Психологические особенности подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:34, реферат

Описание работы

Очевидна разнородность категории «несовершеннолетние» в милицейских сводках, сюда относятся, как 17 юноши, так и дети 7-10 лет. Однако, согласно статистическим данным по г. Череповцу основную массу несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетним составляют лица в возрасте от 12 до 17 лет. Дети меньшего возраста состоят на учете крайне редко, и это скорее можно считать исключением из правил. Таким образом, сам подростковый и юношеский возраст можно считать одним из основных факторов риска.

Содержание работы

Введение 3
Психологические особенности подросткового возраста 5
Практическая часть 13
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

психология несовершеннолетних факторы риска.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

 

Нельзя не отметить важнейшую  роль семьи в становлении личности подростка. Чаще всего в семьях несовершеннолетних правонарушителей присутствуют либо гиперопека, либо гипоопека. Причем во внешне более благополучных семьях гиперопека (из-под которой и вырывается подросток) встречается чаще. В  семьях асоциальных почти всегда встречается вариант гипоопеки над детьми, родители могут не выполнять своих родительских функций даже в организации жизнеобеспечения ребенка (питание, лечение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Попробуем выявить указанные поведенческие реакции  и акцентуации у реального несовершеннолетнего правонарушителя.

Несовершеннолетний Олег И. 1996 года рождения, состоит на учете  в подразделении по делам несовершеннолетних. Приехал в г. Череповец из  маленькой деревни в Тарногском районе Вологодской области в августе 2009 года. Проживает с матерью Еленой И.  и престарелой бабушкой. Семья занимает комнату в общежитии, материальная обеспеченность семьи очень низкая. Мать не работает, однако спиртного не употребляет, систематически оформляет и получает все возможные виды социальной помощи (субсидии на жилье, натуральную помощь в виде продуктов, одежды, предметов быта, денежную помощь, пособие от Центра занятости населения), основной источник дохода семьи - пенсия бабушки. В комнате семьи И. крайне аскетичная обстановка, отсутствуют какие-либо современные предметы быта, нет даже телевизора. За кратковременный период пребывания в г. Череповце  несовершеннолетний Олег И. совершил серию противоправных поступков: в сентябре-октябре 2009 года в группе с другим несовершеннолетним совершил хищение велосипедов с лестничной площадки общежития ул. Луначарского 53, 20 сентября  2009 года совершил хищение сотового телефона у малознакомого несовершеннолетнего, в сентябре 2009 года совершил вымогательство денег у учащихся школы, где учился, причем старше себя по возрасту, 18.02.10 г., в группе с другими подростками в действиях которых было усмотрено вымогательство, причинил побои в школе ученикам, у которых сам ранее вымогал деньги. По данным фактам были вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с не достижением несовершеннолетним Олегом И. возраста, с которого наступает уголовная ответственность. 21.02.10 г. Олег И. в школе выражался грубой нецензурной бранью в присутствии других учащихся и сотрудников школы, по данному факту мать несовершеннолетнего была привлечена к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию сына по статье 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской  Федерации.

 В характеристике на Олега И., предоставленной школой отмечается, что несовершеннолетний имеет хорошие способности к обучению, но «к труду подросток относится с пренебрежением, не организован, проявляет лень, не читает, не прислушивается к мнению старших, постоянно нарушает школьный режим».

В документах подразделения  по делам несовершеннолетних, инспектор  проводивший работу с Олегом И. отмечает следующее:  по характеру Олег скрытный, лживый, никогда не признает своей  вины, легко ориентируется в ситуации, умеет общаться со взрослыми согласно их социального статуса, имеет отрицательные дружеские связи, старается общаться с подростками старше себя, физически сильными, однако своего социального круга, друзей и приятелей среди подростков имеющих хорошую успеваемость, проживающих в социально благополучных и материально обеспеченных семьях не имеет. При получении объяснений по фактам правонарушений  свои негативные и противоправные поступки  Олег И. пытается либо отрицать их, либо оправдывает неустраивающим его поведением жертв, попыток свалить вину на своих приятелей и соучастников не предпринимает, скрывает их роль в противоправных деяниях. Мать всегда оправдывает сына, не считает его в чем-либо виноватым, к воспитанию мальчика относится формально, ограничивается беседами с сыном, причиной его правонарушений считает недостаточность работы с сыном педагогов, милиции и прочих государственных органов, себя считает образцовой матерью, дающей сыну положительный пример. В присутствии сына всячески оправдывает его поступки во всех официальных инстанциях (школа, отдел милиции, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, суд).

При изучении документов на Олега И. выявлено, что  подросток  внешне  придерживается стиля принятого  среди молодежи определенного социального  круга (можно назвать стиль «гопников»), где принято внешне не выделятся из круга подобных себе, так Олег И. носит спортивную одежду преимущественно черного цвета (олимпийка, спортивки, шапка, кроссовки),  у подростка очень короткая стрижка. Подобные описания и приметы одежды очень часто можно видеть  в ориентировках на преступников, совершающих уличные преступления. Многие из друзей Олега И. также состоят на учете в милиции, так как являются правонарушителями. Анализ его дружеских связей показал, что все подростки, составляющее ближайшее окружение Олега проживают в общежитиях, как и он, неуспешны в школе (систематически не успевают, прогуливают занятия, по 2-3 года обучаются в одном классе), семьи подростков социально не адаптированы. Однако данная группировка пользуется «авторитетом» в школе, так как состоит из физически сильных и достаточно взрослых, относительно других школьников членов.

Таким образом, налицо девиантное поведение несовершеннолетнего Олега И., нарушающее социальные и правовые нормы. Основной реакцией подростка можно назвать реакцию группирования со сверстниками, но в данном случае группирование происходит с подобными себе, неблагополучными подростками, среди которых Олег И. не чувствует свою ущербность из-за неуспешности в учебе, социально-бытовой, материальной неустроенности семьи. Признаками проявления данной реакции являются:

1.совершение правонарушений  в группе с другими подростками  (хищение велосипедов, причинение  побоев)

2.наличие внешних атрибутов  принадлежности к определенной  социальной подростковой группе (одежда, прическа)

3.нежелание несовершеннолетнего  раскрывать роль приятелей в  противоправных деяниях.

Также в поведении  Олега И. можно выделить такую  реакцию, как реакция компенсации: неуспешность в школе, подросток пытается компенсировать доминированием над другими путем вымогательства, причинения побоев. Кроме того все правонарушения совершенные Олегом И. носят имущественный характер, материальные проблемы, неспособность семьи обеспечить на приемлемом уровне вещные запросы подроста компенсируются тем, что сам подросток пытается решить доступным ему способом эту проблему, проще говоря добывает деньги сам, но нарушает при этом закон.

Среди выделенных акцентуаций  характера у Олега И. просматривается  в первую очередь конформный тип  акцентуации в его дезадаптивной форме. Подросток живет по правилу «как все», однако группа к которой он принадлежит является асоциальной, совершающей правонарушения, соответственно и он «как все» стал правонарушителем. Вторым типом акцентуации присущим Олегу И. можно назвать гипертимный. Но и он, в основном, проявляется в отрицательной форме: подросток быстро освоился чужом городе, приобрел круг общения, к стремится к лидерству среди своего круга, но при этом группа, в которой находится несовершеннолетний, характеризуется негативно, в составе группы Олег совершает противоправные поступки.

Одной из основных причин проявления именно отрицательных форм поведенческих реакций  и характерологических  акцентуации данного подростка  можно назвать позицию матери по отношению к сыну: оправдательное оценка всех поступков сына, сваливание вины за правонарушения и просто негативное поведение мальчика на всех (школа, милиция и прочие государственные органы), отрицание какой-либо негативной роли семьи в сложившейся ситуации, позиция матери «нам все должны и обязаны помогать», отсутствие положительного примера в семье, а также формализм в воспитании мальчика, который отмечает инспектор по делам несовершеннолетних.

Описываемый Олег И. в  настоящем времени  не достиг совершеннолетия,   однако можно подвести некоторый итог:

Подразделение по делам  несовершеннолетних и комиссия по делам  несовершеннолетних и защите их прав г. Череповца ходатайствовали перед судом о помещении подростка в специальное учебное заведение для несовершеннолетних правонарушителей закрытого типа. Мать Олега в судебном заседании выразила категорическое несогласие с данным ходатайством, обещала усилить контроль за сыном, его исправление. Суд, приняв к сведению доводы матери, посчитал возможным исправление мальчика в условиях общеобразовательной школы, в удовлетворении ходатайства отказал. Олег И. продолжает пропуски занятий, круг общения не сменил. Мать подростка, осознав, что полностью потеряла контроль за ним, просит сотрудников милиции поместить мальчика в специальное учебное заведение закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей. Однако это невозможно сделать на основании решения суда. Сам подросток достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность и в случае совершения им преступления может быть осужден  согласно Уголовному Кодексу Российской  Федерации.

