Психология здоровья человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Общие понятия…………………………………………………………..…. 4
2. Критерии психологического здоровья (по А. Эллису)………………… 8
3. Экспериментально-психологическое обследование…………………….. 11
4. Методы медицинской психологии……………………………………….. 12
4.1 Метод клинической беседы, (интервью)…………………………… .… 12
4.2 Метод наблюдения…………………………………………………..….. 13
4.3 Эксперимент…………………………………………………………..… 14
4.4 Психодиагностическое обследование………………………………… 14
4.5 Методы психодиагностики……………………………………………. 15
4.6 Тестирование………………………………………………………..…. 15
Заключение……………………………………………………………….…. 18
Список литературы…………………………………………………..…….. 19

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

В качестве основных задач медицинской психологии можно  выделить следующие:

1. Психологическая оценка индивидуальных  особенностей больного, изменений  его психических функций под  влиянием различных психических  и соматических заболеваний 

2. Изучение влияния различных  психических и сомато-неврологических  болезней на психическую сферу  детей и взрослых

3. Оценка роли психических воздействий  в возникновении, течении и  предупреждении психосоматических  заболеваний, их психопатологических  осложнений

4. Анализ индивидуальных и профессиональных  психологических особенностей поведения  и работы с больными врача  и других медицинских работников

5. Изучение психологии взаимоотношений  больного и медицинских работников  при осуществлении лечебно-диагностического  процесса

6. Разработка принципов и методов  экспериментально-психологического  исследования в клинике, методов  коррекции и психотерапевтического  обеспечения диагностического и  лечебного процессов.

 

 

 

 

 

 

3. Экспериментально-психологическое  обследование

Прежде чем перейти  к описанию методов, которые используются в медицинской психологии, следует  остановиться на основных этапах экспериментально-психологического обследования.

На подготовительном этапе  формулируется вопрос (гипотеза), на который необходимо найти ответ. Чаще всего это вопрос о дифференциальной диагностике, о причинах или факторах, которые определяют специфику протекания того или иного заболевания, об установлении индивидуально-психологических особенностей личности больного.

Экспериментально-психологическое  исследование включает этапы:

· Подготовительный (постановка гипотезы, подбор методов)

· Собственно экспериментальный 

· Количественной обработки  данных исследования

· Интерпретация полученных данных, написание заключения

После того, как проблема сформулирована, можно, перебирая все  возможные явления, установить, как  и насколько влияют они на событие, которое интересует исследователя. Такой предварительный ответ  на вопрос о характере связи событий  представляет собой гипотезу. Основным требованием к гипотезе есть возможность  ее проверки. Часто при планировании исследования могут возникнуть несколько  равновероятных гипотез, тогда они  проверяются последовательно.

Психологический диагноз - это  выявления скрытых причин видимого неблагополучия (Л.Ф.Бурлачук).

В медицинской психологии используются следующие методы:

1 - метод клинической направленной  беседы,

2 - метод наблюдения

3 - эксперимент

4 - психодиагностическое  обследовании

4. Методы медицинской  психологии

Метод клинической беседы и наблюдения - это основные методы, применяемые в повседневной практической работе врача и медицинского психолога.

4.1 Метод клинической  беседы, (интервью)

Беседа предусматривает  выявление интересующих исследователя  связей на основе эмпирических данных, которые получены в реальном двустороннем общении с исследуемым. Это метод  получения информации о индивидуально- психологических свойствах личности, психологических феноменах и  психопатологических симптомах, внутренней картине болезни и структуре  проблемы пациента, а также способ психологического влияния на человека, выработанный непосредственно на основе личного контакта врача, психолога  и пациента.

Принципами клинической  беседы являются: однозначность, точность и доступность формулировок, адекватность, последовательность; гибкость, беспристрастность  опроса, проверенность полученной информации. Успех беседы зависит от квалификации исследователя, которая предусматривает  умение установить контакт с обследуемым, дать возможность максимально свободно высказывать свои мысли.

