Психология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 01:25, контрольная работа

Описание работы

Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.
Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Файлы: 1 файл

psikhol_prof_deyat.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

Характер межличностных отношений, в которые вступает человек в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное.

 

Операционная сфера труда —  это те средства и те ресурсы, которые  человек использует для реализации имеющихся мотивов.

 

К психологическим средствам труда относятся:

  • операции и действия, осуществляемые человеком в процессе труда, и более крупные их объединения — способы, приемы в труде, а также умения и навыки;
  • «техники» — совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком для решения отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального общения;
  • технологии — четкое планирование специалистом психологической стороны производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда. Если технологии профессиональной деятельности направлены на психологический мир другого человека (или самого себя), их называют психотехнологиями.

Профессиональные способности — это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения

 

Общечеловеческие способности — это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую деятельность. К ним относят:

  • способность к жизни (жизнеспособность);
  • способность к труду (трудоспособность);
  • способность к активности и саморегуляции;
  • способность к общению, к сотрудничеству с другими людьми,
  • способность к профессиональной этике, к ответственности за результаты своего труда;
  • способность к помехоустойчивости, к преодолению препятствий.

 

Профессиональные знания — это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Из знаний специалист получает эталоны для своего профессионального развития.

 

 Профессиональные  навыки и умения — это действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста. Если профессиональные способности — это свойства человека, исполняющего деятельность, то профессиональные умения — характеристики выполнения деятельности конкретным человеком; способности более характеризуют личность, а умения — деятельность; способности реализуются в умениях и навыках.

профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но и мотивацией, чертами характера, удовлетворенностью процессом и результатом труда. Профпригодность бывает абсолютная (при усложненных условиях деятельности) и относительная. Профпригодность — неврожденное качество, она формируется в самой трудовой деятельности. Ее формирование зависит от психических качеств человека и от характера профессиональной подготовленности

 

Профессиональное самосознание — это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ, включающий в себя систему отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает:

  • осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;
  • осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой;
  • учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
  • профессиональную самооценку;
  • положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.

профессиональный тип (склад) мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

 

Профессиональное мышление включает в себя:

  • процесс обобщенного и опосредованного отражения человеком профессиональной реальности;
  • пути получения человеком новых знаний о разных сторонах труда;
  • приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;
  • этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;

приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработка новых стратегий профессиональной деятельности

 

виды профессионального мышления — оперативное, управленческое, педагогическое, клиническое и т.п.

 

профессиональная обучаемость — открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта

 

виды среды по характеру воздействия на человека:

  • комфортная рабочая среда, которая обеспечивает максимальную работоспособность и сохраняет здоровье;
  • относительно комфортная рабочая среда, которая обеспечивает нужный уровень работоспособности и сохранения здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения напряженности;
  • экстремальная рабочая среда, которая приводит к снижению работоспособности, вызывает негативные функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям (скученность, сенсорная депривация, эмоциональная напряженность);
  • сверхэкстремальная рабочая среда, приводящая к возникновению в организме патологических изменений, в большинстве случаев влечет невозможность выполнения работ.

 

периоды работоспособности:

  • «врабатывание» до повышения работоспособности: длительность этого периода зависит от характера работы и от квалификации исполнителя;
  • период оптимальной работоспособности, в течение которого могут быть незначительные колебания продуктивности и работоспособности, но наблюдается максимальная мобилизация организма и воли;
  • период полной компенсации, здесь проявляются признаки утомления, отвлекаемости, изменения характера движений, но продуктивность остается на том же уровне за счет волевого усилия человека;
  • период снижения максимальной работоспособности: нарастает утомление, явное снижение работоспособности

 

Оптимизация режима труда предусматривает рациональное построение трудового процесса, предупреждающее быстрое наступление утомления и обеспечивающее оптимальную реализацию трудовой деятельности.

