Психологическое тестирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:26, реферат

Описание работы

Что же такое тест? Еще совсем недавно столь крамольное слово объяснялось, как выдумка буржуазной пропаганды и неприемлемое для развития советского человека. Если перевести с английского слово тест, то это оказывается «проба; испытание». Время все расставило по своим местам. Тесты получают все более широкое распространение в медицине, педагогике, в промышленности. Точность и объективность результатов тестирования являются основой их применения.
Цель работы: Изучить психологическое тестирование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Цели и задачи тестов……………………………………………………4
2. Виды тестов……………………………………………………………....5
3. Требования к проведению тестов………………………..……………..9
4. Правила проведения тестов……………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………12
Список использованных источников……………………………………..13

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ.docx

— 36.81 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Тверской Государственный  Технический Университет

Заочный факультет

Кафедра Психологии и Философии

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине: «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

 

 

на тему: «ПСИХОЛГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ»

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

заочного факультета

специальность СКСТ

Соколова Ольга Вадимовна

Приняла:

 

 

 

 

 

                                                           г. Тверь

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Цели и задачи тестов……………………………………………………4

2. Виды тестов……………………………………………………………....5

3. Требования к проведению тестов………………………..……………..9

4. Правила проведения  тестов……………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………12

Список использованных источников……………………………………..13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Во все времена развития человечества перед каждой личностью непременно вставали извечные вопросы – « Кто я есть?», и «Что я могу?». Наверное, именно эти вопросы явились двигателем человеческой мысли и определяли прогресс нашей цивилизации. Во все времена, как только человек переставал задавать себе эти вопросы, человечество начинало топтаться на месте. Психология относится к тем областям человеческого знания, которые привлекают к себе внимание многих. Люди в быту и в повседневной практике постоянно сталкиваются с «проблемами человека», и нет на земле людей, которые не имели бы психологических проблем. Поэтому обращение к психологии становиться занятием не только интересным и любопытным, но и довольно популярным, а обращение к психологическому тестированию дает инструмент в познании самого себя.

  Что же такое тест? Еще совсем недавно столь крамольное слово объяснялось, как выдумка буржуазной пропаганды и неприемлемое для развития советского человека. Если перевести с английского слово тест, то это оказывается «проба; испытание». Время все расставило по своим местам. Тесты получают все более широкое распространение в медицине, педагогике, в промышленности. Точность и объективность результатов тестирования являются основой их применения.

  Цель  работы: Изучить психологическое  тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.Цели и задачи тестов.

  В сущности, задача психологических тестов – измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных условиях. До сегодняшнего дня определение интеллектуальной неполноценности остается важной областью применения определенных видов психологических тестов. Клиническое использование таких тестов включает обследование правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении. Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех, что возникают при обучении. В настоящее время школы – один из основных потребителей тестов. Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях – еще одно, достаточно обширное приложение психологического тестирования. Подобным же образом, психологическое тестирование применяется при отборе и распределении военнослужащих. Использование тестов, столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой войны необычно вырастает, расширяются границы применения, вариативность психологических тестов. Использование тестов при консультировании постепенно расширилось от узконаправленных советов относительно учебных и профессиональных планов, до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоциональное состояние и действенные межличностные отношения все больше и больше становятся объектом консультирования. Растет так же использование тестов как средство самопознания и развития личности. В последнем случае показатели тестов становятся средством облегчающим индивиду принятия решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.Виды тестов.

    Психологические тесты в настоящее время применяются при решении широкого круга практических проблем, поэтому и существуют две категории тестов: профессиональные и любительские. Термин « тест» означает метод диагностики, использующий стандартизованную систему вопросов и задач, имеющих определенную шкалу значений.

  Под стандартизованостью таких методов имеется ввиду то, что они всегда и везде должны применятся одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Применяются тесты для эталонного измерения и индивидуальных различий между людьми. Тест, созданный для измерений одного свойства психики, называется гомогенным, а тест, созданный для измерения совокупности различных проявлений психики, связанных общими чертами или свойствами - гетерогенным. Как первый, так и второй тесты можно встретить и в открытых (любительских) и в закрытых  (профессиональных) методиках.

   Любительские тесты создаются для массовой аудитории, широко публикуются. Как и профессиональные, они снабжаются всем инструментарием: инструкции, стимульным материалом (заданием), алгоритмом обработки и расшифровки (интерпретации). Однако ориентированы они преимущественно на внешние формы проявления сущности явлений в поведении, общении какой-то специальной деятельности и не раскрывают глубинных основ психики, её организации и закономерности. Эти тесты отражают наиболее общие наблюдаемые опытным путем явления, поэтому просты и доступны в обращении. Вместе с тем, они выявляют самые общие тенденции психики, что вызывает к ним доверие.

