Психология допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

О допросах повествуют многие исторические источники. И это понятно: долгое время никаких других способов получить информацию для раскрытия преступления не существовало.
Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

Содержание работы

1. Общее представление о психологии допроса
2. Психологические приемы допроса
3. Допрос несовершеннолетних
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология допроса.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

   В тех случаях, когда в поведении  обвиняемого проявляются колебания  в выборе линии поведения, необходимо  использовать прием накопления  положительных ответов. Вначале задаются такие вопросы, на которые можно получить лишь положительные ответы, формирующийся стереотип продуктивного взаимодействия может облегчить в дальнейшем получение ответов и на трудные вопросы. Действия следователя, предъявляемая информация могут иметь большую силу воздействия, если касаются слабого места в позиции обвиняемого, если эта информация допускает многозначность трактовки. Особенно большую изобличающую силу имеет получение следователем таких сведений, которые могут быть известны лишь участнику расследуемого события.

    Значительные трудности возникают  при допросе обвиняемого-рецидивиста, имеющего опыт поведения при допросах, владеющего в известной мере тактикой противодействия следователю. Глубокая аморальность, пораженность социально-положительных связей, приверженность субкультуре преступного мира, завышенный уровень притязаний, дерзость, агрессивность – все это требует особой тактики. Рецидивисты, имея некоторые правовые познания, правильно оценивают доказательства и во многих случаях после их предъявления не ведут бессмысленного противодействия. Допрос рецидивиста нужно сразу начинать с существа дела, неожиданно предъявляя наиболее значимое для него основное доказательство.

  В случаях специального рецидива  следователь может использовать  архивные дела и изучить тактику поведения данного рецидивиста при расследовании его прежних преступлений. Обычно рецидивисты тщательно продумывают свои ложные показания, ложные алиби, готовят лжесвидетелей, уничтожают доказательства, стремятся опорочить следователя, оказывают на него давление. В ряде случаев допрос рецидивиста целесообразно проводить в присутствии прокурора, руководителя следственной группы. При этом согласуется тактика параллельного воздействия на рецидивиста. Обострение отношений со стороны одного допрашиваемого может использоваться как фон для психологического контакта с другим допрашиваемым.

  Одно из средств предупреждения  возможного последующего отказа  рецидивиста от ранее данных показаний – собственноручное написание обвиняемым показаний и использование магнитофонной записи.

    Еще одним приемом является  допрос с использованием ассоциативных связей. Использование этих связей рассчитано на оживление в его памяти причинных и иных связей между событиями. Например, зная, что интересующее событие произошло в день рождения допрашиваемого, о чем тот забыл, следователь последовательно задает вопросы: «Как вы отмечали свой день рождения в этом году ?», «Что вы делали после того, как разошлись гости ?», «В каком месте парка вы гуляли ?», «Почему вы пересели на другую скамейку ?», «Когда же вы впервые увидели обвиняемого Иванова ?»

  Контрольные вопросы задаются  с целью проверить полученные  показания или получить данные  для такой проверки. Например: «На  основании чего вы утверждаете, что все, о чем вы рассказывали, произошло именно 15 сентября?»

3. ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

  Иногда считают,  что допросить ребенка, подростка  – несложно, что «устами младенца глаголет истина», причем всегда и при любых обстоятельствах. Скажу вам, это далеко не так.

   Допрос несовершеннолетнего требует  знания особенностей его психики.  Дети обладают повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, склонностью к фантазированию, высокой эмоциональностью, неустойчивостью поведения. У них незначителен или совсем отсутствует жизненный опыт, что нередко приводит к неправильной оценке ими расследуемого события.

    Здесь все важно: правильный  выбор места допроса, его продолжительность, сам тон следователя. Учитывая быструю утомляемость ребенка, его неспособность сосредотачивать долгое время внимание на одном и том же объекте, следователь не должен затягивать допрос.

   Основным средством изобличения  допрашиваемых несовершеннолетних  во лжи служат приемы эмоционального  воздействия, ибо средства логического убеждения могут оказаться малоэффективными как вследствие непонимания подчас допрашиваемым самого факта изобличения, так в силу «духа противоречия», свойственного детям и приводящего к упрямому повторению явно бессмысленной уже лжи. Следователь должен облегчить ему переход от ложных показаний к правдивым, что требует от следователя чуткости, деликатности, понимания причин упорства допрашиваемого.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Еникеев М.И., «Основы общей и юридической психологии» М., 1999 г.
  2. Васильев В. Л. Юридическая психология. М., 1991
  3. Руководство для следователей. Под ред. Селиванова Н. А. М., 1998.
  4. Н. А. Громов Уголовный процесс. М. 1998
  5. Р. С. Белкин Профессия – следователь. М. 1998
  6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями). Информационно-правовая система Гарант, www.garant.ru.
  7. Криминалистика. Под ред. И. Ф. Герасимова, Л. Я. Драпкина М. 1994

 

         

 

 

 

 

 

2 Руководство для следователей. ИНФРА-М. М. 1998, с. 308

 

3 Фрустрация – конфликтное, деструктивное психическое состояние, вызванное крушением планов, расчетов. Сопровождается нервными срывами, нередко агрессивными проявлениями.

 

4 М. И. Еникеев Юридическая психология. М., 1999 г. с. 246

 

5 Р. С. Белкин Профессия – следователь. М., 1998. С. 82

 

6 М. И. Еникеев Юридическая психология. М., 1999 г. с. 248





Информация о работе Психология допроса