Психология здоровья человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Общие понятия…………………………………………………………..…. 4
2. Критерии психологического здоровья (по А. Эллису)………………… 8
3. Экспериментально-психологическое обследование…………………….. 11
4. Методы медицинской психологии……………………………………….. 12
4.1 Метод клинической беседы, (интервью)…………………………… .… 12
4.2 Метод наблюдения…………………………………………………..….. 13
4.3 Эксперимент…………………………………………………………..… 14
4.4 Психодиагностическое обследование………………………………… 14
4.5 Методы психодиагностики……………………………………………. 15
4.6 Тестирование………………………………………………………..…. 15
Заключение……………………………………………………………….…. 18
Список литературы…………………………………………………..…….. 19

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….    3

1. Общие понятия…………………………………………………………..….   4

2. Критерии психологического здоровья (по А. Эллису)…………………   8

3. Экспериментально-психологическое  обследование……………………..   11

4. Методы медицинской  психологии………………………………………..  12

    4.1 Метод клинической  беседы, (интервью)…………………………… .… 12

    4.2 Метод наблюдения…………………………………………………..…..  13

   4.3 Эксперимент…………………………………………………………..…  14

   4.4 Психодиагностическое  обследование…………………………………  14

   4.5 Методы психодиагностики…………………………………………….   15

   4.6 Тестирование………………………………………………………..….   15

Заключение……………………………………………………………….….    18

Список литературы…………………………………………………..……..    19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Одним из важнейшх в медицинской психологии является понятие о психическом здоровье. Согласно Уставу ВОЗ, здоровье определяют как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

   Психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся отраслью психологии.  Она определяется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Она изучает здоровую личность, учитывая разнообразие индивидуальных и социальных норм «здоровья» и «болезни».

    Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие понятия

Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Уже  сейчас  ясно,  что  «психология  здоровья»  значительно  более масштабное понятие чем, скажем, «психогигиена» или «психопрофилактика», задача которых предупреждать возникновение психических расстройств.

Психология здоровья имеет более  широкое поле теоретических и практических задач, включает в себя не  только предупреждение  развития психической  и соматической патологий.

Психология здоровья как научно-практическое направление призвано экологично  расширять  возможности  восприятия  и  адаптивного  поведения человека  в его  жизненной  среде.  Расширение  рамок  сознания неизбежноприводит  к  пониманию  человеком  его  невостребованных  способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему неосознанный и безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности.

Потребность  саморазвития  и  обогащения  личности  не  может  быть принципиально удовлетворена. Это бесконечное путешествие за горизонт.

Объектом  ее является, с известной долей  условности, «здоровая», а не «больная»  личность.  «Немного  переупрощая,  можно  сказать,  что  З.Фрейд представляет нам больную часть психологии, и мы должны теперь дополнить ее здоровой частью» (А. Маслоу).

Цель психологии здоровья — это сохранение, укрепление и развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья. В таком случае само здоровье можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки (условий) для выполнения человеком намеченных жизненных целей и задач, что является основой понимания, поиска и реализации смысла жизни.  Главной  целью  ее  является всестороннее  совершенствование человека.

 

Задачи психологии здоровья:

1) повышение уровня психологической  культуры (степень совершенства  в овладении психологическими знаниями и деятельностью);

2) повышение уровня культуры общения  (степень совершенства в области внешней и внутренней коммуникации);

3) определение путей и условий  для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Речь  идет  о  работе  с психически здоровыми людьми, имеющими те или  иные  психологические  трудности,  или  решившими  стать  на  путь самосовершенствования.  Необходима  классификация  методов, базирующаяся  на  критериях,  связанных  с  развитием  «зрелой»  личности, совершенствованием человека в гармоничном балансе души и тела.

В психологии здоровья имеются два  основных понятия: психическое и психологическое здоровье. Рассмотрим эти понятия.

Психическое  здоровье  – это составная часть медицинского подхода  к  феномену  здоровья,  то,  что  можно  констатировать,  когда отсутствуют клинически выраженные проявления психопатологии, то есть не  поставлен  диагноз  психического  заболевания.  Психическое  здоровье традиционно  интерпретируется  как  собственная  жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.

Психологическое здоровье  – это рост личности,  проявляющийся в движении от центрированности на себе и целях личного превосходства кзадачам конструктивного взаимодействия со средой и социально полезного развития; зрелость личности, проявляющаяся в дисциплине ума, эмоций и поступков.

Пахальян  В.Э. трактует  психологическое здоровье как динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития.

Если  термин «психическое здоровье» имеет  отношение прежде всего к  отдельным  психическим  процессам  и  механизмам,  то  термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в  тесной  связи  с  высшими  проявлениями  человеческого  духа  и позволяет выделить  собственно  психологический  аспект  проблемы  психического здоровья в отличие от медицинского, социологического и других аспектов.

Психологическое здоровье определяется двумя признаками:

1.  Соблюдение  в  основных  формах  проявления  жизнедеятельности принципа оптимума или «золотой середины».

2.  Эффективной  адаптацией  (социальной,  социально-психологической, интрапсихической).

Общепризнанным  является выделение 5 групп здоровья:

1. Здоровые с нормальным  развитием и нормальным уровнем  функций. 

2. Здоровые, но имеющие  функциональные или некоторые  морфологические отклонения, а также  сниженную сопротивляемость к  острым и хроническим заболеваниям.

3. Больные хроническими  болезнями в состоянии компенсации  с сохраненными функциональными  возможностями организма. 

