Психологические аспекты суицида в воинской части

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 22:48, дипломная работа

Описание работы

Происходящие в стране перемены привели к переоценке ценностей, ломке стереотипов. Многие люди теряют смысл жизни, привычный статус. Коренным изменениям подвергаются взаимоотношения в семье, в воинских коллективах. Среди военнослужащих возросло число лиц с чувством острого личностного кризиса, связанного с дискредитацией старых ценностей, неясностью служебных, материальных, социальных и нравственных перспектив. Свидетельством тому являются имеющиеся случаи самоубийств среди различных категорий военнослужащих. Цель – исследовать социально-психологические факторы суицида в воинской части и обобшение опыта психопрофилактической работы с лицами, склонными к «S-риску», и поиска возможных путей решения данной проблемы в Вооруженных силах Республики Казахстан.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологии суицида
1.1 Понятие и сущность проблемы психологии суицида
1.2 Анализ поведение лиц склонных к суициду
Выводы
Глава 2. Исследование психологических аспектов суицида в воинской части
2.1 Исследование индивидуально-психологических особенностей, личностных адаптивных способностей военнослужащих
2.2 Анализ морально-психологического климата среди военнослужащих срочной службы
2.3 Рекомендации при оценке и предупреждения суицидального риска
Выводы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Воен.эксперимент печать.docx

— 91.24 Кб (Скачать файл)

7. Метод независимых характеристик  – изучение психолого-педагогических  явлений на основе анализа  их оценки другими людьми. Если  в число таких людей входят  специалисты в данной области  (эксперты), то метод получает  название метода экспертных оценок.

8. Биографический метод  предусматривает изучение психолого-педагогических  явлений на основе анализа  жизненного пути человека, предшествующих  условий его обучения, воспитания  и психологического развития.

Частные методы – способы  исследования, применяемые только в  конкретной науке психологии или  педагогике. К ним, в частности, относятся  методы тестирования, опроса, моделирования  и некоторые другие. Методологические основы отечественной психологии и  педагогики составляют фундамент наук и уже обеспечивают их самостоятельное  функционирование. Однако результаты изучения и содержание практических рекомендации будут более точными, если в них учтена особенность  деятельности объекта психолого-педагогических исследований. В военной психологии и педагогике они формируют содержание военно-теоретической базы.

Таким образом, с помощью  своевременной психодиагностической работы можно выявить лиц склонных к суициду и провести профилактическую работу.

 

2.2 Анализ морально-психологического  климата среди военнослужащих  срочной службы

 

 Данные проведенного  социологического опроса показали, что подавляющее большинство  солдат испытывают трудности  в адаптационный период, обусловленные  следующими факторам: (см. таблицу № 2).

Таблица № 2.

Итоги социологического опроса па адаптации среди военнослужащих срочной службы в первые месяцы службы

№ п/п

Содержание вопросов 

Результаты  опроса в %

1

Испытывают  трудность  в адаптационный период

-резкая смена привычной  социальной  среды и маргинализация;

- изменение социального  статуса;

- отдаление от семьи;

-ослабление эмоциональных  связей;

-необходимость самостоятельного  существования;

-  личная неустроенность  и ухудшение бытовых условий

- возрастание количества  информации; 

75

2

Испытывают состояние  выраженного психологического дискомфорта:

-эмоциональная неудовлетворенность

- дисгармония; внешняя  зависимость

-эгоцентризм; тревожность. 

42

3

Испытывают дефицит времени  для подготовки к занятиям 

44,5

4

Имеют  трудности в  понимании излагаемого материала 

33,4

5

Испытывают состояние  неуверенности в своих  силах, желание «отмолчаться». 

30


Таблица № 3

Адаптация солдат в познавательной сфере связана  также с мотивацией к службе. Данные опроса, познавательных мотивов

№ п/п

Содержание вопросов

Итоги опроса в %

1

Преобладают познавательных мотивов 

29,2

2

Служат по требованию родителей 

4,6

3

Служат по необходимости 

84,7

4

Хотят  оставить службу 

0,7


Анализ результатов опроса показал, что для большинства  солдат характерно снижение работоспособности  и повышение уровня тревожности.

В первом месяце наблюдается  повышение эмоциональная возбудимость, сменяющаяся состоянием усталости  в конце дня.

Трудности психологической  адаптации у солдат-призывников  возникают не только в процессе службы, но и межличностных отношениях.

