Психология дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2015 в 22:47, реферат

Описание работы

Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания. Непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и оно делает резкий скачок

Содержание работы

Введение
1 Общая характеристика дошкольного возраста
2 Основные направления психического развития в раннем детстве
2.1 Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте
2.2Развитие познавательных процессов дошкольника
2.2.1 Мышление
2.2.2 Речь
2.2.3 Восприятие
2.2.4 Внимание
2.2.5 Память
2.2.6 Воображение
3 Развитие личности дошкольника
3.1 Эмоциональная сфера
3.2 Самосознание
4 Кризис семи лет
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Психология дошкольного возраста.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

В этом возрасте:

  • значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
  • складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
  • внимание становится опосредованным;
  • внимание связано с интересами ребенка к деятельности; появляются элементы послепроизвольного внимания.

 

2.2.5 Память

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, сопереживает их героям, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти.

Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией.

 

2.2.6 Воображение

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым.

Формируются действия воображения:

  • замысел в форме наглядной модели;
  • образ воображаемого объекта;
  • образ действия с объектом.

 

 

3 Развитие личности  дошкольника

3.1 Эмоциональная  сфера

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств.

Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение.

Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими изменениями в мотивационной сфере ребенка связывают начало становления его личности.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких, не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей». Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя, как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека (взрослого, других детей).

Сначала ребенку нужно, чтобы кто-то был рядом, контролировал его поведение, а оставшись один, он ведет себя более свободно, импульсивно. Затем, по мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле.

В дошкольном возрасте ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения.

В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам.

Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. Воспринимая, например, сказку, младший дошкольник не осознает причины своего отношения к разным персонажам, глобально оценивает их как хороших или плохих.

Постепенно эмоциональное отношение и этическая оценка начинают дифференцироваться.

 

 

 

 

3.2 Самосознание

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя.

Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит главным образом по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых.

К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность.

Развивается способность мотивировать самооценку.

Появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Усвоение норм предполагает:

  1. ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение;
  2. у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения;
  3. ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам.

 

 

4 Кризис семи лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, — или они стабильные, или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений — значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис семи лет — это период рождения социального «Я» ребенка (Л.И. Божович). Он связан с появлением нового системного новообразования — «внутренней позиции», которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии ребенка.

Меняется и среда, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки.

Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, к перестройке потребностей и побуждений. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Появляется обобщенное отношение к самому себе, к окружающим. Происходит кризис личности «Я» (соподчинение мотивов). Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой, — менее важным.

Происходит смена основных переживаний:

  • открывается сам факт переживаний;
  • возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;
  • переживания приобретают смысл.

Таких образом, кризис семи лет представляет собой внутренние изменения ребенка при относительно незначительных внешних изменениях и социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связав с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • интеллектуальная готовность (ИЛИ, шире, — готовность познавательной сферы);
  • личностная (в том числе мотивационная);
  • социально-психологическая готовность;
  • готовность эмоционально-волевой сферы.

 

Заключение

Психология дошкольника — один из разделов возрастной

психологии. Дошкольное детство — первые семь лет от рождения ребенка до его поступления в школу — первый, очень короткий, но чрезвычайно важный этап в жизни человека. Ребенок из беспомощного существа превращается в относительно самостоятельную, социально активную личность, в субъекта общения и деятельности. В дошкольном возрасте закладываются основы многих видов деятельности, самосознания и мировоззрения, психических свойств и качеств личности, интенсивно развиваются познавательные процессы. Поэтому дошкольный возраст требует к себе особого внимания со стороны взрослых — родителей, педагогов, психологов, воспитателей.

 

Список используемой литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология -М: Академ, проект, 2008
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2007
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка -СПб: Питер, 2009
  4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб., 2006
  5. Выготский Л.С. Кризис 3-х лет / Собрание сочинений: в 6 т - М, 2010
  6. Галигуззова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до шести. — М., 2009
  7. Донченко Е.А. Личность, конфликт, гармония - К, 1987
  8. Захаров А И Как предупредить отклонения в поведении ребенка - М: Педагогика, 2011
  9. Ильин Е.Л. Мотивация и мотивы. — СПб., 2010
  10. Крэйг Г. Психология развития - СПб: Питер, 2008
  11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет -М: УРАО, 2012
  12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учеб.пособие. — М., 2013
  13. Туревская Е.И. "Возрастная психология" - Тула, 2009
  14. Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 2007
  15. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 2011

Информация о работе Психология дошкольного возраста