Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 21:32, курсовая работа
Целью нашего исследования является проведение психологического консультирования родителей младших школьников, испытывающих тревожность.
Для этого нам необходимо решить следующие задачи:
1. Описать особенности обучения и психического развития детей младшего школьного возраста, дать характеристику новообразований психики младшего школьника;
2. Изучить понятие «тревожности», его проявления;
Введение
Глава 1. Особенности обучения и психического развития детей младшего школьного возраста.
1.1 Характеристика новообразований психики младшего школьника
1.2 Основы процесса обучения и воспитания младших школьников
1.3 Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления
Глава 2. Методика проведения психологического консультирования младших школьников, испытывающих тревожность
2.1. Методика проведения индивидуальной консультативной работы с детьми и их родителями
2.2. Методика диагностирования степени тревожности
2.3. Методика диагностирования уровня развития внимания
3. Результаты проведенного эксперимента
3.1 Экспериментально-психологическое обследование младших школьников (выявление степени тревожности)
3.2 Психологическое консультирование младших школьников, испытывающими тревожность
3.3 Результаты формирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье комфортно и уютно. К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 10 семей (50%). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку не очень комфортно в этой семье.
К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 5 семей (25%). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.
По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В основном они носят переменный характер.
Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов.
Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании ребёнка шестилетнего возраста.
Методика проведения:
Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 20 родителей только трое (15%) имеют достаточно полные знания о воспитании детей седьмого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.
13 человек (65%) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют ту или иную сторону в его воспитании.
У троих родителей (15%) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его воспитании. А одного учащегося родители (5%) совсем отказались от ответов, что говорит об их неосведомлённости по данному вопросу.
Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о формах, способах, методах воспитания. Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.
Цель: изучить выявление
Методика проведения.
Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.
Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить уровень родительских отношений.
На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных.
К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и «маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.
К отрицательному уровню родительских
отношений мы отнесли такой тип
родительских отношений, как отвержение
и «авторитарная
Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 6 семьях (30%). К нейтральному уровню можно отнести 8 семей (40%).
Родительские отношения, которые носят отрицательный характер, проявляются в шести семьях (30%).
По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у детей.
Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям также оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на проявление тревожности.
Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас явились:
Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и самостоятельность.
Средний уровень -характеризуется недостаточным объемом знаний и представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не предоставляют ему самостоятельности.
Низкий уровень –
Результаты обследований представлены на рис. 2.
Рисунок 2 - Оценка взаимоотношений родителей с детьми
Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.
На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у детей, является то, что:
Таким образом, для коррекции школьных страхов учащихся составлена программа тренингов. Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-родительских отношениях программа рассчитана на одновременное участие детей и их родителей.
Рисунок 3 – Результаты диагностики внимания
Таблица 2 - Содержание блока занятий-тренингов
Название |
Используемая литература |
1 «Настроение» На что похоже настроение», «Настроение и походка», сценка «Котята», игра «Хоровод» Рисование на тему сценки |
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. |
2. «Наши страхи» Сценка «Тараканище», «Расскажи свой страх», «Музыкальная мозаика» Рисование на тему «Нарисуй свой страх» |
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе
и дома: Психотехнические упражнения и
коррекционные программы. - М., 1993. Чистякова М.И. |
3. «Наши страхи» «Беседа о страхах», «Стойкий оловянный солдатик», сценка «Котенок по имени Гав» Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь» |
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль, 1997. |
4. «Я больше не боюсь» «Смелые ребята», «В темной норе», «На лесной поляне», «Тень», «Слепой и поводырь» |
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Мн., 1997. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. |
Таблица 3 - Структура тренингов
№ п/п |
Элемент тренинга |
Комментарий |
1 |
Ритуал приветствия |
Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой |
2 |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. (психогимнастика, музыкотерапия, танцевальная терапия, цветотерапия, телесная терапия, пальчиковые игры) |
Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения |
3 |
Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия.) |
Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом утомления детей). Количество игр и упражнений 2–4 |
4 |
Рефлексия занятия - оценка занятия. Арттерапия, беседы |
Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали) |
5 |
Ритуал прощания |
По аналогии с ритуалом приветствия |
Информация о работе Психологическое консультирование родителей младших школьников