Психология конфликта и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 00:46, контрольная работа

Описание работы

Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы; в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут быть конфликтными.

Содержание работы

Введение
1.Понятие конфликта
1.1.Классификация конфликтных ситуаций
1.2.Типы конфликтов
1.3.Классификация способов урегулирования конфликтов
1.4.Структура конфликта
2.Разрешение конфликта: модели, стили, методы
2.1.Способы разрешения конфликтов в коллективе
2.2.Рекомендации по управлению конфликтом
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 347.33 Кб (Скачать файл)

1.2.Типы конфликтов. 

Конфликт  ценностей. Разногласия в таком конфликте затрагивают смысловые аспекты взаимодействия. Например, его участники могут по-разному понимать смысл и цели деятельности и существования организации; в финансовом успехе, в интересной работе, в свободе и возможности никому не подчиняться и т. д. Если они возглавят общее дело, то между ними, скорее всего, возникнут проблемы, связанные с целями деятельности. Направляемые разными доминирующими ценностями модели поведения участников взаимодействия могут вступить в противоречие друг с другом. В случае различия в ценностях конфликт возникает тогда, когда эти различия влияют на взаимодействия людей или же люди начинают посягать на ценности друг друга. В то время как разные ценности совсем необязательно приводят к конфликтам.

Конфликт  интересов. Данный тип конфликта подразделяется на ресурсный конфликт и собственно конфликт интересов. Ресурсный конфликт возникает тогда, когда цели участников конфликтной ситуации совпадают: они претендуют на какие-либо ограниченные ресурсы-территорию, финансы, должность, материальные предметы и т. д. В этом случае каждая из сторон заинтересована в одном и том же ресурсе. Однако в силу ограниченности или единичности ресурсов их интересы противоречат друг другу. Конфликт интересов возникает тогда, когда у сторон взаимодействия разные интересы, и они противоречат друг другу.

Конфликт  средств достижения цели. У участников конфликта могут быть общие ценности и общие цели, но различные представления о способах их достижения. Главным основанием для возникновения такого конфликта является то, что избранные человеком пути, средства достижения своих целей наносят ущерб общему взаимодействию или другому участнику.

Конфликт  потенциалов. Этот тип конфликтов может принимать разные формы. Конфликт несоответствия имеет место, когда кто-либо из участников взаимодействия в силу некомпетентности или физической неспособности не может вносить соответствующий его положению вклад в общее дело. Например, человек не справляется со своими обязанностями, что постепенно может перерасти в конфликтную ситуацию. Конфликт разных потенциалов имеет место тогда, когда индивидуальные усилия разных сторон, определяющие общий результат деятельности, неодинаковы, что ухудшает результат, либо становится помехой в каких-либо действиях.

Конфликт  правил взаимодействия. Такой конфликт связан с нарушением кем-либо из участников установленных правил, норм и наносит урон нормальному взаимодействию. 
 
 
 
 
 
 
 

1.3.Классификация способов урегулирования конфликтов.

 
Тип конфликта
 
Типовой способ урегулирования
Конфликт  ценностей Отделение от сферы  взаимодействия, сосуществование. Определение условий сосуществования
Ресурсный конфликт Компромиссные решения, определяющие порядок использования ресурса
Конфликт  интересов Интегративные или компромиссные решения, создающие  возможность полной или частичной  реализации интересов обеих сторон
Конфликт  средств достижения целей Интегративные или компромиссные решения, определяющие порядок организации совместной деятельности или взаимодействия
Конфликт  потенциалов Интегративные или компромиссные решения, ориентированные  либо на перспективы расширения потенциала, либо на пересмотр предъявляемых требований
Конфликт  норм Интегративные или компромиссные решения, пересматривающие или уточняющие нормы взаимодействия

 

1.4.Структура конфликта 

В качестве структурных составляющих в современной  психологии выделяют ряд следующих  основных элементов конфликта:

1. стороны конфликта;

2. условия протекания конфликта;

3. образы конфликтной ситуации;

4. возможные действия участников конфликта;

5. исход конфликтной ситуации.

        В роли сторон или участников (субъектов) конфликта могут выступать  черты одной личности; две или  более разных личностей; личность  и группа; две или более групп.

Среди условий протекания Н. И. Шевандрин  выделяет пространственно-временные (место  и время разрешения противоречия), социально-психологические (состояние  участников конфликта), социальные (вовлеченность  в противоречие интересов различных  социальных слоев). Образы конфликтной  ситуации, как своеобразные идеальные  карты, включают представления участников конфликта о себе, о противоположной  стороне, о среде и условиях протекания конфликта. Любое конфликтное действие может иметь четыре основных исхода: полное или частичное подчинение другого, компромисс, прерывание конфликтных  действий, интеграция.

В качестве динамических составляющих конфликтной  ситуации выделяются четыре основные стадии.

1.        Возникновение объективной конфликтной  ситуации. Эта стадия не сразу  опознается людьми как конфликтная,  поэтому ее еще называют «стадией  потенциального конфликта».

2.      Осознание объективной конфликтной  ситуации. Восприятие ситуации как  конфликтной со стороны ее  участников порождает соответствующее  поведение, следовательно, конфликт  может быть как реальным, так  и мнимым, существующим лишь в  представлении субъекта. Эта стадия  порождает инцидент, т. е. ситуацию, при которой одна из сторон  начинает действовать, ущемляя  интересы другой.

