Психология как наука. Предмет, задачи, методы психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях необходима для всего общественного развития.

Содержание работы

Введение
Место психологии в системе наук
Что такое психология? Предмет психологии
Задачи структура и методы современной психологии
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.92 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Московский государственный открытый университет (МГОУ).

Энергетический  факультет

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему: «Психология как наука. Предмет, задачи, методы психологии»

 

Специальность:140104 – Промышленная теплоэнергетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

         Проверил:  

 

 

 

Москва  2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Место психологии в системе  наук………………………………………..

Что такое психология? Предмет  психологии…………………………...

Задачи структура и  методы современной психологии…………………

Заключение………………………………………………………………….

Список источников…………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

На протяжении веков человек  является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и  обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

Так, С.Л. Рубинштейн в книге  «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который  изучает психология, выделяется отчетливо  и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания  и т.п., – то есть все то, что  составляет внутреннее содержание нашей  жизни и что в качестве переживания  как будто непосредственно нам  дано…».

Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся  интерес к природе человеческого  бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими  людьми.

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и  спорте без знания и понимания  психологических закономерностей. Система научных знаний о законах  развития человека, его потенциальных  возможностях необходима для всего  общественного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место психологии в системе наук

Развитие науки представляет собой сложный процесс, включающий в себя и дифференциацию, и интеграцию знания. В настоящее время насчитывается  большое количество самостоятельных  научных дисциплин. От того, какое  место занимает психология в системе  наук, в большой степени зависит  решение двух очень важных вопросов: Что психология может дать другим наукам? В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?

В XIX веке большой популярностью  пользовалась классификация наук, разработанная  создателем философии позитивизма, французским ученым О. Контом. В классификации  Конта места для психологии вообще не нашлось. Отец позитивизма полагал, что психология не стала еще положительной  наукой. Для первой половины XIX века эта констатация была в целом  справедливой.

С тех пор многое изменилось: психология выделилась в самостоятельную  науку, в значительной степени стала  «положительной». Классификации наук впоследствии составлялись неоднократно. При этом почти все авторы недвусмысленно указывали на особое, центральное  место психологии среди других наук. Многие известные психологи высказывали  мысли о том, что психология в  будущем займет ведущее место  в структуре человеческого знания, что психология должна явиться основой  для наук о духе.

Классификации наук разрабатывались  и в XX веке. Одной из наиболее популярных считается классификация, разработанная  отечественным философом и науковедом Б.М. Кедровым, Согласно Кедрову, классификация наук имеет нелинейный характер. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам. Психология имеет тесные связи со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные с философией.

Несколько иначе подошел  к вопросу об определении места  психологии в системе наук выдающийся швейцарский психолог Ж. Пиаже. Традиционно  вопрос о связи психологии с другими  науками рассматривается в таком  аспекте: что психология может получить от других наук. Такая постановка вопроса  была логичной, поскольку психология — одна из самых молодых наук («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!»). В докладе  на XVIII Международном психологическом  конгрессе, который состоялся в Москве в 1966 г., Пиаже поставил вопрос иначе: что может дать психология другим наукам?

Ответ Пиаже знаменателен: «Психология занимает центральное  место не только как продукт всех других наук, но и как возможный  источник объяснения их формирования и развития». Пиаже отмечает, что  испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. «С одной  стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без  логико-математической координации, которая  выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии».

Плодотворное будущее  психологии видится в развертывании  междисциплинарных связей.

Сегодня мы можем констатировать, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, хотя в действительности не заняла центрального положения среди других наук. Таким образом, приходится признать, что прогнозы и надежды на то, что психология займет ведущие позиции  в системе наук, в целом не оправдались: статус психологии вовсе не так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно.

Пересмотрев узкое, неадекватное понимание своего предмета, психология обретет возможность реального конструктивного внутри и вне научного диалога, возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящих к исследованию человеческой души. Тем самым психология обретет свое законное место в системе наук, обретет статус фундаментальной науки и, возможно, станет основой наук о духе.

Что такое психология? Предмет психологии.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука).

В буквальном смысле слова  психология — это учение о психике. Психея, или Психе, в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Психе отождествлялась с живым существом. Дыхание ассоциировалось с ветром, дуновением, полетом, вихрем, поэтому душа обычно изображалась порхающей бабочкой или летящей птицей. По Аристотелю, Психе и есть «душа» и «бабочка». На основе различных мифов о Психее римский писатель Апулей создал книгу «Метаморфозы», в которой в поэтической форме представил странствия человеческой души в поисках любви.

