Психология как наука. Предмет, задачи, методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Содержание работы

Введение
Место психологии в системе наук
Что такое психология? Предмет психологии
Задачи структура и методы современной психологии
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.92 Кб (Скачать файл)

Задачи структура  и методы современной психологии.

Современная психология —  интенсивно развивающаяся область  человеческого знания, тесно взаимодействующая  с другими науками. Поэтому, как  и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что  часто приводит к возникновению  новых отраслей психологии. Общим  для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают  факты, закономерности и механизмы  психики (в тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и  т.д.).

Ядром современной психологии является общая психология, которая  изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей  психологической дисциплиной стала  история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс  формирования и развития психологического знания.

Многочисленные отрасли  психологии выделяются по различным  основаниям.

Традиционно для классификации  используются следующие основания:

  1. конкретная деятельность (психология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
  2. развитие (психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);
  3. социальность, отношения человека к обществу (социальная психология, психология личности, психология группы, психология класса, этнопсихология и т.д.).

В настоящее время не существует законченной классификации психологических  отраслей. Психология - наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно  возникают новые области, что  приводит к появлению новых отраслей.

Современная психология использует различные методы.

Слово «метод» (в переводе с греческого — путь исследования или познания, теория, учение) означает способ построения и обоснования  научного знания, а также совокупность приемов и операций практического  и теоретического освоения действительности. Применительно к психологии под  методом подразумевают способы  получения фактов о психике и способы их интерпретации.

Современная психология использует развернутую систему методов, которые  могут классифицироваться различным  образом в зависимости от выбранных  оснований. Классик отечественной  психологии Рубинштейн отмечал, что  «методы, то есть пути познания, — это  способы, посредством которых познается  предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую  систему частных методов, или  методик. Под методом науки —  в единственном числе — можно  разуметь систему ее методов в  их единстве» 

Современная психология располагает  большим арсеналом конкретных методов (наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, тест, опросник, анализ продуктов деятельности и т.д.) и специальных методик, предназначенных для изучения определенных психических явлений.

Особого внимания заслуживают  теоретические методы психологического исследования:

1) дедуктивный (аксиоматического  и гипотетико-дедуктивного), иначе  — метод восхождения от общего  к частному, от абстрактного к конкретному;

2) индуктивный — метод  обобщения фактов, восхождения от  частного к общему;

3) моделирования — метод  конкретизации метода аналогий, умозаключений от частного к  частному, когда в качестве аналога  более сложного объекта берется  более простой или доступный  для исследования.

Результатом использования  первого метода являются теории, законы, второго — индуктивные гипотезы, закономерности, классификации, систематизации, третьего — модели объекта, процесса, состояния. В психологическом исследовании центральная роль принадлежит методу моделирования, в котором различаются две разновидности: структурно-функциональное, что в первом случае исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению, для чего выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) — другую систему, обладающую сходным поведением. Соответственно, сходство поведений, позволяет сделать вывод (на основе правила логичного вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании. В другом случае по сходству структур модели и образа исследователь судит о сходстве функций, внешних проявлений и пр.

Отметим, что до сих пор  теоретические методы психологической  науки описаны, проанализированы и  исследованы явно недостаточно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Самые большие тайны в  истории – это тайны человеческого  сознания. Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты хода мыслей очень  часто непредсказуемы. В своей  работе я попыталась проследить историю  становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука – заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.

Знания основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща.

Значение знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико стало оно в наши дни. Не случайно существует прямая связь между интересом  к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.

Зная основы психологии, человек может лучше понять себя, своих близких, познать человеческие отношения, объяснить поступки людей. Эти знания помогут ему справиться с жизненными проблемами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Марцинковская Т.Д., История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, М.: Издательский центр "Академия", 2003.
  2. Общая психология под редакцией Карпова А.В, М., Гардарики, 2002.
  3. Ждан А.Н., История психологии. От античности до наших дней, М., 2002.
  4. Петровский А.В., Вопросы истории и теории психологии, Москва, 2001.
  5. Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии. С-Петербург, 2000.
  6. Немов Р.С., Психология, М., 1998.
  7. Психологический словарь под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г., М., Педагогика-Пресс, 1997.

 


Информация о работе Психология как наука. Предмет, задачи, методы психологии