4. Больные с хроническими  болезнями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными  возможностями. 

5. Больные с хроническими  болезнями в состоянии декомпенсации  со значительно сниженными функциональными  возможностями организма. 

Важным в медицинской  психологии является понятие о психологической  адаптации человека, т.е. способности  изменения структурных связей для  созраняния функций и обеспечения  существования человека в изменившейся среде. Адаптация может включать как физиологические, так и поведенческие  реакции. Выделяют несколько типов  адаптационных состояний:

1. Состояние «физиологической  адаптации» - обычное существование  человека в меняющихся условиях  среды при оптимальном режиме  всех функциональных систем.

2. Состояние напряженной  адаптации - при возникновении  необходимости перестройки, изменения  существующих параметров деятельности, требующих определенного напряжения в работе соответствующих функциональных систем.

3. Состояние патологической  адаптации, наступающее при превышении  резервных возможностей организма,  которое может привести к полному  истощению адаптационных механизмов  и развитию дезадаптации.

Критерии психического здоровья:

- осознание и чувство непрерывности,  постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

-  чувство  постоянства  и   идентичности  переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и своей  собственной психической деятельности  и к её результатам;

- соответствие психических реакций  силе и частоте средовых воздействий  социальным обстоятельствам и  ситуациям;

- способность к самоуправлению  в соответствии с социальными  нормами, правилами и законами;

- способность планировать и реализовывать  собственную жизнь;

-  способность  изменять  способ  поведения  в  зависимости   от  смены жизненных ситуаций  и обстоятельств.

       

 

 

 

 

 

 

2.  Критерии психологического здоровья (по А. Эллису):

   1. Интерес к самому  себе:  чувствительный  и эмоционально                        здоровый человек ставит свои интересы немного выше интересов других, в некоторой степени жертвует собой ради тех, о ком заботится, но не полностью.

  2. Общественный  интерес:  если  человек поступает безнравственно,  не отстаивает интересы других и поощряет социальный отбор, маловероятно, что он построит себе мир, в котором сможет жить уютно и счастливо.

3.Самоуправление  (самоконтроль):  способность  брать  на  себя ответственность  за  свою  жизнь  и  одновременно  стремление  к объединению с другими без требования значительной поддержки.

4. Высокая  фрустрационная  устойчивость:  предоставление  права  себе  и другим  совершать  ошибки  без  осуждения  своей   личности  или  личности другого.

5. Гибкость:  пластичность  мысли,  открытость  изменениям;  человек   не ставит себе и другим  жестких неизменных правил.

6. Принятие  неопределенности:  человек  живет  в  мире  вероятностей  и случая, в котором  никогда не будет существовать  полной определенности.

7. Ориентация  на  творческие  планы:  творческие  интересы  занимают большую  часть   существования  человека  и   требуют  с  его  стороны  вовлеченности.

8. «Научное»  мышление:  стремление  быть  более  объективным, рациональным.  Регуляция  своих  чувств  и  действий  посредством реагирования  и оценивания их последствия  в соответствии со степенью  их влияния на достижение близких  и далеких целей.

9. Принятие самого себя: отказ  от оценки своей внутренней  ценности по внешним  достижениям   или  под  влиянием  оценки  со  стороны  других; стремление  скорее радоваться жизни, чем  утверждать себя («Я люблю себя  уже за то, что я живу и  имею возможность радоваться  »).

10. Риск: эмоционально здоровый  человек склонен рисковать оправданно  и стремится делать то, что  он хочет, даже когда существует  возможность неудачи; он стремится  быть предприимчивым, но не безрассудно  храбрым.

11. Длительный  гедонизм:  человек   ищет  удовольствия  как  от  текущего момента, так и от  возможного будущего; он считает,  что лучше думать как о сегодняшнем   дне,  так  и  о  завтрашнем,  и  не  одержим  немедленным  получением удовлетворения.

12. Нонутопизм: отказ от нереалистичного  стремления к всеохватывающим  счастью,  радости,  совершенству  или  к  полному  отсутствию  тревоги, депрессии, унижения  своего достоинства и враждебности.

13. Ответственность  за  свои  эмоциональные  нарушения:  склонность  принимать на себя большую  часть ответственности за свои  поступки, а нестремление с целью  защиты обвинять других или  социальные условия.

 

Медицинская психология - это область психологии, которая изучает закономерности функционирования психики в условиях возникновения и течения заболевания, лечения больных людей и использования психологических факторов в лечебном процессе, профилактической и гигиенической работе медицинского персонала.

Медицинская психология направлена на решение теоретических и практических задач, связанных с укреплением  и поддержанием психологического здоровья населения, предупреждением заболеваний, диагностикой патологических состояний, психокоррекционными формами влияния  на процесс выздоровления, с решением многих вопросов экспертизы, социально-трудовой реабилитации здоровых и больных  людей, а также с изучением  психологических особенностей профессиональной деятельности медицинского работника.

Место медицинской психологии в  клинической медицине определяется объектом исследования этих наук –больным человеком, который при любом заболевании имеет измененную психику. Психологические особенности поведения врача при том или ином заболевании, коррекция психики в процессе лечения больного, психотерапевтическое влияние на больного - основные точки соприкосновения этих наук. Медицинская психология связана со всеми медицинскими специальностями (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, гигиена и др.), имеет при этом некоторые специфические подходы, и, соответственно, играет большую роль в подготовке врачей любого профиля.

Информация о работе Психология здоровья человека