В процессе клинической беседы происходит сбор анамнестических сведений и опрос жалоб больного. Материалы  анамнеза позволяют судить о характере  болезни, причинах и обстоятельствах  ее возникновения, особенностях течения  и клинических проявлениях. Собирая  анамнестические сведения, врач может  выявить нервно-психическое состояние  пациента в период, предшествующий заболеванию, узнать, лечился ли больной  ранее и в каких отделениях, насколько эффективным было проводимое лечение. Анамнез дает возможность  врачу определить отношение больного к своему заболеванию, особенности  психологических реакций на болезнь. При опросе больного врач не только оценивает фактический материал, но и имеет возможность определить психологические особенности больного. Нужно предоставить больному возможность  самостоятельно рассказать о своем  заболевании, своей жизни, однако беседа с больным должна направляться врачом. Очень важно правильно, в определенном порядке и форме задавать вопросы  больному, нельзя вопросами внушать  больному те или иные ощущения (например, иногда достаточно спросить больного, нет ли у него болей в области сердца, и он начинает их испытывать). С особой деликатностью следует затрагивать наиболее интимные вопросы его жизни. Врач должен учитывать, как внимательно и вдумчиво слушает больной его вопросы.

Однако больные, страдая  от неприятных ощущений и болей, могут  думать, что либо врач невнимательно  обследовал его, либо болезнь очень  серьезная и неизлечимая. Кроме  того, некоторые стремятся остаться на положении больного, хотя и наступило  выздоровление, опасаются возвращаться к прежнему здоровому образу жизни. В этом случае можно говорить об установке на болезнь. Нередко больные  недооценивают тяжести своего болезненного состояния и либо вовсе не высказывают  жалоб, либо смягчают степень их выраженности.

Клиническая беседа - важный метод не только исследования больного, но и взаимодействия врача с больным, влияния на больного.

4.2 Метод наблюдения

Одним из наиболее типичных способов работы исследователя есть наблюдение за объектом (человек, группа) в ожидании, если явления, которые  интересуют исследователя, проявятся  таким образом, который их можно  будет зафиксировать и описать. С помощью этого метода изучают  психические процессы, состояния  и свойства у здоровых и больных  людей. Изучение психики осуществляется в естественных жизненных условиях и отличается от естественного эксперимента тем, что врач или психолог является пассивным наблюдателем и вынужденным  ждать, когда вторично сможет увидеть  явления, которое его интересуют.

Преимущество этого метода состоит в том, что во время  наблюдения не нарушается естественной ход психических явлений. Недостатком  метода наблюдение является то, что  он не дает возможности с абсолютной точностью установить причину конкретного  психологического явления, поскольку  в процессе наблюдения нельзя учесть все взаимоотношения психического явления. Наблюдение проводится в обычных  условиях жизни: в семье, в процессе труда, игре, обучении, в палате больницы. Учитывается самостоятельная активность, наблюдательность, особенности реакций  пациента на происходящее, его взаимоотношений  с окружающими. Наблюдение должно быть направленным, т.е. преследовать определенные задачи. В медицинской практике оно дает возможность оценить сон больного, его аппетит, настроение, психическую активность и т.д.

4.3 Эксперимент

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предусматривает  организацию ситуации исследования, которое разрешает осуществить  то, что невозможно в наблюдении - относительно полный контроль переменных. Под переменной понимается реальность, которую можно изменять в экспериментальной  ситуации. Манипулирование переменными - одна из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Если исследователя интересует любая связь явлений между  собою, то в эксперименте возможно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет  то или другое изменение в ситуации, какую исследователь ожидает  как следствие созданного им изменения, в наблюдении исследователь вынужден ждать возникновения изменения, которое может и не настать. Эксперимент  бывает 4 видов: лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий.

Недостатком метода есть то, что его тяжело организовать таким  образом, чтобы исследуемый не знал о том, что происходит с ним. Поэтому  у исследуемого может обнаруживаться скованность, неуверенность, сознательная и неосознанная тревога и т.п.

