Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель: выявить условия формирования школьной готовности детей 6-7 лет.
Задачи:
Теоретический анализ подходов к исследованию готовности детей к обучению в школе.
На основе теоретического анализа определить психологические особенности и условия формирования готовности к школе детей 6-7 лет.
Изучить программы и методики, формирующие у детей компоненты школьной готовности.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..5
1.1. Характеристика старшего дошкольного возраста……………5
2. ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ………………………………………………………………….10
2.1. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе………….10
2.2.Физиологическая, социальная, психологическая и интеллектуальная готовность детей к обучению в школе…………………………………………………..15
3. УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ……………………………………………..
3.1. Роль родителей в подготовке ребенка к школе……………29
3.2. Программы, формирующие у детей компоненты школьной готовности…………………………………………………………………..34
4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ……………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...43
Но перечисленные
психологические качества не
появляются сами собой, а являются
результатом кропотливой
Очень важным, определяющим социальным фактором в развитии и формировании личности является семья. Одной из главных функций семьи является воспитательная. С самого раннего возраста ребенок учится у взрослых.
Дефицит общения в семье, отсутствие психологического контакта с ребенком приводит к незрелости эмоционально-волевой сферы, к отставанию в развитии, в интеллектуальной деятельности. Немаловажен и тот факт, что дети посещают классы предшкольной подготовки и детский сад практически не испытывают проблем в адаптации в первом классе. Формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности, ребенок учится управлять своим поведением. Иногда в семье не всегда понимают своеобразие личности ребенка и неадекватно расценивают его психические возможности. Специфика детско-родительских отношений в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя.
Среди психологов наиболее систематическое экспериментальное исследование в области детско-родительских отношений осуществляли А.Я.Варга и В.В.Столин, которые понимали под родительским отношением «систему, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним» [1].
Вообще под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относится и семья). У составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, при чем разной модальности (отрицательная и положительная).
Семья – это тоже социальная
группа, в которой функционируют
те же механизмы. В ней есть субьект
(родитель), с определенными
Роль семьи в формировании уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития – одной из существенных детерминант развития личности ребенка – общеизвестна. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителями и способов поведения с ним – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру.
Приктически все авторы отмечают, что стиль семейного воспитания оказывает большое влияние на личностное становление и развитие ребенка.
Так, например, Д.Бомринд и последующие исследователи обнаружили, что дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, Почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.
Хотя чрезмерное попустительство
со стороны родителей
Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверены в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.
Проведенные исследования (Бандура, Вальтерс, 1959) малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях с индифферентным стилем воспитания. Когда попустительство сопровождается с открытой неприязнью, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
А.Болдуин, выделив демократический и контролирующий стили воспитания, также отмечает значительные отличия в поведении детей, воспитывающихся в семьях с разными стилями. В семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной склонностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия.
Дети из семей, в которых доминирует контролирующий тип воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны [21].
Влияние стиля взаимодействия родителей с детьми имеет далекие последствия и определяет их жизненный путь. Э.Роу исследовал такие характеристики взаимодействия: эмоциональное приятие – неприятие, наличие – отсутствие контроля, стимулирование – не стимулирование активности ребенка, и обнаружил их влияние на выбор профессионального пути. Эмоциональное приятие или неприятие определяют, соответственно, личностную или предметную направленность профессиональных интересов; наличие – отсутствие контроля связано с защитным – не защитным типом реагирования, а стимулирование – не стимулирование активности обуславливает направленность на других или на себя.
В данной главе мы рассмотрели роль родителей в подготовке детей к школе, стили семейного воспитания и его влияние на личностное становление и особенности развития ребенка. Являясь значительным фактором становления личности в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка. Выбирая (осознанно или неосознанно) тот или иной стиль взаимодействия с ребенком, родители в какой-то мере предопределяют дальнейшее поведение и взаимодействие ребенка в социуме.
3.2. Программы, формирующие у детей компоненты школьной готовности
В настоящее время существуют различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающих в той или иной степени формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе:
1. Комплексные (все
направления в работе
2. Специализированные
3. Коррекционные (несколько направлений).
В данном параграфе мы проанализируем некоторые из них.
Программа «Радуга» 1989г. Авт. кол. Т.Н. Доронова [23].
Цель - сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.
Программа «Развитие» 1994 г. Л.А. Венгер.
Основная цель – развитие умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Развитие у детей характерных для их возраста способностей проявляется в
- умении самостоятельно анализировать ситуацию (выявлять наглядные свойства, существенные для решения задач);
- развитии децентрации
– умения менять свою точку
отсчёта как при решении
- развитии замыслов
– умения создавать идею
К программе разработаны психолого-педагогические рекомендации образовательной работы в детском саду.
Типовая программа под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой [22].
«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое воспитание и развитие дошкольников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизиологическими особенностями. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой, трудовой, учебной, художественной, что даёт возможность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание, подготовку к обучению в школе.
«Типовая программа» составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастные ступени физического и психического развития детей:
ранний возраст – от рождения до трех лет
младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет
средний возраст – от 4 до5 лет
старший дошкольный возраст – от 5 до7 лет.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений:
широкое общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.
Современные психологи (А.А. Венгер, С.П. Проскура) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно – волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи:
познавательный интерес
побуждает ребёнка к
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы.
Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладеть знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Пребывание в детском саду влияет на развитие произвольности, поскольку в окружении других детей ребёнок постепенно привыкает делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него требуют обстоятельства и окружающие люди.
Большое влияние детский сад оказывает на развитие личности ребёнка. Находясь постоянно в окружении детей, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими, начинает формироваться его самооценка. Он должен соотносить свои действия и поступки с действиями окружающих, то есть у него формируется структура деятельности, появляется соподчинение мотивов и целей. Помимо этого нередко среди детей возникают конфликты, и разрешение этих конфликтов детьми так же влияет на развитие личности.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования даёт возможность говорить о том, что психологическая готовность ребёнка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.
1. Психологическая готовность
к школе – это необходимый
и достаточный уровень
2. К сожалению к 6 – 7 годам не у всех детей сформированы компоненты готовности к школьному обучению. Необходимо формировать компоненты готовности к школе в подготовительной группе.
3. В настоящее время
существует большое количество
программ направленных на подго
4. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Методика «МП» предназначена для выявления иерархии мотивов путем анализа ранжирования ребенком разных занятий по степени их привлекательности. Методика создана для определения мотивационной готовности к школьному обучению у детей в возрасте от 5 до 9 лет.
В методике используются две параллельные серии карточек размером 13x18 см. каждая серия включает девять картинок, на которых одни и те же мальчик и девочка младшего школьного возраста выполняют различные действия. Все карточки пронумерованы с обратной стороны. На картинках каждой серии под номерами 1, 2, 3 дети заняты деятельностью, близкой к учебной. Еще три карточки каждой серии 4, 5, 6 изображают ребят, занятых трудовой деятельностью, и, наконец, на карточках 7, 8, 9 изображены дети, занятые игровой деятельностью. Вторая серия картинок предполагает аналогичные первой серии виды занятий, но не дублирует их полностью. В этой серии карточек новая обстановка, другие ребята в кадре.
Информация о работе Психологические особенности и условия формирования школьной готовности