  Опираясь только на материалы любительских тестов, нельзя выйти на глубинную коррекционную работу, хотя они и дают повод испытуемому задуматься, обратить внимание на что-то типичное в его поведении, образе жизни, характере и др. Поскольку любительские тесты не обладают  необходимыми показателями валидности надежности, их применение в профессиональной практике требует дополнений и уточнений со стороны научных экспертных методов диагностики.

  Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания. По предмету тесты делятся на интеллектуальные (оценивают степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные, и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестового материала предъявляемого испытуемым, тесты делятся на бланковые, аппаратурные. По объекту оценки – на процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояния и свойств.

  Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития  мышления (интеллекта) человека и его отдельных процессов, таких как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

  Личностные тесты, связанные с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки; сюда относятся тесты темперамента, характера, мотивации, эмоций, способностей. Среди тестов встречаются такие которые дают разностороннюю комплексную оценку состояния личности или степени развитости её отдельных свойств. К числу частных можно отнести тесты, с помощью которых оцениваются отдельные черты личности человека, мотивы , эмоции, например, акцентуации характера, тревожность, локус контроля, мотив достижения успеха, агрессивность и др.

   Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах, например, социометрический тест, тест социально-психологической само аттестации группы как коллектива.

  Практические и тестовые задания включают в себя задачи и упражнения, которые испытуемый должен выполнить в наглядно-действенном плане, то есть, практически манипулируя реальными материальными предметами или их заменителями.

  Образные задания содержат в себе упражнение с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями. Они предполагают активное использование воображения мысленных преобразований образов.

  Вербальные тесты включают в себя задания на оперирование словами. Они предполагают, например, определение понятий, умозаключения, сравнения объема и содержания различных слов, выполнение с понятиями различных логических операций и т.п.

  Многие задания, которые используются в тестах, имеют комплексных характер, т.е. включают в себя и практические, и теоретические, и образные, и вербальные действия и упражнения.

   Это связано с тем, что большинство задач, с которыми сталкивается человек в реальной жизни, являются комплексными по характеру, а тестирование проводиться для того, чтобы предсказать поведение и возможные достижения человека не в искусственной лабораторной ситуации, а в реальной жизни.

  Бланковыми называются такие тесты, при использовании которых испытуемый получает тестовый материал в форме различных бланков:  рисунков, схем, таблиц, опросников и т.п.

   Аппаратурные - это такие тесты, в которых используется различного рода аппаратура для предъявления и обработки результатов тестирования, например, аудио и видео техника, ЭВМ.

  Процессуальными называют тесты с помощью которых исследуется какой либо психологический или поведенческий процесс, и ему в результате дается точное качественная или количественная характеристика, например процесс запоминания человеком материала, процесс межличностного взаимодействия индивидов в группе.

  К группе тестов достижений относят такие тесты, в итоге применения которых оцениваются успехи человека в том или ином виде деятельности, в той или иной сфере познания, скажем продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания, уровень развития вербального мышления и др.

  Тесты состояния и свойств касаются диагностик более или менее стабильных психологических качеств человека, таких, например, как черты личности, свойства темперамента, способности и т.п.

  В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др.

  Предполагается , что в оценки интерпретации подобных объектов человек бессознательно «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К этой группе тестов относиться, например, тест Роршаха, Тематический Апперцептивный Тест и многие др.

  К проективным тестам обращаются тогда , когда дело касается  психодиагностики скрываемых или не осознаваемых испытуемыми психологический особенностей.

  Психодиагностический эксперимент как метод применяется в исключительных случаях и в основном тогда, когда выявить и оценить нужные качества другим способом не представляется возможным.

  Процессуальные тесты применяются в тех случаях, если исследователя интересует особенности протекания психических и поведенческих процессов у испытуемых, а тесты достижений- когда решается задача оценки способностей, умений и навыков людей.

  В отдельную группу тестов выделяются тесты интеллекта, к которым обращаются, если возникает необходимость точно определить и количественно оценить общий уровень интеллектуального развития человека.

 

 

 

 

 

 

3.Требования к проведению тестов.

  Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования. Первая из них - социокультурная адаптированность теста. Это словосочетание означает соответствие тестовых заданий и тестовых оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране. Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словестно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, и не адаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты, которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны. И, наоборот, используя в качестве теста интеллекта такой, где преобладают задания на практическое мышление, в стране с доминированием вербального интеллекта, мы можем получить неадекватные показатели умственного развития.

  Если тест повторно используется в условиях, которые существенно отличаются от тех, где он был первоначально создан, то почти всегда требуется соотнесение этих условий друг с другом, или адаптация текста к новым условиям. В первую очередь это касается бланковых тестов, заимствованных из другой страны и написанных в оригинале на другом языке. Перевод совестных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходиться иногда отказывается от буквального перевода и делать его относительно производным, близким не по значению слов , а по их смыслам.

Информация о работе Психологическое тестирование