4.4 Психодиагностическое  обследование

На основе психодиагностического  исследования проверяют гипотезы о  зависимостях между разными психологическими характеристиками. Обнаружив их особенности  в достаточном количестве исследуемых, появляется возможность на основе соответствующих  математических процедур установить их взаимосвязь. Требования к психодиагностическому  исследованию те же, что и к эксперименту - контроль переменных. Психодиагностика, кроме того, есть самостоятельная  область психологии и, в этом случае исследователь ориентируется не на исследование, а на обследование. Психодиагностика как область психологии ориентирована на измерение личностно-психологических  свойств личности.

Психодиагностика - это наука  и практика установления психологического диагноза. Диагноз как основная цель диагностики - может устанавливаться  на разных уровнях.

1 уровень - симптоматичный  или эмпирический. На этом уровне  диагноз ограничивается констатацией  особенностей или симптомов (признаков)

2 уровень - этиологический, который учитывает не только  наличие характеристик, но и  причины их возникновение.

3 уровень - уровень типологического  диагноза, который состоит в определении  места и значение выявленных  характеристик в общей картине  психической жизни человека.

4.5 Методы психодиагностики

Основными методами психодиагностики есть тестирование и опрос, методическим воплощением которых есть соответственно, тесты и опросники, которые также  называются методиками. Методики позволяют  собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки, предоставляют  информацию о человеке вообще, а  прицельно о тех или других ее особенностях (об интеллекте, тревожности  и т.д.), разрешает предоставить качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми. Информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той  или другой деятельности индивида.

4.6 Тестирование

Тест - это проба, задача или  система задач, которые дают возможность  быстро оценить психическое состояние  или уровень интеллектуального  развития исследуемого.

Психологическая диагностика  использует ряд экспериментально-психологических  методик - тестов, с помощью которых  возможна оценка функционирования как  отдельных сфер психической деятельности, так и интегративных образований - типов темперамента, особенностей характера, личностных качеств.

Существуют тесты вербальные (языковые) и невербальные (рисуночные). Преимущественно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным  тестом (тесты интеллекта, специальных  способностей, для измерения творческих способностей).

Однако, существуют тесты, ориентированные  на другое: они определяют не оценочные  показатели (например, уровень развития определенного свойства), а качественные особенности личности. К этой группе тестов принадлежат проективные  методики. Они базируются на том, что  в разнообразных проявлениях  индивида воплощается его личность, в том числе скрытые, несознаваемые  потребности, конфликты, переживания. То есть, основным есть субъективное содержание и отношение, которое вызовет  тест у обследуемого, что позволяет  строить заключения об особенностях личности.

Опросниками называют методики, которые содержат набор вопросов, на которые обследуемый должен ответить, соглашается ли он с этим утверждением или нет. Существуют опросники "открытого" типа (ответы даются в произвольной форме) и "закрытого" типа (ответ  выбирают из вариантов, которые представлены в опроснике). Кроме того, различают  опросники-анкеты и личностные опросники. Опросники-анкеты предоставляют возможность  получить такую информацию об обследуемом, которая не отображает непосредственно  его личностные особенности. Например, биографические, опросники интересов, установок.

Личностные опросники  для измерения особенностей личности делятся на несколько групп:

а) типологические опросники, которые разработанные на основе определения типов личности и  разрешают отнести обследуемых  к тому или иному типу, который  отличается качественно своеобразными  проявлениями;

б) опросник черт личности, которые  определяют выраженность черт - стойких  личностных признаков;

в) опросник мотивов;

г) опросник ценностей;

д) опросник установок;

е) опросники интересов;

Методы психологического исследования не являются изолированными, они могут входить составной  частью один в другой.

Последний этап экспериментально-психологического исследования обязательно включает в себя написание заключения по полученным результатам.

Информация о работе Психология здоровья человека