Психология профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 01:25, контрольная работа

Описание работы

Профессиональное призвание определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.
Профессиональные намерения – это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Файлы: 1 файл

psikhol_prof_deyat.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональное призвание  определяют как влечение к какой-либо профессии, осознание своих потенциальных возможностей и способностей в овладении данной профессией.

Профессиональные намерения –  это осознанное отношение к определенной профессиональной деятельности, стремление получить образование по избранной профессии. В отличие от призвания, намерение включает принятие решения.

Потребность в профессиональном труде  – это готовность к активности человека, вызванная его нуждой в чем-либо, предпосылка к профессиональному труду. Потребность личности в определенной профессиональной деятельности называю также профессиональной склонностью, которая может реализоваться либо в профессиональной деятельности, либо в хобби.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности – это выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, правила профессиональной этики.

 

Потребности и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности, которые определяются как внутренние побуждения, направленные на разные стороны профессионального поведения (профессиональную деятельность, профессиональное общение, личность профессионала). Любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом.

 

Цель в профессиональной деятельности – это осознанный образ результатов труда у человека.

Целеполагание включает целееобразование (порождение новых целей) и целереализацию.

 

Теорию ожидания применительно  к трудовой мотивации первым сформулировал  Виктор Врум

совместного действия следующих условий:

  • ожидание того, что усилия приведут к ожидаемым результатам;
  • ожидание того, что результаты повлекут за собой определенное вознаграждение;
  • ожидание того, что вознаграждение будет иметь достаточную ценность для работника

 

Адамс считает, что для восстановления справедливости человек может:

  • изменить свой вклад или получаемую отдачу;
  • умышленно искажать их;
  • бросить работу;
  • пытаться влиять на других людей.

 

Взаимоотношения между иерархической  моделью Маслоу и мотивацией трудовой деятельности.

 

Потребность

Реализация потребности 

Базовые (физиологические) потребности 

Оплата труда

Потребность в безопасности

Обеспеченная старость, защита профсоюзом, медицинское страхование, программы  помощи работникам, выходное пособие 

Потребность в признании

Участие в формальных и неформальных рабочих группах 

Потребность в уважении

Титулы, статусные символы, продвижение  по службе, банкеты

Самовыражение

Личностный рост, реализация потенциала


Что является источником активности человека, его деятельности:

  • Потребности
  • Мотивы
  • Побуждения
  • Цели

 

Профессии — это исторически  возникшие формы деятельности, необходимые  обществу, для выполнения которых  человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие  способности и профессионально-важные качества. Профессию человека часто соотносят с занятием. Занятие — это тоже деятельность для поддержания человеком своего существования, но обычно не главная, не обязательно связанная с самореализацией. Профессию также сопоставляют со специальностью. Обычно специальность определяется через предмет деятельности, как круг знаний о некотором фрагменте объективной реальности.

 

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е.А. Климову).

  • заданные цели, представления о результате труда;
  • заданный предмет (любая система, например, социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);
  • система средств труда;
  • система профессиональных служебных обязанностей;
  • система прав;
  • производственная среда, предметные и социальные условия труда.

 

Классификация по содержанию труда наиболее полно разработана Е.А. Климовым. Так, по объекту труда различают профессии:

* человек — живая природа  (агроном, садовод, животновод, биолог, биохимик и т.д.);

* человек — человек (врач, учитель,  юрист и т.д.);

* человек — знаковая система (чертежник, редактор, программист, бухгалтер и т.д.);

* человек — техника (шахтер, столяр, строитель и т.д.);

* человек — художественный образ  (артист, писатель и т.д.).

 

Все названные профессии могут  различаться по целям:

  • гностические (эксперт, ревизор и др.);
  • преобразующие (токарь, учитель и др.);
  • изыскательские (биолог-исследователь, композитор и др.).

 

Профессии могут различаться по средствам их осуществления:

  • профессии ручного труда;
  • профессии машинно-ручного труда;
  • профессии, связанные с применением автоматизированных систем.

 

Профессии различаются по условиям:

  • профессии, связанные с работой в условиях, близких к комфортным (бухгалтер, программист и др.);
  • профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (агроном, инспектор ГАИ);
  • профессии, связанные с работой в необычных условиях (водолаз, пожарный и др.);
  • профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (учитель, следователь, врач и др.);
  • профессии, связанные с экстремальными ситуациями или повторяющимися монотонными условиями

Модуль профессии — это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективных характеристик типового элемента и психологических характеристик требований, предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей.

 

Модель специалиста включает в  себя следующие компоненты:

  • профессиограмму (описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста);
  • профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста);
  • квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты).

 

Требования, предъявляемые к профессиограмме:

  • четкое выделение предмета и основных результатов труда;
  • подчеркивание направленности каждого труда на благо конкретного человека;
  • выделение не отдельных компонентов и сторон профессии, а ее целостное описание;
  • показ возможных линий развития человека средствами профессии;
  • демонстрация перспектив изменения самой профессии;
  • должна присутствовать направленность на решение практических задач.

 

Профессиограмма состоит из трудограммы (описания труда в профессии) и психограммы (описания человека труда в профессии).

 

Профессиональное выполнение труда — это всегда осуществление его на высоком уровне. Близко к реальному профессионализму примыкает слово «компетентность». Компетентность — это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности можно по результатам труда человека

 

следующие виды профессиональной компетентности:

  • специальная компетентность — владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность планировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • социальная компетентность — владение принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда;
  • личностная компетентность — владение приемами личного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
  • индивидуальная компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

 

Компетентность конкретного человека уже, чем его профессионализм

 

Рассматривают две стороны профессионализма: мотивационную и операционную.

Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии:

  • направленность профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии;
  • мотивация высоких уровней достижений в своем труде;
  • сильное профессиональное целеполагание;
  • отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;
  • внутренний локус профессионального контроля, то есть поиск причин успеха или неуспеха в себе самом;
  • отсутствие перегрузок, стрессов, срывов.

 

Для операционной сферы профессионализма главным является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии:

  • развитое профессиональное сознание;
  • высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких результатов;
  • профессиональная обучаемость и открытость;
  • творческое отношение к профессии.

 

Выделяют следующие уровни профессионализма.

  • Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.
  • Профессионализм — уровень, который охватывает большую часть жизни человека (превращение специалиста в профессионала).

 Внутри этого уровня выделяют  следующие этапы:

адаптация человека к профессии;

  • самоактуализация человека в профессии;
  • свободное владение профессией в форме мастерства.
  • Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.
  • Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.
  • Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.

 

Социализация — это  процесс становления личности. Социализация предполагает:

  • усвоение человеком общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;
  • активную переработку человеком этого общественного опыта с точки зрения своих внутренних позиций;
  • становление у человека образа Я и выработку собственного мировоззрения;
  • участие и вклад человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;
  • воспроизводство человеком социальных связей в своей активной деятельности.

Различают следующие стадии социализации:

  • дотрудовую;
  • трудовую;
  • послетрудовую.

Личностное самоопределение формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение — это определение человеком того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает влияние на профессионализацию.

 

Профессиональное самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

Информация о работе Психология профессиональной деятельности