Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 13:34, контрольная работа
8. Дайте понятие о воображении. Раскройте сущность видов воображения. Перечислите пути и способы развития творческого воображения.
14. Раскройте сущность понятия "способности". Охарактеризуйте виды способностей. Покажите условия формирования профессиональных способностей у работников предприятия.
21. Дайте определение понятия деловое общение, охарактеризуйте виды и основные формы делового общения.
35. Приведите примеры проявления психического процесса памяти в Вашей профессиональной деятельности
БЕЛКООПСОЮЗ
Учреждение образования
«Полоцкий торгово-технологический колледж»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология и этика деловых отношений»
Вариант 38
Учащейся 4 курса
Шифр: __________
учет, анализ и контроль»
_____________________________
Домашний адрес: ______________
Полоцк
2012
8. Дайте понятие о воображении. Раскройте сущность видов воображения. Перечислите пути и способы развития творческого воображения.
Воображение - это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.
В широком смысле – процесс оперирование образами.
Роль воображения
1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед
2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.
Функции воображения
1.Образное представление действительности.
2.Регуляция эмоционального состояния.
3.Регуляция поведения.
4.Формирование внутреннего плана действий.
5.Планирование и
Воображение связано с памятью и мышлением.
Физиологический механизм – это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы. Он связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.
Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.
Этапы воображения – анализ, синтез.
Факторы, влияющие на воображение:
1.Богатство опыта.
2.Особенности нервной деятельности.
К чертам личности, связанными с воображением относятся:
1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.
2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы, свойственна деятельным и волевым натурам.
3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.
Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет. Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.
Виды воображения по степени активности: пассивное, активное.
Виды воображения ло степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное.
Активное преднамеренное воображение:
1. Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта, которое соответствовало бы описанию.
2. Творческое воображение – при воссоздании добавляется собственное видение.
3. Мечта – самостоятельное создание новых образов.
Отличие мечты:
1.В мечте создается образ желаемого.
2.Процесс, который не
включается в творческую
3.Мечта направлена на
будущее. Если человек
4.Мечты иногда реализуются.
Пассивное преднамеренное воображение или грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения
Непреднамеренное пассивное воображение:
1.Сон
2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.
Образы творческого
Типизация как специфическое обобщение состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.
Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и соединение определенных черт предметов или явлений. Комбинирование это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.
Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.
Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа.
Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек – зверь или человек – птица.
Гиперболизация – это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. (Пример: мальчик с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность – в создании нового по аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности следует подчеркнуть, что все они, так или иначе, протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращений здесь выступает именно чувственность.
Конечный источник операций воображения – предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются диссоциации (анализ) и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.
Творческое воображение в своем полном развитии проходит через два периода, отделенные критическою фазою: период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, представляющегося в разных видах.
Этапы, которые являются типичными для творческого процесса:
1. Точная формулировка цели.
2. Сбор информации, безуспешные попытки решения.
3. Отвлечение от задачи, инкубация.
4. Озарение, часто предваряемое случайным событием-толчком.
5. Проверка идеи.
14. Раскройте сущность понятия "способности". Охарактеризуйте виды способностей. Покажите условия формирования профессиональных способностей у работников предприятия.
Наиболее развернутое
определение способностей было предложено
Б.М. Тепловым. В этом определении
даны основные характеристики способностей
как индивидуальные свойства личности,
являющиеся условием успешного выполнения
деятельности. Способности, согласно известному
определению ученого, - индивидуально
- психологические особенности
Изучая природу способностей
можно отметить, что в настоящее
время имеются
Диаметрально противоположные мнения по поставленному вопросу фиксируются в высказываниях: с одной стороны - " музыкантом нужно родиться", с другой - " талант - это 1% способностей и 99% труда".
Доказательством врожденности (наследственности) способностей служит их раннее проявление у ребенка. Известно, что у Моцарта музыкальные способности проявились в 3 года, у Гайдна - в 4 года, Рафаэль проявил себя как художник в 8 лет, Гаусс как способный в математике - в 4 года и т.д.
О врожденном характере способностей
говорят также факты повторения
их у потомков выдающихся людей. В
связи с этим можно привести примеры
одаренных семей и целых
Таким образом, существование природных предпосылок способностей доказано различными исследователями, однако, вопрос о роли этих предпосылок остается открытым на сегодняшнем этапе.
Каждая способность
Любой человек неповторим
с точки зрения наличия определенных
психических свойств, обусловленных
природными предпосылками (задатками).
Предпосылкой внутренних условий развития
способностей (по Н.С.Лейтесу) остаются
природные свойства человеческого
мозга в сочетании с
Природными (врожденными) особенностями
заданы только одни из внутренних условий
развития, которые лишь во взаимодействии
с другими условиями (социальной
средой и самой деятельностью), оказываются
включенными в процессы формирования
способностей. Поэтому наиболее полное
раскрытие потенциальных
Способности создаются в деятельности и проявляются в таких ее динамических проявлениях как быстрота, глубина, прочность освоения ее способов. Разделяются общеинтеллектуальные и специальные способности по отношению к разным видам деятельности (музыкальные способности, технические способности, артистические, педагогические способности и пр.).