 

Рациональное построение трудового  процесса требует согласования индивидуального психического и физиологического темпов человека с технологически оптимальным темпом эксплуатации данного вида техники (машины или приспособления).

 

Вторым условием рационального  построения производственного процесса является плановость или последовательность и систематичность трудового процесса.

 

Третьим условием рационального построения трудового процесса принято считать  чередование различных форм труда  с периодами отдыха. Это условие  заложено в распорядок дня.

 

Адаптивность — это способность индивида или системы модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности.

 

Индивид может находиться либо в  состоянии адаптированности, либо —  дезадаптированности.

 

Дезадаптация тесно связана с соматикой (связь души и тела) и протекает в следующих формах:

  • невротической (неврозы);
  • агрессивно-протестной (или ее противоположности — капитулятивно-депрессивной).

 

Известны четыре возможных типа адаптации.

  • Внешне-внешняя: индивид или система реагирует на внешнее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, находящийся в жаркой (внешней для него) комнате включает расположенный вне его кондиционер.
  • Внешне-внутренняя: индивид или система реагируют на внешнее изменение модификацией самих себя. Например, из внешне жаркой комнаты человек перебирается в другую, менее жаркую.
  • Внутренне-внешняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией внешнего окружения. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, включает внешнее отопление.
  • Внутренне-внутренняя: индивид или система реагируют на внутреннее изменение модификацией самих себя. Например, человек, у которого от холода началась внутренняя дрожь, начинает интенсивно заниматься физзарядкой или проводит курс соответствующего лечения.

 

При развитии стресса наблюдаются  три стадии.

  • Тревога (организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям), длящаяся от нескольких часов до 2-х суток.
  • Стадия сопротивляемости (резистентность) — устойчивость организма к различным воздействиям повышена, состояние к концу второй стадии может нормализоваться.
  • Истощение или стабилизация (в зависимости от возможности организма адаптироваться к стрессовому фактору) — в случае неприспособления организма к продолжающимся внешним воздействиям могут возникнуть тяжелые нарушения работоспособности и здоровья.

 

Производственная адаптация работника имеет две стороны:

1) приобретение профессиональных  знаний, умений и навыков и  приспособление к условиям труда (профессиональная адаптация);

2) вхождение личности в данный  производственный коллектив (систему  официальных и неофициальных  ролей) как новую социальную  среду в качестве полноправного  члена, изменение образа жизни  личности (социальная адаптация).

 

Первичная адаптация охватывает период первоначального включения личности (впервые в жизни) в деятельность производственного коллектива, а вторичная — все последующие изменения в работе и профессии (переход на новую работу, изменение профиля предприятия, переезд в другой город и т.д.).

 

Цель организационного решения — достижение цели, которая ставится перед всей организацией. Наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет действительно реализовываться и внесет наибольший вклад в достижение конечных целей.

 

Этапы рационального  решения. Рациональное решение проходит ряд этапов:

1) диагноз проблемы;

2) формулировка ограничений и  критериев для принятия решений;

3) выявление альтернатив;

4) окончательный выбор альтернатив

 

Основным способом минимизации разногласий между членами группы является дискуссия

 

Команда — это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.

 

Признаки команды. Команда характеризуется рядом признаков, основными из которых являются следующие:

  • команда состоит из двух человек или более;
  • члены команды в соответствии с отведенной им ролью участвуют в меру своей компетентности в совместном достижении поставленных целей;
  • команда имеет свою индивидуальность, свое лицо, не совпадающее с индивидуальными качествами ее членов;
  • для команды характерны сложившиеся связи как внутри команды, так и вне ее — с другими командами и группами;
  • команда имеет ясную, упорядоченную и экономичную структуру, ориентированную на достижение поставленных целей и выполнение задач;

команда периодически оценивает свою эффективность в которую включено пять основных тактик:

1) избегание;

2) приспособление;

3) компромисс;

4) сотрудничество;

5) соперничество.


Информация о работе Психология профессиональной деятельности