Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Общие понятия…………………………………………………………..…. 4
2. Критерии психологического здоровья (по А. Эллису)………………… 8
3. Экспериментально-психологическое обследование…………………….. 11
4. Методы медицинской психологии……………………………………….. 12
4.1 Метод клинической беседы, (интервью)…………………………… .… 12
4.2 Метод наблюдения…………………………………………………..….. 13
4.3 Эксперимент…………………………………………………………..… 14
4.4 Психодиагностическое обследование………………………………… 14
4.5 Методы психодиагностики……………………………………………. 15
4.6 Тестирование………………………………………………………..…. 15
Заключение……………………………………………………………….…. 18
Список литературы…………………………………………………..…….. 19
В качестве основных задач медицинской психологии можно выделить следующие:
1. Психологическая оценка
2. Изучение влияния различных
психических и сомато-
3. Оценка роли психических
4. Анализ индивидуальных и
5. Изучение психологии
6. Разработка принципов и
3. Экспериментально-
Прежде чем перейти
к описанию методов, которые используются
в медицинской психологии, следует
остановиться на основных этапах экспериментально-
На подготовительном этапе
формулируется вопрос (гипотеза), на
который необходимо найти ответ.
Чаще всего это вопрос о дифференциальной
диагностике, о причинах или факторах,
которые определяют специфику протекания
того или иного заболевания, об установлении
индивидуально-психологических
Экспериментально-
· Подготовительный (постановка гипотезы, подбор методов)
· Собственно экспериментальный
· Количественной обработки данных исследования
· Интерпретация полученных данных, написание заключения
После того, как проблема сформулирована, можно, перебирая все возможные явления, установить, как и насколько влияют они на событие, которое интересует исследователя. Такой предварительный ответ на вопрос о характере связи событий представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе есть возможность ее проверки. Часто при планировании исследования могут возникнуть несколько равновероятных гипотез, тогда они проверяются последовательно.
Психологический диагноз - это выявления скрытых причин видимого неблагополучия (Л.Ф.Бурлачук).
В медицинской психологии используются следующие методы:
1 - метод клинической
2 - метод наблюдения
3 - эксперимент
4 - психодиагностическое обследовании
4. Методы медицинской психологии
Метод клинической беседы и наблюдения - это основные методы, применяемые в повседневной практической работе врача и медицинского психолога.
4.1 Метод клинической беседы, (интервью)
Беседа предусматривает
выявление интересующих исследователя
связей на основе эмпирических данных,
которые получены в реальном двустороннем
общении с исследуемым. Это метод
получения информации о индивидуально-
психологических свойствах
Принципами клинической
беседы являются: однозначность, точность
и доступность формулировок, адекватность,
последовательность; гибкость, беспристрастность
опроса, проверенность полученной информации.
Успех беседы зависит от квалификации
исследователя, которая предусматривает
умение установить контакт с обследуемым,
дать возможность максимально
В процессе клинической беседы
происходит сбор анамнестических сведений
и опрос жалоб больного. Материалы
анамнеза позволяют судить о характере
болезни, причинах и обстоятельствах
ее возникновения, особенностях течения
и клинических проявлениях. Собирая
анамнестические сведения, врач может
выявить нервно-психическое
Однако больные, страдая от неприятных ощущений и болей, могут думать, что либо врач невнимательно обследовал его, либо болезнь очень серьезная и неизлечимая. Кроме того, некоторые стремятся остаться на положении больного, хотя и наступило выздоровление, опасаются возвращаться к прежнему здоровому образу жизни. В этом случае можно говорить об установке на болезнь. Нередко больные недооценивают тяжести своего болезненного состояния и либо вовсе не высказывают жалоб, либо смягчают степень их выраженности.
Клиническая беседа - важный метод не только исследования больного, но и взаимодействия врача с больным, влияния на больного.
4.2 Метод наблюдения
Одним из наиболее типичных способов работы исследователя есть наблюдение за объектом (человек, группа) в ожидании, если явления, которые интересуют исследователя, проявятся таким образом, который их можно будет зафиксировать и описать. С помощью этого метода изучают психические процессы, состояния и свойства у здоровых и больных людей. Изучение психики осуществляется в естественных жизненных условиях и отличается от естественного эксперимента тем, что врач или психолог является пассивным наблюдателем и вынужденным ждать, когда вторично сможет увидеть явления, которое его интересуют.
