Психология и этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

8. Дайте понятие о воображении. Раскройте сущность видов воображения. Перечислите пути и способы развития творческого воображения.
14. Раскройте сущность понятия "способности". Охарактеризуйте виды способностей. Покажите условия формирования профессиональных способностей у работников предприятия.
21. Дайте определение понятия деловое общение, охарактеризуйте виды и основные формы делового общения.
35. Приведите примеры проявления психического процесса памяти в Вашей профессиональной деятельности

Файлы: 1 файл

К.Р. Психология и этика дел. отношений.docx

— 43.54 Кб (Скачать файл)

Способности делятся на общие  и специальные. Выделяют следующие  виды специальных способностей:

    • учебные и творческие;
    • умственные и специальные;
    • математические;
    • конструктивно-технические;
    • музыкальные;
    • литературные;
    • художественно-изобразительные;
    • физические способности.

Учебные и творческие способности  отличаются друг от друга тем, что  первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком  знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как  второе — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая  активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального  опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для  выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются  отличающиеся друг от друга варианты.

Природа специальных способностей. Изучая конкретно — психологическую  характеристику способностей, можно  также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие  качества могут быть исключительно  ярко выражены, что говорит о наличии  у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую  общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную  систему, и без которой эта  способность не состоится вообще. Конкретные примеры: для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода — есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

- собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);

- композиционные (для сочинения музыки);

- контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

Б.М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью.

Под качеством труда необходимо понимать комплексную характеристику процесса труда и его результатов  для обеспечения целей предприятия  и создания условий для полной реализации способностей работников.

Условия формирования профессиональных способностей у работников предприятия:

· подбор, подготовка кадров и повышение их квалификации;

· развитие творческой активности работников;

· укрепление труда, исключение монотонности и повышение содержательности труда;

· нормирование труда;

· мотивация персонала и материальное стимулирование;

· разработка и применение показателя индивидуальной оценки качества труда работников.

21. Дайте определение понятия деловое общение, охарактеризуйте виды и основные формы делового общения.

Деловое общение – сложный  комплекс процессов коммуникации в  служебной сфере. Его целью является установление взаимопонимания и  эффективного взаимодействия, а также  создание комфортной обстановки, целесообразного  и практичного общения. Нормы  делового общения напрямую связаны  с иерархическими структурами организации:

  • Между равными по статусу коллегами и представителями других компаний (горизонтальные связи).
  • Вертикальные взаимоотношения между руководителем и подчиненным, либо между сотрудниками разных компаний, имеющими разный статус.

 Под деловым общением понимается сфера общения, в которой происходит общение деловых людей, осуществляются коммуникации, связанные с реализацией деловых проектов, бизнес-идей, заключение контрактов в сфере делового сотрудничества, разрешаются конфликты по разделу сфер влияния и т. д.

Общение разделяют на монологи и диалоги. В монологе вы обращаетесь  к группе людей с целью донести  до них какие-то идеи, вдохновить их на поступки, проинформировать. Выделяют несколько видов монологов:

  • Приветствие. Его содержание обычно нейтрально, обычно такая речь не содержит призывов или «продающих» пассажей.
  • Доклад (на заседании, собрании). Чисто информационное сообщение, может (на правах рекламы) содержать «продающие» пассажи, но в целом является нейтральным.
  • Торговая речь (реклама) – такое общение с публикой имеет ярко выраженную «продающую» окраску, она должна быть соответственно структурирована (описание проблемы, решение, обоснование, призыв к действию).

Общение в диалоге тоже подразделяется на виды. Разные диалоги  требуют разного уровня подготовки, разных подходов к деловому общению  и задействуют разные способы  коммуникации (вербальные и невербальные).

  • Деловой разговор – это краткий контакт, общение может быть продолжено позднее, или же решается одна простая задача.
  • Деловая беседа – это более продолжительный обмен сведениями, часто сопровождается принятием решений.
  • В переговорах участвует две (или более) стороны, целью переговоров может быть достижение определенного соглашения, разрешение конфликта или принятие совместного решения.
  • Дискуссия – встреча нескольких заинтересованных участников с целью обсуждения проблемы и возможной выработки общего взгляда.
  • Совещание (собрание) – традиционная форма общения сотрудников одного либо разных уровней иерархии, с целью планирования, отчетности, обсуждения текущих дел.
  • Интервью – это общение с представителем СМИ, запись беседы предназначена для публикации.
  • Пресс-конференция – общение с группой представителей СМИ, включает в себя как монолог, так и диалог – ответы на вопросы журналистов.
  • Телефонный разговор – отличается узостью канала общения, здесь невербальные способы коммуникации невозможны, приходится полагаться на собственное умение убеждать.
  • Деловая переписка – с появлением электронной почты умение составлять эффективные тексты для общения играет всё большую роль.
  • Современные способы общения: использование интернет-коммуникаторов (типа ICQ), интернет-телефонии (Skype). Появление этих технологий существенно изменило формат общения. Если обмен быстрыми текстовыми сообщениями требует от собеседников навыка быстро набирать тексты без ошибок и извлекать информацию из кратких текстов, то появление Скайпа возвращает деловых людей к общению практически напрямую.

35. Приведите примеры проявления психического процесса памяти в Вашей профессиональной деятельности

При смене кабинета в офисе, первую неделю с утра заходила в старый кабинет (двигательная память).

При виде подчиненных, с которыми возникал раньше конфликт, возникает неприятное чувство (эмоциональная  память).

По телефону трудно рассказать, где находится в компьютере нужный документ. Как только сама сажусь за компьютер, легко нахожу необходимый путь к файлу (образная, зрительная память).

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пономарев, Л.А. Психология творческого мышления / Л.А. Пономарев. - М., 2000. – 158 с.

 

2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. - 480 с.

 

3. Способности // Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. -- М. : АСТ “Транзиткнига”, 2004. - С. 400 - 401.

 

4. Теплов, Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. - с. 133.

 

5. Ракей И. Р. Основы делового общения : учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / И. Р. Ракей. – Мн. : МГВРК, 2007. – 176 с.


Информация о работе Психология и этика деловых отношений