Психология допроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:41, реферат

Описание работы

О допросах повествуют многие исторические источники. И это понятно: долгое время никаких других способов получить информацию для раскрытия преступления не существовало.
Для получения достоверных показаний свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

Содержание работы

1. Общее представление о психологии допроса
2. Психологические приемы допроса
3. Допрос несовершеннолетних
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Психология допроса.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

Московская  Финансово-Юридическая Академия

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По Юридической психологии

 

На  тему: «Психология допроса»

 

 

 

 

 

                                                 Работу выполнила :Евдокимова Валерия

                                   Группы Юз-08-6

Научный руководитель:Гусарова С.В.

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Общее представление о психологии допроса

2. Психологические приемы допроса

3. Допрос несовершеннолетних

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ ДОПРОСА.

   О допросах повествуют многие исторические источники. И это понятно: долгое время никаких других способов получить информацию для раскрытия преступления не существовало.

   Для получения достоверных показаний  свидетеля следователь должен учитывать психологический процесс формирования показаний. Первоначальной стадией формирования этих показаний является восприятие свидетелем тех или иных событий. Воспринимая предметы и явления, человек осмысливает и оценивает эти явления, проявляет к ним определенные отношения.

При допросе свидетеля  следователь должен отчленить объективные  факты от субъективных наслоений. Необходимо выяснить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует учитывать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимавшихся предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры.

Людям свойственно заполнять пробелы  чувственного восприятия элементами, которые в действительности не были объектами чувственного восприятия. Для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Расстояния на воде, как правило, недооцениваются. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Многие ошибки в оценке размеров предметов связаны с контрастом восприятия.

В следственной практике очень важно  правильно установить время совершения расследуемого события, его длительность и последовательность, темп действий участников события и др. Нередко свидетели дают неправильные показания о промежутках времени. Эти ошибки объясняются выше рассмотренными закономерностями. Неправильные показания относительно промежутка времени не следует оценивать как умышленную ложность показаний. При этом необходимо выяснить содержание деятельности свидетеля

 

во  время наблюдаемого события, его  психическое состояние и др.

В свидетельских показаниях существенное значение имеют особенности восприятия человека человеком.

В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.1

   К допрашиваемому эта информация  поступает в момент восприятия  им тех или иных явлений или предметов, запоминается им и затем при допросе воспроизводится и передается следователю. Процесс формирования показаний – от восприятия до передачи информации – носит психологический характер; на всем его протяжении человек испытывает различные влияния, что так или иначе сказывается на полноте и объективности показаний. Так, например, восприятию могут препятствовать неблагоприятные погодные условия, отдаленность этого события. И наоборот, способствующее наблюдению освещение, длительность наблюдения и т.п. будут содействовать получению более полной информации о событии. Точно так же влияют и субъективные условия наблюдения: состояние сильного возбуждения, страха, утомления, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличие интереса к наблюдаемому и т.п.

    Действие всех этих факторов  должно быть хорошо известно  следователю. Он должен также  знать основанные на данных судебной психологии приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полноту и объективность показаний, восполнить возникшие в результате их воздействия пробелы, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведение хранящейся информации в памяти допрашиваемого.

  Успех допроса  зависит от того, насколько полно  следователь учтет и использует  при допросе особенности личности  допрашиваемого. Без такого учета  невозможно установление психологического контакта.

   Под психологическим контактом с допрашиваемым понимают создание такой атмосферы допроса, при которой допрашиваемый проникается уважением к следователю, пониманием его задач и обязанностей, исключает всякие личные мотивы в его действиях, осознает необходимость способствовать своими показаниями установлению истины. Обман допрашиваемого, попытки поймать его в ловушку подрывают его доверие к следователю, способствуют возникновению конфликтной атмосфере допроса.

   Изучение  личности допрашиваемого помогает  определить особенности, которые приобретает у него процесс формирования показаний, предположить, какова будет его  линия поведения на допросе и выработать нужную тактику допроса с использованием тех или иных психологических приемов. Рассматривая вопрос о психологических свойствах личности, влияющих на полноту и точность показаний, А. Ф. Кони писал: «Для характеристики влияния темперамента на показания можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения.

Сангвиник, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина  – раздался раздирающий крик, хлынула  кровь, - мне послышался треск костей, эта картина стоит перед глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

Меланхолик  скажет: «при мне вагон трамвая  раздавил несчастную женщину; и вот  людская судьба: быть может, она спешила  к любящему мужу, к любимым детям – и все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере – и картина осиротелой семьи с болью возникает в моей душе».

  Холерик, негодуя скажет: «Раздавили  женщину! Я давно говорил, что  городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить».

А флегматик расскажет: «Ехал я на извозчике и вижу: трамвай, около него толпа народа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу – лежит какая-то женщина поперек рельсов, - вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее!» 

2. РАЗЛИЧНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРИЕМЫ ДОПРОСА

    Приемы правомерного психического воздействия – приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства – основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию.

    Для реализации этой стратегии  нужна высокая рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использования получаемой информации для развития процесса расследования.

  В преодолении противодействия  лиц, пытающихся дезинформировать  следствие, преимущество объективно на стороне следователя. При решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение допрашиваемого лица в рамки, ограничивающие его решения. Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу – психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь изменить ему мотивацию поведения.2  Они основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица.

