Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:42, контрольная работа
Цель курсовой работы: раскрыть психические свойства личности как компонент структуры психики.
Объект: психика как форма психического отражения.
Предмет: психологические свойства личности.
Задача №1:раскрыть психологическую структуру психики и показать место психологических свойств в ней.
Задача №2: раскрыть существующую характеристику психологии свойств личности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....3
1. Понятие личности………………………………………………………………5
2. Психологические свойства личности…………………………………………7
2.1.Темперамент……………………………………………………………..8
2.2. Характер…………………………………………………………..……13
2.3. Способности………………………………………………………........20
2.4. Мотивация………………………………………………………..…….22
3. Психологические типы личности……………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….31
Меланхолик отличается большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или в конце работы, а не в её начале.
Тип темперамента необходимо учитывать в специальностях, где труд предъявляет особые требования к динамическим и эмоциональным качествам человека.
Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, связанные между собой и с качествами характера: сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность – особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность – способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакции – особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определённой мере и психических состояний; пластичность – ригидность – особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо косно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия-интроверсия – особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне либо внутрь.3
Темперамент, будучи врождённым, является базой большинства свойств личности. Но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность).
Впечатлительность – свойство человека, характеризующее степень воздействия различных раздражителей, время сохранения их в памяти и силу ответной реакции на это воздействие. Эмоциональность – свойство, заключающееся в склонности человека действовать по первому побуждению, спонтанно под влиянием внешних воздействий или внезапно нахлынувших эмоций. Тревожность – повышенная склонность человека испытывать беспокойство в любых ситуациях жизни, в том числе и не располагающих к этому. Понятие тревожности близко к понятию невротизма (Г.Й.Айзенк).
Эти особенности темперамента оказывают влияние на характерологические черты, на развитие и проявление способностей человека.
2.2. Характер
В самом общем виде характер может быть определён как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу.
В характере можно выделить ряд под систем или свойств (черт), как раз и выражающих различное отношение личности к отдельным сторонам действительности. В первой подсистеме содержатся черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие или же, наоборот, безынициативность, ленивость и другие). Ко второй подсистеме относятся черты личности, проявляющиеся в отношениях человека с другими людьми, то есть в общении (тактичность-бестактность, вежливость-грубость, чуткость-чёрствость и другие). Третью подсистему составляют черты, которые проявляются в отношении человека к самому себе (самокритичность-завышенное самомнение, скромность-наглость и так далее). Четвёртая подсистема – это совокупность отношений человека к вещам (аккуратность-безалаберность, щедрость-скупость и другие).4
Возможна и другая классификация черт характера, например:
1. свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчётливость, рациональность и так далее);
2. свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремлённость);
3. свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом (интроверсия-экстраверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и так далее).
В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:
а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;
б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, чётко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;
в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определённые группы. Наиболее известны следующие типологии характера:
1. Конституционные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброза, Сиго, Кречмер, Шелдон и другие).
2. Акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией – чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и другие).
3. Социальная типология характеров, в основе которой – отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм).
Рассмотрим описание некоторых типов характеров людей, не претендующее на полноту и систематичность.
Гипертимный тип – таких людей характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики. Это энергичные, инициативные, оптимистически настроенные люди. Вместе с тем они легкомысленны, раздражительны, трудно переносят условия жёсткой дисциплины, вынужденное одиночество.
Дистимный тип. Для этих людей характерны низкая контактность, немногословие, склонность к пессимизму. Они ведут замкнутый образ жизни, редко конфликтуют. Серьёзны, добросовестны, преданы в дружбе, однако не в меру пассивны и медлительны.
Циклоидный тип. Им свойственны частые периодические смены настроения. Во время душевного подъёма они ведут себя по гипертимному типу, спада – по дистимному.
Педантичный тип. Этим людям характерны добросовестность и аккуратность, надёжность в делах, но в то же время они способны изводить окружающих чрезмерным формализмом и занудливостью.
Демонстративный тип. Они артистичны, обходительны, их мышление и поступки неординарны. Они стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к людям. Вместе с тем, такие люди эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в работе, тщеславны.
Экстравертированный тип. Их побуждает к деятельности и заряжает энергией внешний мир. Не любят уединённых размышлений, нуждаются в поддержке и одобрении людей. Общительны, имеют много друзей. Легко внушаемы, подвержены влиянию. Охотно развлекаются, склонны к необдуманным поступкам.5
Интровертированный тип. Они ориентированы на свой внутренний мир, поэтому мало контактны, склонны к одиночеству и глубокомыслию, не терпят вмешательства в их личную жизнь. Сдержанны, редко вступают в конфликты. Одновременно они довольно упрямы, консервативны, им трудно вовремя перестроиться.
Садомазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.
Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это – тип сознательных и бессознательных приспособленцев.
Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить всё до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.
Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Всё принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.
Последнее время приобретает всё большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К.Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим некоторые её положения в порядке дополнения к уже приведённой типологии.
У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование). Мыслители – экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почётными академиками и удачливыми антрепренёрами.
У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие тоже считают.
Экстравертивного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.
Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что скрыто «за личиной» человека, видеть с крытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.
Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).
Интровертный чувствующий тип отдаёт себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.
Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообразить, что могло бы быть.
Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии.
Первые признаки возникновения и стабилизации характера необходимо искать в начале жизни человека. Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сенситивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная сензитивность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты (положительные и отрицательные), как доброта, отзывчивость, общительность, либо эгоистичность, безразличие к людям, чёрствость. Начало их формирования во многом связано с первыми месяцами жизни и стилем общения матери (лица, её заменяющего) с ребёнком.
Трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и другие так называемые «деловые» качества, как и их антиподы, формируются позднее в детских играх, в доступных видах домашнего труда. При этом необходима стимуляция взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми, в общении, оформляются в начальных классах школы, когда у ребёнка резко расширяется круг контактов с новыми школьными друзьями и с учителями.
Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера – в ранней юности. К окончанию школы характер фактически сформирован. Характер влияет практически на все иные свойства личности, на её познавательные, волевые, эмоциональные процессы и состояния. От других черт личности характер во многом отличается своим ранним формированием и устойчивостью.
2.3. Способности
Перейдём к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение. Фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.6
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведём одну из них, наиболее значимую:
1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные. Связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы наущения типа условно-рефлекторных связей;
2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: