Психологические особенности и условия формирования школьной готовности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия формирования школьной готовности детей 6-7 лет.
Задачи:
Теоретический анализ подходов к исследованию готовности детей к обучению в школе.
На основе теоретического анализа определить психологические особенности и условия формирования готовности к школе детей 6-7 лет.
Изучить программы и методики, формирующие у детей компоненты школьной готовности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..5
1.1. Характеристика старшего дошкольного возраста……………5
2. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………….10
2.1. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе………….10
2.2.Физиологическая, социальная, психологическая и интеллектуальная готовность детей к обучению в школе…………………………………………………..15
3. УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ……………………………………………..
3.1. Роль родителей в подготовке ребенка к школе……………29
3.2. Программы, формирующие у детей компоненты школьной готовности…………………………………………………………………..34
4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2 курс.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

 Но перечисленные  психологические качества не  появляются сами собой,  а являются  результатом кропотливой воспитательно-развивающей  работы.

Очень важным, определяющим социальным фактором в развитии и  формировании личности является семья. Одной из главных функций семьи является воспитательная. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых.

Дефицит общения в  семье, отсутствие психологического контакта с ребенком приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Немаловажен и тот факт, что дети посещают классы предшкольной подготовки и детский сад практически не испытывают проблем в адаптации в первом классе. Формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, ребенок учится управлять своим поведением. Иногда в семье не всегда понимают своеобразие личности ребенка и неадекватно расценивают его психические возможности. Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя.

          Среди психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в области детско-родительских отношений осуществляли А.Я.Варга и В.В.Столин, которые понимали под родительским отношением «систему, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [1].

Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а  к ним относится и семья). У  составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, при чем разной модальности (отрицательная и положительная).

Семья – это тоже социальная группа, в которой функционируют  те же механизмы. В ней есть субьект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который также наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Но нужно отметить, что объект является одновременно и субьектом, активно реагирующим на все предъявляемые ему воздействия (влияния), взаимодействующий определенным образом с субъектом. [15].

Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка  социальной ситуации развития – одной  из существенных детерминант развития личности ребенка – общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителями и способов поведения с ним – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.

Приктически все авторы отмечают, что стиль семейного воспитания оказывает большое влияние на личностное становление и развитие ребенка.

Так, например, Д.Бомринд  и последующие исследователи  обнаружили, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, Почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.

Хотя чрезмерное попустительство  со стороны родителей противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям оно не обязательно приводит к противоположным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрссивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Было обнаружено, что  дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими  детьми, они более уверены в  себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Проведенные исследования (Бандура, Вальтерс, 1959) малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях с индифферентным стилем воспитания. Когда попустительство сопровождается с открытой неприязнью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

 

А.Болдуин, выделив демократический и контролирующий стили воспитания, также отмечает значительные отличия в поведении детей, воспитывающихся в семьях с разными стилями. В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной склонностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.

Дети из семей, в которых  доминирует контролирующий тип воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны [21].

Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э.Роу исследовал такие характеристики взаимодействия: эмоциональное приятие – неприятие, наличие – отсутствие контроля, стимулирование – не стимулирование активности ребенка, и обнаружил их влияние на выбор профессионального пути. Эмоциональное приятие или неприятие определяют, соответственно, личностную или предметную направленность профессиональных интересов; наличие – отсутствие контроля связано с защитным – не защитным типом реагирования, а стимулирование – не стимулирование активности обуславливает направленность на других или на себя.

В данной главе мы рассмотрели  роль родителей в подготовке детей  к школе, стили семейного воспитания и его влияние на личностное становление и особенности развития ребенка. Являясь значительным фактором становления личности в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка. Выбирая (осознанно или неосознанно) тот или иной стиль взаимодействия с ребенком, родители в какой-то мере предопределяют дальнейшее поведение и взаимодействие ребенка в социуме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Программы, формирующие у детей компоненты школьной готовности

 

В настоящее время  существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:

1. Комплексные (все  направления в работе эстетическое, физическое, нравственное и т.д.).

2. Специализированные

3. Коррекционные (несколько  направлений).

В данном параграфе мы проанализируем некоторые из них.

Программа «Радуга» 1989г. Авт. кол. Т.Н. Доронова [23].

Цель - сформировать такие  качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой  задачу и добиться её решения.

Программа «Развитие» 1994 г. Л.А. Венгер.

Основная цель – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.

Развитие у детей  характерных для их возраста способностей проявляется в

- умении самостоятельно  анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);

- развитии децентрации  – умения менять свою точку  отсчёта как при решении наглядных  заданий, так и в ситуации  общения;

- развитии замыслов  – умения создавать идею будущего  продукта и план её реализации.

К программе разработаны  психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском  саду.

Типовая программа под  редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [22].

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что даёт возможность  осуществлять их всестороннее развитие и воспитание, подготовку к обучению в школе.

«Типовая программа» составлена по возрастным группам. Она  охватывает 4 возрастные ступени физического  и психического развития детей:

ранний возраст –  от рождения до трех лет

младший дошкольный возраст  – от 3 до 4 лет

средний возраст –  от 4 до5 лет

старший дошкольный возраст  – от 5 до7 лет.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит  образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:

широкое общение ребёнка  со взрослыми и сверстниками, и  организованный учебный процесс.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок  получает разнообразные сведения, среди  которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.

Современные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно – волевых качеств  и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи:

познавательный интерес  побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать  в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном  поиске ответов на возникающие вопросы.

Ведь дошкольник, у  которого недостаточно сформирован  интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладеть знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Пребывание в детском  саду влияет на развитие произвольности, поскольку в окружении других детей ребёнок постепенно привыкает делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуют обстоятельства и окружающие люди.

Большое влияние детский  сад оказывает на развитие личности ребёнка. Находясь постоянно в окружении  детей, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими, начинает формироваться его самооценка. Он должен соотносить свои действия и поступки с действиями окружающих, то есть у него формируется структура деятельности, появляется соподчинение мотивов и целей. Помимо этого нередко среди детей возникают конфликты, и разрешение этих конфликтов детьми так же влияет на развитие личности.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования даёт возможность  говорить о том, что психологическая  готовность ребёнка к школьному  обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

1. Психологическая готовность  к школе – это необходимый  и достаточный уровень психического  развития ребёнка для освоения  школьной программы в условиях  обучения в группе сверстников.

2. К сожалению к 6 – 7 годам не у всех детей сформированы компоненты готовности к школьному обучению. Необходимо формировать компоненты готовности к школе в подготовительной группе.

3. В настоящее время  существует большое количество  программ направленных на подготовку ребёнка к школе.

 

4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

  • Методика «Мотивационные предпочтения» [25].

Методика «МП» предназначена  для выявления иерархии мотивов  путем анализа ранжирования ребенком разных занятий по степени их привлекательности. Методика создана для определения мотивационной готовности к школьному обучению у детей в возрасте от 5 до 9 лет.

В методике используются две параллельные серии карточек размером 13x18 см. каждая серия включает девять картинок, на которых одни и те же мальчик и девочка младшего школьного возраста выполняют различные действия. Все карточки пронумерованы с обратной стороны. На картинках каждой серии под номерами 1, 2, 3 дети заняты деятельностью, близкой к учебной. Еще три карточки каждой серии 4, 5, 6 изображают ребят, занятых трудовой деятельностью, и, наконец, на карточках 7, 8, 9 изображены дети, занятые игровой деятельностью. Вторая серия картинок предполагает аналогичные первой серии виды занятий, но не дублирует их полностью. В этой серии карточек новая обстановка, другие ребята в кадре.

Информация о работе Психологические особенности и условия формирования школьной готовности