   Часто приемы психического воздействия  реализуются в остроконфликтной  форме, вызывая фрустрационное3 состояние допрашиваемого лица, снижающее возможности его противодействия. Для усиления фрустрационного воздействия основного уличающего доказательства необходима соответствующая психологическая подготовка его предъявления допрашиваемому, временное переключение его внимания на обстоятельства, как бы благоприятствующие его «легенде».

  Психологически обоснованный тактический  прием должен отличаться избирательной направленностью – оказать наибольшее воздействие на психическое состояние виновного и быть нейтральным в отношении невиновных, обладать шоковым воздействием – быть неожиданным, заранее нерасшифрованным допрашиваемым лицом.

    Приемы психического воздействия на допрашиваемое лицо с целью изменения его позиций и получения правдивых показаний могут быть подразделены на следующие подгруппы:

  • Основанные на использовании отдельных психологических качеств личности;
  • Основанные на доверии допрашиваемого лица к личности следователя;
  • Осведомления допрашиваемого лица о наличии достоверной доказательственной информации;
  • Создающие у допрашиваемого преувеличенное представление об объеме имеющихся  доказательств;
  • Повышенного эмоционального воздействия, связанные с предъявлением неожиданной информации.4  (таблица № 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Одним из  приемов правомерного психического  воздействия является сокрытие от подследственного лица пробелов в системе доказательств. Проявляя повышенный интерес к второстепенным деталям события, следователь косвенно дает понять, что основное ему уже известно. При этом важно, чтобы допрашиваемому лицу не поступила информация о неосведомленности следователя по тому или иному вопросу, а сам допрашиваемый постоянно допускал утечку информации, проявлял информированность о тех обстоятельствах, которые могут быть известны лишь лицу, причастному к расследуемому преступлению.

   Большая возможность оказания  воздействия заключается в системе предъявления доказательств. Приведу некоторые правила эффективного предъявления доказательств:5

  1. перед предъявлением доказательств задать все необходимые вопросы, с тем чтобы исключить нейтрализующие их уловки допрашиваемого лица.
  2. Предъявлять доказательства по их возрастающей значимости
  3. По каждому доказательству получить объяснение
  4. Всемерно раскрывать криминалистическое значение предъявляемых доказательств.

Одно  из основных средств психического воздействия  – вопрос следователя. Вопрос можно  поставить таким образом, чтобы ограничить меру информации для допрашиваемого лица или активизировать его предвосхищающую деятельность. Обвиняемый (подозреваемый) всегда знает то, что его изобличает и чувствует меру приближения вопроса следователя к изобличающим обстоятельствам. Он анализирует не только то, что спрашивается, но и то, для чего спрашивается. Вопросы следователя должны быть обоснованными, не носить характера ловушек. Следователь должен широко использовать противодействующие вопросы, т.е. такие вопросы, которые парируют предыдущие ответы, вскрывают их несостоятельность, выражают негативное к ним отношение со стороны следователя, противодействуют ложным установкам допрашиваемого. Эти вопросы-реплики демонстрируют информационную осведомленность следователя по расследуемому эпизоду, предупреждает о невозможности ввести следствие в заблуждение.6  Так же им могут использоваться изобличающие вопросы.

Чем ближе следователь к тактическому выигрышу, тем выше опасность для  обвиняемого, тем активнее его оборонительные действия. Все это свидетельствует о необходимости идти на создание трудных, иногда остроконфликтных ситуаций, содействующих тактическому успеху следователя. Напряженные психические состояния обвиняемого вызываются, конечно, не грубостью, не психическим насилием, а подачей в наиболее подходящие моменты такой информации, которая резко нарушает сложившийся стереотип поведения на допросе, делает невозможным продолжение избранной линии поведения.

   Действенный прием изобличения  виновного путем оказания на него психического воздействия – использование улик поведения. Поведение виновного после совершения преступления психологически резко отличается от поведения невиновного. Так или иначе, но поведение преступника после совершения преступления обусловлено фактором преступления, причинно связано с ним. К уликам поведения относятся: посещение места происшествия с целью фальсификации подлинных обстоятельств, меры по дополнительному сокрытию следов преступления, отрицание очевидных факторов в силу гипертрофии защитной доминанты, молчание о разоблачающем факте, о лицах, связанных с преступлением или знающих о нем, сообщение о деталях события, которые могут быть известны только преступнику.

   Позиция допрашиваемого, его причастность  диагностируется и по некоторым внешним проявлениям его поведения на допросе:

  • невиновный, как правило, отвечает на прямое обвинение бурной отрицательной реакцией; виновный часто придерживается выжидательной позиции.
  • невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергает их фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретными обвинениями, особенно избегает повторного  возврата к главному обвинению; его поведение более пассивно;
  • невиновный аргументирует свою невиновность общим социально положительным стилем своего поведения; социально деформированный виновный пренебрегает подобными аргументами. Данное суждение выглядит достаточно спорным, я не думаю, что  любой виновный может считаться социально деформированным.
  • Невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев, начальства, близких и знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.

Поведенческие особенности  допрашиваемого не имеют доказательственного  значения. Однако они могут быть использованы для определения приемов  расследования.

Информация о работе Психология допроса