Различие аминокислотного
состава пищи долгожителей разных климатических
зон дает основание сделать вывод о том
, что система питания сформировалась
средой обитания и определяет влияние
на долголетие качеством традиционных
продуктов.
Подавляющее большинство
долгожителей Кубы в молодости
занималось активным физическим трудом.
В основу их ежедневного рациона питания
входили рыба, куриное мясо, яйца, овощи
и фрукты. При этом все блюда они готовили
/и готовят до сих пор/ с минимальным количеством
соли и острых приправ. Долгожители Кубы
ведут жизнь строгую, но не аскетичную.
Они не увлекаются алкоголем, однако любят
кофе и сигары, употребляя их в больших
количествах. Еще одно подтверждение тому,
что нет "волшебной" диеты оздоровления
и одним питанием жизнь не продлить.
Этнопсихологичческий
фактор долголетия.
В конце 70-х годов
этнограф по профессии, Галина
Старовойтова изучала феномен
долгожительства на Кавказе. Она
выдвинула гипотезу "этнопсихологического"
происхождения этого феномена, пытаясь
показать, что долголетие определяется
не генами или диетой и образом жизни, а особой психологией
и традициями, дающими наиболее почетную
роль в обществе именно глубоким старцам.
В абхазской культуре существует множество
выработанных веками форм поведения, способствующих
преодолению воздействия стрессогенных
факторов. Большое значение имеет участие
в ритуалах жизненного пути и вообще в
значимых для человека событиях значительного
числа людей — родных, соседей, знакомых.
Подобные формы поведения существуют
и у других народов Кавказа. Но в Абхазии
обращают на себя внимание масштабы моральной
и материальной поддержки, взаимовыручки
родных и соседей в ситуациях жизненно
важных изменений — свадеб или похорон.
У жителей Кавказа почти полностью отсутствуют
чувства неуверенности и тревоги, связанные
с ожиданием нежелательных перемен в социальном
статусе старика по мере увеличения его
возраста. Старение и связанные с ним возможные
отрицательные изменения физического
характера не приводят к депрессивным
состояниям психики пожилых, что, по-видимому,
имеет прямую связь с феноменом долголетия.
К социально-психологическим факторам
феномена долголетия в Абхазии и Азербайджане
относятся: геронтокритический характер
традиционной этнической культуры (обычаи,
советы старейшин), сохранение за старыми
людьми социальной роли в семье, сельской
общине, психологический комфорт стариков,
обусловленный высокой мерой их включения
в дела семьи, своего села. Люди такого
возраста пользуются на Кавказе уважением.
Старых людей приглашают на семейные торжества,
где им отводят почетное место. Их стараются
оградить от стрессов, не обижают и не
забывают, обеспечивают лучшие бытовые
условия, питание, уход. У азербайджанцев
как бы затушевывается факт старения,
у долгожителей очень низкий уровень тревожности
(вплоть до анозогнозии и отрицания самого
факта старения), высокая социальная адаптированность,
широкие эмоциональные связи. Отношение
азербайджанских долгожителей к своему
возрасту характеризует тот факт, что
80% обследованных долгожителей считали
свой возраст не очень большим. У долгожителей
срабатывает психологическая защита от
осознания факта старения и неизбежности
смерти, которая определяется особенностями
характера, низким уровнем тревоги, контактностью,
гибкостью психических реакций. В связи
с этими психологическими особенностями
долгожителей следует вспомнить высказывание
Гуфелаида, который писал в 1653 году о том,
что «среди влияний, укорачивающих жизнь,
преимущественное место занимают страх,
печаль, уныние, зависть, ненависть».
Долгожители Абхазии и Азербайджана
доброжелательны, охотно идут на
контакт, у них нет свойственной старикам
обращенности к далекому прошлому, нет
ипохондричности. Говоря о состоянии волевой
сферы у долгожителей, необходимо подчеркнуть
их низкий уровень притязаний. Практически
все долгожители на протяжении жизни отдавали
предпочтение спокойствию, мирному решению
конфликтов. Волевой процесс у долгожителей
не имеет высокой напряженности и направлен
в основном на сохранение своего личностного
и социального статус-кво.
Семейная организация в Абхазии
и Азербайджане различна и связана
со спецификой заключения браков, исключающих
инбридинг в Абхазии и, напротив, высокий
инбридинг в Азербайджане. У абхазцев
строгий запрет на браки между родственниками
и жителями одного селения, более выражена
экзогамия. Брачные связи в Азербайджане
ограничиваются преимущественно кругом
людей той же национальности и заключаются
между всеми родственными группами. Родители
многих обследованных нами долгожителей
состояли между собой в родстве. Следует
отметить высокую значимость для долгожителей
любви (имеется в виду любовь в форме сексуальных
отношений). Они оценивают ее даже выше,
чем молодые. Долгожители-мужчины Абхазии
и Азербайджана поздно вступают в брак
— в 35-40 лет, женщины — в 20-25 лет. Если массовое
долгожительство абхазов нельзя объяснить
только благоприятными климатическими
и природными условиями, должны быть и
другие причины. Например, одной из таких
причин называют традиционные для абхазов
поздние браки и, соответственно, позднее
рождение детей. Известны многочисленные
рассказы о случаях рождения детей от
80 - 90-летних старцев и о 50-60-летних матерях
младенцев. Исследования ученых показали,
что абхазские мужчины действительно
редко вступали в брак до 30 лет. Например,
долгожители селения Джгерда решались
расстаться с вольной жизнью холостяка
только к 35-38 годам. Невесты были, конечно,
моложе, но и про них трудно было сказать
"выскочила замуж" в 24-29 лет (а это
средний возраст женщин, вступающих в
брак), согласитесь, человек уже способен
зрело оценивать свои поступки.