Важно отметить, что понятие  «душа» у всех «племен и народов» ассоциируется с внутренним миром  человека — его сновидениями, переживаниями, воспоминаниями, мыслями, чувствами, желаниями. М.С. Роговин отмечает, что понятие души возникает у всех народов как обобщение и сведение к некоторому наглядному образу того, что мог охватить ум древнего человека в смысле психики. В связи с понятием души человек подошел к понятию движущей причины, источника действия, к понятию живого в его противопоставлении неживому. Первоначально душа еще не была чем-то чуждым телу, какой-то иной сущностью, а выступала как двойник человека с теми же потребностями, мыслями и чувствами, поступками, как у самого человека. «Понятие о душе как о совершенно иной сущности возникло впоследствии, когда вместе с развитием общественного производства и дифференциацией общественных отношений, вместе с развитием религии, а затем и философии душа начинает трактоваться как нечто, принципиально отличное от всего того, что существует в реальном мире». Постепенно наглядный образ, служащий для обозначения души, бледнеет, уступая место понятию бесплотной абстрактной силы, гетерогенной заключающему ее телу.

Таким образом, уже в донаучной  психологии завершается отделение  духовного от материального, каждое из которых начинает выступать как некоторая самостоятельная сущность.

Предмет психологии неоднократно менялся. Возникшая во второй половине XIX века научная психология также  была психологией сознания. Вундт  рассматривал психологию как науку  о непосредственном опыте. Многие психологи XIX века исходили из того, что самонаблюдение, интроспекция является основным методом  психологии. Среди них В. Вундт, Ф. Брентано, У. Джемс и др., хотя сам метод они трактовали по-разному. Исторический путь психологии показал, что самонаблюдение все же не может быть источником достоверных знаний о психике. Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, испытуемый в своем отчете обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям. Во-вторых, после работ французских психиатров Ж.М. Шарко, И. Бернгейма и особенно австрийского психиатра и психолога. Фрейда стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многочисленные психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным. В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психически больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения. В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является рационализацией, результатом работы защитных механизмов, то есть искаженным восприятием, а вовсе не достоверным знанием.

Несостоятельность интроспективной  психологии сознания побудила одних  психологов (представителей глубинной  психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения, а  не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).

Вся психология распалась  на несколько школ, между которыми не было точек соприкосновения и  которые исследовали разные предметы и использовали различные методы.

В 1920—1930-х годах закладываются  методологические основы советской  психологии, формулируются методологические принципы. Особенно велика заслуга  в деле становления отечественной  психологической науки таких  ученых, как М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др., в работах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течение последующих десятилетий. В монографии М.Г. Ярошевского «Наука о поведении: Русский путь» прослежена история формирования отечественной психологической школы изучения поведения, во многом повлиявшей на психологические концепции советских психологов. В работах С.Л. Рубинштейна был сформулирован принцип «единства сознания и деятельности», давший методологическую основу для опосредствованного исследования психики. Большое значение имели также методологические принципы развития психики в деятельности, детерминизма и др.

Накопленные психологией XX века данные свидетельствовали также  о том, что особенности поведения  и психического склада человека зависят  не только от нервной системы, но и  от «конституции» человека, то есть, в конечном счете, от биохимических  процессов в организме. Таким образом, в психологию возвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и телесным в живом организме существуют неразрывные связи.

К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который явно не формулировался (этому мешали идеологические разногласия), но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

Можно констатировать, что  сегодня многие исследователи выражают неудовлетворенность существующим положением дел в научной психологии. Становится все более ясно, что  понимание психики как чисто  индивидуального феномена, свойства высокоорганизованной материи не отражает всей реальной сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его  последователей вряд ли приходится сомневаться  в трансперсональной природе психического. «Трансперсональная психология — это учение о трансперсональных переживаниях, их природе, разнообразных формах, причинах и следствиях, а также о тех проявлениях в областях психологии, философии, практической жизни, искусства, культуры, жизненного стиля, религии и т.д., которые вдохновляются ими или которые стремятся их вызвать, выразить, применить или понять». Многие исследователи указывают, что научный подход к изучению психики не является единственно возможным.

Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией) наукой о психике. Только само психическое  должно пониматься несколько иначе. Вообще, весь исторический путь научной  психологии, если попытаться выразить его одной фразой, представляет собой  расширение предмета психологии и усложнение объяснительных схем. Очевидно, в наше время психология в очередной  раз должна изменить понимание своего предмета. Для этого необходимы преобразования внутри самой психологии. В первую очередь требуется новое, более  широкое понимание предмета психологии.

Психология, как мы уже  говорили, — очень молодая наука. Поэтому, возможно, она еще не нашла  своего подлинного предмета, и его  обнаружение — задача психологии XXI века. Не будем забывать, что психология как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад в знание о мире. Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг  отмечал: «Мир психических явлений  есть лишь часть мира в целом, и  кое-кому может показаться, что как  раз в силу своей частности  он более познаваем, чем весь мир  целиком. Однако при этом не принимается  во внимание, что душа является единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и необходимым условием всего мирового опыта».

Информация о работе Психология как наука. Предмет, задачи, методы психологии