Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 23:24, дипломная работа
Цель исследования: разработать методику психологического консультирования направленную на снижение агрессии у детей семилетнего возраста.
Задачи исследования:
Проанализировать феномен агрессивного поведения с точки зрения консультативной работы с проявлениями агрессии.
В рамках теоретического анализа исследовать специфику детской агрессивности в плане консультативной работы с ней.
В рамках теоретического анализа рассмотреть вопрос о возможностях и специфики консультативной работы с младшими школьниками.
На основе полученных данных разработать блок консультирования агрессивных детей младшего школьного возраста.
Осуществить апробацию полученной методики в рамках психологического консультирования.
Введение ...........…...3 ст.
Гл.1. Агрессивное поведение детей как предмет исследований в современной психологии.
1.1. Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии. ………………….6 ст.
1.2. Специфика агрессивного поведения детей. ………………...15 ст.
1.3. Работа с агрессивным поведением детей в рамках современной практической психологии:
а) консультирование ………………30 ст.
б) психотерапия ……………….33 ст.
Гл.2. Разработка и апробация методики психологического консультирования по проблемам агрессивного поведения детей с использованием методов проекции.
2.1. Программа исследования. ……………………35 ст.
2.2. Разработка методики и апробация методики …………………36 ст.
2.3. Результаты апробации …………………46 ст.
2.4. Обсуждение полученных результатов …….….…………49 ст.
Выводы. ……………………...51 ст.
Заключение. ……………………...53 ст.
Список литературы. ……………………...54 ст.
Приложения. ……………………..57 ст.
Таблица 3. Данные экспериментальной и контрольной группы детей
до апробации методики. Различий между группами практически нет.
(Значимость различий
оценивалась с помощью T-
тесты |
Эксперименталь-ная группа |
Контрольная группа |
t-критерий Стьюдента |
уровень значимос-ти | ||
Несуществующее животное |
7 |
1,41 |
6,9 |
1,04 |
0,19 |
Не значимо |
Игра |
12,9 |
1,57 |
12,6 |
1,52 |
0,39 |
Не значимо |
Таблица 4. Результаты обследования по диагностическим методикам после проведения занятий (итоговая диагностика).
Экспериментальная группа детей, с которыми проводились занятия. |
Контрольная группа, с которой не проводилось ни каких занятий.
| ||||
От 3-5б. Тест несущ. Жив. |
Игра От 5-10б. |
От 5-8б. Тест несущ. Жив. |
Игра От 10-15б. | ||
1. Николай Р. |
3 б. |
5 б. |
1.Соня У. |
6 б. |
10 б. |
2. Антон П. |
4 б. |
7 б. |
2. Рома А. |
7 б. |
11 б. |
3. Алексей О. |
4 б. |
8 б. |
3. Ваня К. |
6 б. |
10 б. |
4. Саша Н. |
4 б. |
7 б. |
4. Вадим Л. |
8 б. |
12 б. |
5. Маша К. |
5 б. |
6 б. |
5. Рита Б. |
6 б. |
12 б. |
6. Лена С. |
3 б. |
5 б. |
6. Максим Н. |
8 б. |
14 б. |
7. Дима С. |
5 б. |
9 б. |
7. Витя Ж. |
7 б. |
14 б. |
8. Ира А. |
4 б. |
6 б. |
8. Наташа Т. |
7 б. |
13 б. |
9. Миша У. |
3 б. |
5 б. |
9. Ира С. |
6 б. |
11 б. |
10. Стас Ф. |
5 б. |
9 б. |
10. Артур З. |
8 б. |
15 б. |
Таблица 5. Различия между экспериментальной и контрольной группами детей после апробации методики. Дети из экспериментальной группы стали менее агрессивными. Различия значимы на уровне значимости 0,001. (Значимость различий оценивалась с помощью T-критерия Стьюдента).
тесты |
Эксперименталь-ная группа |
Контрольная группа |
t-критерий Стьюдента |
уровень значимос-ти | ||
Несуществующее животное |
4 |
0,77 |
6,9 |
0,83 |
7,43136197 |
0.001 |
Игра |
6,7 |
1,48 |
12,3 |
1,67 |
7,14307186 |
0.001 |
Проведя конечную диагностику и посчитав критерий Стьюдента, мы получили следующие результаты: экспериментальная группа показала значительное снижение уровня агрессивности. Так, например, в методике «несуществующее животное» во вторичной диагностике наблюдалось 6-8 элементов указывающих на агрессию (рога, зубы, когти и т.д.), а после проведения занятий и сбора данных, в конечной диагностике эти же показатели уменьшились до 1-3 элементов. Те же результаты наблюдались и в повторном проведении игры, дети с которыми проводилась работа, были менее агрессивны, более миролюбивы и доброжелательны по сравнению с контрольной группой.