3.     Переход к конфликтному поведению.  При этом могут наблюдаться  различные стратегии поведения.  В зависимости от степени ориентации  участников ситуации на собственные  интересы и интересы партнера, выделяются пять возможных стратегий  разрешения конфликта:

1. доминирование;

2. уход;

3. компромисс;

4. уступка;

5. сотрудничество.

4.   Разрешение конфликта. Оно может  быть частичным, когда исключаются  конфликтные действия, но побуждение  к конфликту остается, или полным, когда конфликт устраняется как  на уровне внешнего поведения,  так и на уровне побуждения  к нему. 
 
 

2.Разрешение конфликта: модели, стили, методы. 

Разрешение  конфликта - заключительный его этап. Во всех многообразных формах реализуются  различные виды завершения конфликта: прекращение конфликта путем  уничтожения одной из сторон или  полного подчинения другой; преобразование обеих конфликтующих сторон в  направлении согласования их интересов  и позиций на новой основе; взаимного  примирения противоборствующих агентов; взаимного уничтожения противоположностей. При осуществлении первой и последней  из указанных возможностей завершение конфликта сопровождается обострением  борьбы. При реализации других форм происходит постепенное затухание  конфликта.

Различаются полное и неполное разрешение конфликта. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается  полностью. Неполное разрешение имеет  место тогда, когда устраняются  или преобразуются лишь некоторые  структурные элементы конфликта, в  частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.п.

Ситуация  неполного разрешения конфликта  порождает его возобновление  на той же или на новой основе.

Разрешение  конфликта следует отличать от его  подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без  ликвидации причин и предмета противоборства.

Не ведет  к разрешению и так называемая отмена конфликта - это попытка избавиться от конфликта путем примирения или  затушевывания, а не преодоления  противоположностей, лежащих в его  основе.

Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс  разрешения их характеризуется некоторыми общими чертами. Прежде всего, как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется в рамках его необходимых условий и принципов, проанализированных ранее. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология.

Предпосылки разрешения конфликта: 

1. Достаточная  зрелость конфликта, выражающаяся  в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации  ими своих противоположных интересов  и позиций, в организации конфликтных  групп и более или менее  сложившихся способов противоборства.

2. Потребность  субъектов разрешить конфликт  и способность это осуществить.

3. Наличие  необходимых средств и ресурсов  для разрешения конфликта: материальных, политических, культурологических, наконец,  человеческих. 

В литературе различаются: «силовая», компромиссная  и «интегративная» модели. Силовая  модель ведет к исходам конфликта  двух видов: «победа - поражение», «поражение - поражение». Две другие модели - к  возможному разрешению конфликта по типу «победа - победа», «выигрыш - выигрыш». Силовая форма типична для  правовых конфликтов.

Методы  разрешения конфликтов. 

Всю совокупность методов в зависимости от типов  моделей разрешения конфликтов, целесообразно  разделить на две группы. Первую условно назовем группой негативных методов, включающую все виды борьбы, преследующей цель достижения победы одной стороны над другой. Термин «негативные» методы в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта: разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторую группу назовем позитивными методами, поскольку при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта. Это - в первую очередь разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества.

Различие  негативных и позитивных методов  относительно условно. В практической деятельности по управлению конфликтами  эти методы нередко дополняют  друг друга.

Рассмотрим  некоторые методы, применяемые в  борьбе конфликтующих сторон. Один из таких методов - достижение победы вследствие получения необходимой  свободы действий. Этот метод реализуется  следующими приемами: созданием свободы  действий для себя; сковыванием свободы  оппонента; даже ценой некоторых  материальных или других потерь, приобретение лучших позиций в противоборстве и т.д. Например, эффективным приемом  дискуссии является навязывание  противнику в качестве предмета дискуссии  таких вопросов, в которых он мало компетентен, и где он сам себя может скомпрометировать.

Эффективен  метод использования одной стороной в своих целях функций и  резервов противника. Приемами при  этом могут стать использование  аргументов противника в дискуссии; принуждение противника к действиям, полезным для другой стороны.

Очень важный метод борьбы - выведение  из строя в первую очередь управляющих  центров противостоящих комплексов: руководящих личностей коллективов  и учреждений, основных элементов  позиции противника. В дискуссии  главный упор делается на дискредитацию  ведущих ее участников, представляющих сторону противника, на опровержение основных тезисов его позиции.

Несмотря  на то, что одним из главных принципов  разрешения конфликта является принцип  своевременности, оперативности, в  борьбе может успешно использоваться метод затягивания дела, или иначе  «метод проволочек». Этот метод - частный  случай выбора соответствующего места  и времени для нанесения решающего  удара, создания выгодного соотношения  сил и выгодной ситуации для такого выбора. Медлительность перехода к  решающим действиям оправдывается  необходимостью сосредоточения больших  сил, ресурсов для одержания победы. Конкретные виды борьбы как средства разрешения конфликта избираются и  применяются с учетом специфики  разрешаемых конфликтов и обстановки, в которой эти действия осуществляются.

Основным  позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры - это  совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью  достижения согласия. Они выступают  некоторым продолжением конфликта  и в то же время служат средством  его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся  вести с позиции силы, с целью  достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются преимущественно  как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.

Информация о работе Психология конфликта и способы его разрешения