Преимущество этого метода
состоит в том, что во время
наблюдения не нарушается естественной
ход психических явлений. Недостатком
метода наблюдение является то, что
он не дает возможности с абсолютной
точностью установить причину конкретного
психологического явления, поскольку
в процессе наблюдения нельзя учесть
все взаимоотношения
4.3 Эксперимент
Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предусматривает организацию ситуации исследования, которое разрешает осуществить то, что невозможно в наблюдении - относительно полный контроль переменных. Под переменной понимается реальность, которую можно изменять в экспериментальной ситуации. Манипулирование переменными - одна из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.
Если исследователя интересует любая связь явлений между собою, то в эксперименте возможно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет то или другое изменение в ситуации, какую исследователь ожидает как следствие созданного им изменения, в наблюдении исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не настать. Эксперимент бывает 4 видов: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.
Недостатком метода есть то, что его тяжело организовать таким образом, чтобы исследуемый не знал о том, что происходит с ним. Поэтому у исследуемого может обнаруживаться скованность, неуверенность, сознательная и неосознанная тревога и т.п.
4.4 Психодиагностическое обследование
На основе психодиагностического
исследования проверяют гипотезы о
зависимостях между разными психологическими
характеристиками. Обнаружив их особенности
в достаточном количестве исследуемых,
появляется возможность на основе соответствующих
математических процедур установить их
взаимосвязь. Требования к психодиагностическому
исследованию те же, что и к эксперименту
- контроль переменных. Психодиагностика,
кроме того, есть самостоятельная
область психологии и, в этом случае
исследователь ориентируется не
на исследование, а на обследование.
Психодиагностика как область психологии
ориентирована на измерение личностно-
Психодиагностика - это наука и практика установления психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики - может устанавливаться на разных уровнях.
1 уровень - симптоматичный
или эмпирический. На этом уровне
диагноз ограничивается
2 уровень - этиологический, который учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновение.
3 уровень - уровень типологического диагноза, который состоит в определении места и значение выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека.
4.5 Методы психодиагностики
Основными методами психодиагностики
есть тестирование и опрос, методическим
воплощением которых есть соответственно,
тесты и опросники, которые также
называются методиками. Методики позволяют
собрать диагностическую
4.6 Тестирование
Тест - это проба, задача или система задач, которые дают возможность быстро оценить психическое состояние или уровень интеллектуального развития исследуемого.
Психологическая диагностика
использует ряд экспериментально-
Существуют тесты вербальные
(языковые) и невербальные (рисуночные).
Преимущественно выделяют две группы
тестов - стандартизированные и
Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом (тесты интеллекта, специальных способностей, для измерения творческих способностей).
Однако, существуют тесты, ориентированные на другое: они определяют не оценочные показатели (например, уровень развития определенного свойства), а качественные особенности личности. К этой группе тестов принадлежат проективные методики. Они базируются на том, что в разнообразных проявлениях индивида воплощается его личность, в том числе скрытые, несознаваемые потребности, конфликты, переживания. То есть, основным есть субъективное содержание и отношение, которое вызовет тест у обследуемого, что позволяет строить заключения об особенностях личности.
Опросниками называют методики, которые содержат набор вопросов, на которые обследуемый должен ответить, соглашается ли он с этим утверждением или нет. Существуют опросники "открытого" типа (ответы даются в произвольной форме) и "закрытого" типа (ответ выбирают из вариантов, которые представлены в опроснике). Кроме того, различают опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предоставляют возможность получить такую информацию об обследуемом, которая не отображает непосредственно его личностные особенности. Например, биографические, опросники интересов, установок.
Личностные опросники для измерения особенностей личности делятся на несколько групп:
а) типологические опросники, которые разработанные на основе определения типов личности и разрешают отнести обследуемых к тому или иному типу, который отличается качественно своеобразными проявлениями;
б) опросник черт личности, которые определяют выраженность черт - стойких личностных признаков;
в) опросник мотивов;
г) опросник ценностей;
д) опросник установок;
е) опросники интересов;
Методы психологического исследования не являются изолированными, они могут входить составной частью один в другой.
Последний этап экспериментально-