Несовершеннолетняя Полина В. 1994 г.р. Девочка проживала с матерью Татьяной В., являлась учащейся общеобразовательной школы. В психолого-педагогической характеристике, предоставленной школой, отражаются следующие особенности характера и поведения Полины:  «в 1-5 классах успевала по всем предметам, в 6 классе дважды оставалась на повторное обучение. Систематически допускает прогулы, школу практически не посещает. Полина имеет удовлетворительные способности к обучению, но реализовывать их не желает. По характеру общительна, легко заводит новые знакомства, предпочитает дружить с детьми младше себя, так как может оказать на них влияние. Девочка полностью вышла из под контроля матери, к мнению педагогов не прислушивается. К школе относится, как к месту, где можно провести свободное время, встретится с приятелями, а не учится».

Мать несовершеннолетней Полины – Татьяна В., в течение длительного времени не работала,  материально дочь содержала периодическими доходами, получаемыми от часто меняемых мужчин или разовых заработков. Фактически девочка в течение нескольких лет была предоставлена самой себе, не имела ограничения во времени прогулок, возвращения домой, мать не проявляла интереса к кругу общения и интересам Полины. Материальная обеспеченность семьи находилась на низком уровне.

В сентябре 2008 года Полина В., путем свободного доступа, совершила  хищение туфель у знакомой ей девочки, по данному факту было вынесено постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела, в связи с малозначительностью причиненного материального ущерба. Необходимо отметить, что Полина В. по факту кражи пояснила, что туфли взяла в сушильной комнате общежития, где туфли просушивались после дождя и так как они стояли в общедоступном месте, то Полина В. посчитала, что ими можно воспользоваться. Данное деяние девочка не воспринимала, как противоправное.

9 октября 2008 года Полина  В. совершила хищение денег  в сумме 18000 рублей из квартиры  знакомой ей девочки. Необходимо отметить, что Полина В.  была вхожа в квартиру, неоднократно там бывала. Украденные деньги несовершеннолетняя потратила на кроссовки стоимостью 1000 рублей, шапку стоимостью 300 рублей, сотовый телефон стоимостью 3000 рублей, неоднократные посещения кинотеатра и приобретаемые при этом поп-корн, напитки, остальные деньги ушли на конфеты, шоколад, сигареты, сухарики, чипсы. В действиях Полины В. были усмотрены признаки преступления, предусмотренного ст. 158 ч.1 УК РФ (кража).

Полина В. склонна к  бродяжничеству. Дважды разыскивалась сотрудниками милиции в связи с уходами из дома. Так же мать девочки неоднократно привлекалась к административной ответственности за невыполнение обязанностей по воспитанию дочери. Так как та в ночное время находилась на улице, распивала спиртное в общественных местах и употребляла психотропные препараты без назначения врача.

В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту кражи  совершенной Полиной В. была проведена комплексная судебная психолого-психитарическая экспертиза. Согласно заключению комплексной судебной психолого-психиатрической комиссии экспертов у Полины В. обнаруживается «отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством в виде социально-педагогической запущенности и личностной незрелости, поверхностности суждений. Указанные особенности, недостаточная опосредованность действий с импульсивностью поступков, с нарушением процесса принятия решения – при столкновении интеллектуальной и личностной незрелости приводит к ограниченной способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в период правонарушения. Несовершеннолетняя в инкриминируемый период времени могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий. А также руководить ими, но не в полной мере». Комиссия психиатров обнаруживает у несовершеннолетней Полины В. социализированное расстройство поведения с явлениями парциального психического инфантилизма и социально-педагогической запущенности. Данное состояние не относится к группе хронических психических расстройств, временных психических расстройств, слабоумию или иному болезненному состоянию психики. Полина В. не в полной мере осознавала фактический характер и общественную опасность своих действий, руководила ими не в полной мере, в связи с отставанием в психическом развитии не связанным с психическим расстройством в виде социально-педагогической запущенности, личностной незрелостности.

На основании заключения психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетняя Полина В. была освобождена от уголовной ответственности, несмотря на то, что достигла возраста, с которого наступает уголовная ответственность по ст. 158 УК РФ, на основании действующего законодательства.

Информация о работе Психологические особенности подросткового возраста