Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 17:38, контрольная работа
Семья в России, оказавшись в условиях трансформации общества и резких изменений в его социальной структуре, имеет тенденцию к сохранению своего престижа в общественном сознании в качестве одной из базовых ценностей. Вместе с тем, ее значение как социального института в том его виде, в котором он унаследован современным обществом от старой эпохи, падает. В силу многих социально-экономических и социально-психологических причин в иерархии социальных семейных ценностей особо- значимым в настоящее время выступает неформальное, индивидуально-личностное начало, детерминирующее систему брачно-семейных ценностей и происходящие в ней изменения.
Социально – психологическая проблема:
Актуальность темы исследования:
Семья в России, оказавшись
в условиях трансформации
В результате традиционные семейные ценности - супружество, родительство (дети), прочность брака постепенно теряют в своей значимости, уступая место так называемым альтернативным ценностным ориентациям - профессиональной деятельности, карьерному росту, самостоятельно достигнутому социальному положению, личной и материальной независимости. В настоящее время все большее число людей отдает предпочтение самореализации в несемейной сфере жизнедеятельности, профессиональной и социально-статусной сферах. С этим связана перспектива усиления самореализации личности и выдвижения на первый план психологической и духовно-культурной совместимости супругов в качестве основы супружеского благополучия.
И так как в наше время все больше образуются мусульманские семьи, мы хотим исследовать, насколько различны и сходны семейные ценности в светских и религиозных семьях.
Цель исследования: выявить и провести сравнительный анализ ценностных ориентаций личности женщин в светских и мусульманских семьях.
Объект исследования: жизненные ценности.
Предмет исследования: Особенности жизненных ценностей женщин в религиозных и светских семьях.
Гипотеза исследования: семейные ценности в светских и мусульманских семьях различны.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-
2) Организация
3) Провести сравнительный
анализ ценностных ориентаций
личности в светских и
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, констатирующий эксперимент, тестирование, математико-статистический анализ данных.
Приемы сбора информации:
1. Беседа с семьями;
2. Наблюдение;
3.Тестирование;
4. Анализ полученной информации.
Выборка: для более полного изучения данной проблемы нами запланировано провести исследование с испытуемыми в количестве 30 семейных пар.
Практическая значимость данной исследовательской работы система ценностей личности определяет направленность поведения, деятельности. Зная систему ценностей данного индивида, т.е. то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, можно предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнера.
Экспериментальная база исследования: молодые семьи городов Стерлитамака и Рубцовска.
В результате исследования должны быть решены поставленные задачи, а также частично подтверждена гипотеза данного исследования. Должны быть выявлены, жизненные ценности женщин в религиозных и светских семьях. Сделать вывод.
В данной работе были рассмотрены
особенности жизненных
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы сделали следующий вывод: Ценности человека определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу его отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро жизненной активности человека. Несомненно, ценности личности человека, формирующиеся в процессе его жизнедеятельности, оказывают влияние на всю его жизнь, в том числе и на взаимоотношения в собственной семье. Ведь семья - это социальная группа, ведущая деятельность которой - сохранение, развитие и передача из поколения в поколение общечеловеческих ценностей. Поэтому ценности супругов, как жизненные, так и семейные, приобретенные в процессе создания и функционирования семьи, играют определенную роль в семейных отношениях, особенностях детско-родительских взаимодействий, складывании типа семейной системы.
В результате проведения экспериментального исследования мы обнаружили, что наша гипотеза о том, что жизненные ценности молодых семей в религиозных и светских семьях, значительно отличаются, оказалось верной. Таким образом, результаты проведенного исследования говорят о следующем. Несмотря на то, что мы рассматривали семьи, которые находятся в одной фазе жизненного цикла, а испытуемые не отличаются по возрасту, в выборке выявлены значимые различия особенностей жизненных ценностей личности супругов проживающих в условиях городской и сельской местностей.
Так, по результатам нашего исследования можем сделать вывод о том, что такие жизненные сферы как: образование, креативность, сохранение индивидуальности, физическая активность, представляют собой ценность для двух групп испытуемых. Жизненная сфера, как семья, более присуща для женщин в религиозных семьях. Думаю, это можно связать с тем, что религия ставит во главу угла создание крепкой семьи, семья была всегда на одном из первых мест в Исламе. Что касается непосредственно жизненных ценностей, то тут более развиты такие ценности как: развитие себя, и духовное удовлетворение.
Профессия, достижения и материальное положение ценно для женщин в светских семьях.