45 человек указали на  существующие у них бытовые  проблемы.

На процесс социально-бытовой  адаптации солдат влияют и материальные проблемы, а также явно наметившееся расслоение солдат по материальному  признаку. Выявленные проблемы мы распределили на 4 группы в зависимости от того, к каким сферам жизнедеятельности  солдат они относятся. Основными  сферами проявления психологического дискомфорта у солдат-призывников  являются:

1) социальная сфера;

2) сфера межличностных  отношений;

3) личностная сфера;

4) деятельностная сфера.

Приведенная таблица (таблица  № 4) демонстрирует распределение  выделенных сфер проявления психологического дискомфорта у солдат и примеры  проблемных ситуации, с которыми связан наибольшее количество отрицательных  переживаний солдат.

Таблица № 4.

Сфера проявления проблемных ситуации солдат – призывников  в исследуемой части

 

Сфера проявления

Примеры  проблемных ситуации

Количество испытуемых (%)

1

2

3

4

А

Социальная

Смена  социальной среды

74,5

 

 

Маргинальность

21

   

Изменение социального статуса

96,2

   

Отдаленность от семьи

83,7

   

Финансовые проблемы

46,2

В

Межличностная

Неприятие со стороны окружающих

15,6

   

Отсутствие  друга или  подруги

23,8

   

Конфликт со сверстниками или командирами

22

   

Оскорбление (унижение со стороны  окружающих)

4,3

С

Личностная

Внешняя непрезентабельность

16,4

   

Потеря смысла жизни

11,9

   

Крах идеала

3,7

   

Эмоциональная неудовлетворенность

47,5

   

Эгоцентризм

18,1

   

Повышенная тревожность

44

D

Деятельностная

Отсутствие  мотивации  к учебе

7,8

   

Неуверенность в своих  силах

30

   

Трудности в понимании  излагаемого материала

35

   

Дефицит  времени для  подготовки к занятиям

44,8

   

Проблемы со здоровьем

63


Полученные результаты позволяют  представить основные сферы проявления психологического дискомфорта у  солдат-призывников, а также возникающие  перед ними проблемы, наличие которых  необходимо учитывать в дальнейшем изучении военнослужащих.

Одновременно отметить, что  сам процесс психологической  адаптации, а следовательно, и его результаты обнаруживают связи с различными сферами качеств личности солдат-призывников (интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые и др.) При этом можно достаточно легко проследить определенную закономерность в структуре релевантных адаптации свойств личности, которые, которые мы разбили по своей направленности на три группы. С одной стороны, а) это комплекс качеств, обеспечивающих приемлемость само – восприятия адаптанта, его внутреннюю комфортность (эмоциональное самочувствие, удовлетворенность собой, уверенность в своих силах и т.д.) С другой стороны, б) выделяется группа качеств личности, проявляющихся в различных аспектах взаимодействия адаптанта с социальным и предметным окружением (коммуникативная компетентность, практический интеллект, направленность на творческое достижение конструктивных целей и т.д.).

Наконец, в – третьих, в) те или иные качества личности, их индивидуально неповторимая конфигурация влияют, прежде всего, на особенности  протекания процесса адаптации, обуславливая преимущественно «внутреннюю картину» и активность субъекта. Следующий  этап нашего исследования был направлен  на определение значимых для процесса адаптации личностных психологических  качеств солдат – призывников. Анализ данных, полученных в результате опроса, позволил разделить испытуемых солдат на три группы: стабильную, контрольную  и экспериментальную.

В экспериментальную и  контрольную группу вошли солдаты, проявившие признаки дезадаптации и требующие дальнейшего определения оценки риска суицидального поведения. Во второй стадий нашей работы приняли участие психологами части с помощью 12 солдат из числа опрошенных раннее 68 юношей. Средний возраст испытуемых 18,8 лет.

Проведенный анализ, а также  результаты предварительного опроса позволили  нам выделить в качестве основных показателей адаптированности солдат-призывников, следующие: самоотношение, самоконтроль, тревожность и эмоциональная гармония. Для исследования выделенных параметров использовались следующие методики:

Шкала самооценки Спилберга-Ханина» При помощи данного теста можно замерить тревожность как связанную с конкретной внешней ситуацией, так являющиеся стабильным свойством личности. (Приложение № 2).

Методика оценки суицидального  риска (учитывая биографические данные, черты характера, условий жизни, особенностей реагирования на различные  факторы, свойственные суицидентам на основании методики определения риска суицидальности составляется карта риска суицидальности) (Приложение № 3).