Контрольная группа, где не проводились занятия, осталась практически без изменений.
Уровень значимости показывает наличие реального снижения агрессивности детей. Это подтверждает эффективность разработанной нами методики и то, что она может быть использована психологами в практической работе с детьми, уровень агрессии которых превышает допустимые нормы.
Выводы:
В данной работе мы разработали и апробировали методику психологического консультирования агрессивных детей семилетнего возраста. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Мы рассмотрели феномен
Осуществив апробацию
Проанализировав общие результаты по апробации данной методики, мы выявили её результативность в 80 % случаев.
Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод, что методы оказания воздействия, связанные с консультативной гипотезой об агрессивности ребёнка, обусловленной, низким уровнем интеллекта, оказались не доработаны.
Разработанный нами курс «Профилактики агрессивного поведения детей средствами эстетического воспитания» может являться методическим пособием для применения его в школьной практике, как педагогом-психологом, так и преподавателем начальной школы. Хочется отметить, что он является нестандартным и мало применяемым методом обучения и нравственного воспитания детей.
И в конце хотелось бы отметить, что большая часть рассматриваемых методик были переработаны нами с учётом специфики применения их в практике консультирования.
Мы считаем, что созданные нами блоки программы могут быть пополнены по каждому направлению относительно наших консультативных гипотез.
Заключение.
Наша работа посвящена агрессивности детей и методами работы с ней. На наш взгляд это существенный вклад в практическое направление психологической работы в целом, а так же и в частности, т.к. наши упражнения являются практическим пособием для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. Относительно перспектив дальнейших исследований, то мы считаем, что они не только «широки, но и глубоки»… Мы видим их в следующем:
Список литературы.
Приложение № (рисунки).
Приложение № 1 ст. 58.
Приложение № 2 ст. 71.
Приложение № 3 ст. 74.
Приложение № 4 ст. 84.
Приложение № 5 ст. 87.
Приложение № 6 ст. 92.
Приложение № 7 ст. 105.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
Специфика консультативной работы с младшими школьниками.
Проведя анализ литературы, обращая внимание на отдельные исследования, мы выделили четыре направления агрессивных проявлений, которые различаются по мотивации и формам агрессивности. Это скрыто-агрессивные, тотально-агрессивные, поведенчески-агрессивные и умеренно-агрессивные. Между детьми этих групп существуют специфические различия, затрагивающие различные стороны их развития: мотивационную сферу, образ «Я», самооценку, взаимоотношения с окружающими, восприятие семейной ситуации.
Отличительная особенность
скрыто-агрессивных детей –
В структуре мотивационной сферы
Агрессивное поведение в группах поведенчески-агрессивных и умеренно-агрессивных носит инструментальный характер. Однако в группах поведенчески-агрессивных детей ярко выраженное агрессивное поведение выступает закрепившейся защитной реакцией, сформировавшейся в условиях хронической неудовлетворённости значимых потребностей в признании, любви, защищённости со стороны ближайшего окружения. Не благополучная атмосфера в семье, конфликтные отношения с близкими людьми, отвержение сверстниками и т.д. порождают у этой группы детей отрицательные переживания. Испытываемая ими неудовлетворённость в признании и любви находит отражение в агрессивных актах, ставшей формой реагирования на эмоциональное напряжение. Целью агрессивных действий этих детей выступает возможность удовлетворить потребность в признании со стороны окружения. Они стремятся добиться внимания окружающих хотя бы и с помощью такого не конструктивного способа, как агрессия. В месте с тем, испытываемое не доверие к себе, в собственные силы и возможности является основой формирования негативного самоощущения, не принятия себя. Такое неверие делает детей зависимыми от окружающих, их мнения и оценок. Недоверие к себе порождает негативное самовосприятие и ощущение собственной не значимости и не компетентности. Таким образом, у поведенчески-агрессивных детей агрессивность является выражением устойчивой, хронической неудовлетворённости значимых потребностей. В задачах профилактической работы в отношении поведенчески-агрессивных детей выступают развитее позитивного отношения к себе, самопринятия, самоуважения, повышение внутренней компетентности и доверие к себе и своему опыту.