анальная, включающая органы выделения экскрементов;
  3. генитальная.

Этим зонам соответствуют четыре модуса: инкорпорирующий (вбирающий), задерживающий, элиминирующий (выделяющий), интрузивный (вторгающийся) [1].

Зоны и их модусы, подчеркивает Э. Эриксон,  находятся в центре внимания любой культурной системы воспитания детей, которая  придает значение раннему телесному  опыту ребенка. В отличие от  3.Фрейда, для Э. Эриксона модус органа - лишь первичная точка,  толчок для психического развития.  Когда общество  через раз личные свои  институты (семья,  школа и др.)  придает особый смысл данному модусу, то  происходит «отчуждение»  его значения,  отрыв от  органа и превращение в модальность поведения,   Таким   образом,  через   модусы   осуществляется   связь между психосексуальным и психосоциальным развитием.

Особенность модусов, обусловленная  разумом  природы, состоит в том, что для  их функционирования необходим другой, объект или человек.  Так, в первые дни жизни ребенок  «живет и любит через рот», а мать «живет  и  любит  через свою грудь». В акте  кормления ребенок получает первый опыт взаимности: его способность «получать через рот» встречает ответ со стороны матери. 

Следует подчеркнуть, что для  Э.  Эриксона  важна  не  оральная зона, а оральный  способ взаимодействия,  который  состоит не  только в  способности «получать через рот», но и через все сенсорные зоны. Для Э. Эриксона рот - фокус отношения ребенка к миру лишь на самых первых ступенях его развития.

Модус  органа  -  «получать» отрывается  от  зоны  своего  происхождения и распространяется  на  другие  сенсорные ощущения  (тактильные,  зрительные, слуховые и др.),  и в результате этого формируется психическая модальность поведения - «вбирать».

Подобно   3.  Фрейду,  вторую  фазу  младенческого  возраста  Э.Эриксон связывает с  прорезыванием  зубов.  С  этого  момента  способность «вбирать» становится  более активной  и направленной.  Она характеризуется модусом «кусать».  Отчуждаясь,  модус проявляется во всех  видах активности ребенка, вытесняя собой пассивное получение.  «Глаза, первоначально готовые принимать впечатления  в  том   виде,  как  это  получается  само  собой,  выучиваются фокусировать, изолировать  и «выхватывать» объекты из более смутного  фона, следить за ними, -  писал Э.  Эриксон. - Сходным образом, уши  выучиваются распознавать значимые звуки, локализовать их и управлять поисковым поворотом по направлению к  ним,  точно  так же, как  руки выучиваются целенаправленно вытягиваться, а кисти -  крепко  схватывать» [8; 307].  В результате распространения модуса  на  все сенсорные зоны формируется социальная модальность поведения -  «взятие и удерживание вещей». Она проявляется тогда, когда ребенок научается сидеть. Все эти достижения приводят  к выделению ребенком себя как отдельного индивида.

Формирование этой первой формы  эгоидентичности, как и всех последующих, сопровождается кризисом развития. Его  показатели к концу первого года жизни: общее  напряжение  из-за прорезывания  зубов,  возросшее осознание  себя  как отдельного  индивида,  ослабление  диады  «мать  -  ребенок»  в результате возвращения матери к профессиональным  занятиям и личным интересам.  Этот кризис преодолевается легче,  если  к концу первого года жизни соотношение между базовым доверием  ребенка к миру  и базовым недоверием  складывается в пользу первого. Признаки социального доверия у младенца проявляются в легком кормлении, глубоком сне, нормальной работе кишечника.  К  первым  социальным достижениям,  согласно  Э.  Эриксону,  относится  также  готовность  ребенка позволить матери исчезнуть из виду без чрезмерной тревожности или гнева, так как  ее существование стало внутренней  уверенностью, а  ее новое  появление предсказуемым.  Именно  это  постоянство,  непрерывность  и  тождественность жизненного   опыта   формирует  у  маленького  ребенка   зачаточное  чувство собственной идентичности [4].

Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону, состоит в формировании и  отстаивании ребенком  своей  автономии и независимости. Она  начинается  с того  момента, как ребенок  начинает ходить.  На этой стадии  зона получения удовольствия связана с анусом.  Анальная зона  создает  два  противоположных модуса  -  модус  удержания и модус расслабления.  Общество, придавая особое значение приучению ребенка  к  опрятности, создает условия для доминирования этих  модусов,  их   отрыва  от  своего  органа  и  преобразования  в  такие модальности  поведения, как сохранение и уничтожение. Борьба за «сфинктерный контроль»  в результате  придаваемого ему значения  со  стороны общества преобразуется в борьбу за овладение своими двигательными возможностями, за утверждение   своего   нового,   автономного   «Я».   Возрастающее   чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия к миру.

Информация о работе Развитие личности по Эриксону