Анализ результатов исследования тревожности солдат позволил измерить эмоциональную стабильность, ситуативную, низкую и высокую тревожность. Оказалось, что 5 солдат обладают высокой эмоциональной  стабильности, как следствие низкой тревожности. У 3–х солдат показали результата среднего уровня. У 4- солдата высокий уровень тревожности. Анализ исследования оценки суицидального поведения позволил определить повышенным риском суицидального поведения. Данные следующие: Отсутствует фактора суицида – 6 солдат, Слабо выраженный фактор – 2 солдат, присутствует фактор суицидального поведения -1, наличие не выявлено- 3. Таким образом, анализ проведенного исследования показывает что, Солдаты, оказавшись в новой специальной среде жизнедеятельности, чувствуют тревожность и характеризуется при этом беспомощностью, неуверенности в себе.

 По окончании исследования  мы определили контрольную (2 чел.) и экстремальную группу (1чел.), целью  которого стало опытно-экспериментальной  программы по дальнейшему диагностированию  и изучению личности.

Далее привели пример проведенного опроса среди солдат завершающих  службу. Опрос был проведен среди  солдат, закончивших свой срок пребывания в рядах Вооруженных Сил.

Опрошенные были выбраны  из числа личного состава части (таблица № 5).

Таблица № 5.

Суждение опрошенных солдат по вопросу наличие или  отсутствия дезадаптационнных проявления во время службы в Армии. (в % от числа опрошенных 100 в 2007 году)

Дезадаптационные признаки

Нет

Да

1

2

3

Потеряно время

   

«Армия отбирает один год  жизни», «выкинутый  год жизни  в пустую», «Армия-это  потерянное время для молодого человека», «Армия ни чего не дает,  только время отнимает», «Время упущено-  он отстал от жизни», «Один год выпал из жизни, «Напрасно потерянно время».

 

7

Ухудшилось здоровье

 

6

Ухудшение физического здоровья

«инвалид физический», «приходят  физически калеками», «из армии  наши ребята возвращаются инвалидами», «искалечили тело»

   

Ухудшение  здоровья в  целом

«Армия  какая: ужас, уходят оттуда неизвестно какими», «больные приходят», «армия  калечит молодежь», «приезжает труп»

3

 

Психические расстройства

«Возвращаются нервнобольными», «ненормальные приходят», «в армии  ломают психику у  молодых людей», «ухудшается психика», «из армии  ребята приходят психически надорванные»

3

 

Сложности с трудоустройством

«После  армии часто  не принимают на работу», «в стране процветает безработица», «нигде не может  устроиться – мало  мест рабочих», «меньше шансов устроится на работу», «трудно найти работу», «хорошей работы не найдут».

2

 

Отсутствие образования

«Сокращается  время для  получения образования, за  это  время молодой человек мог  бы приобрести специальность», «после армии учиться уже поздно, а  везде нужно высшее образования», «нет у  него высшего образования», «оторван от учебы, отстает резко  от тех, кто  имел возможность не служить»

 

3

Интеллектуальный спад

«За два  года тупеет», «теряется  квалификация, в армии глупеют», «современная армия калечит умы», «за год у молодых людей  забываются все знания»

 

3

Моральная деградация

«Моральные дегенераты», «наносит вред морали», «в армии духовно калечат», «армия  морально убивает»

 

2

Отсутствие жизненных  перспектив

«Чувствуют  свою ненужность», «в армии теряешь  друзей, любимую  девушку, надежду на в жизни, теряешь  самого себя -уже не  знаешь, к чему преступить», «нет будущего у молодых»

 

1

Угроза гибели

«Еще вопрос, вернется человек  из армии или нет», «много погибают»

 

1

Другое

«Я сам  служил в армии», «на примере своих друзей», «время сейчас такое тяжелое»

 

1

 

8

28


Таким образом, не только призывники отмечают дезадаптационные признаки, но и старослужащие также отмечают их даже после 6-7 месяцев пребывания части. Так среди 20-и опрошенных солдат 28 % высказались наличия у них определенных негативных социально-психологических факторов, который могут быть отнести к дезадаптации.8 % опрошенных не заметили у себя данных явлений после продолжительного срока службы. Остальные 64 % затруднились ответить.

Анализ данных позволяет  прийти к выводу, что из одной  из важных детерминант поведения  выступает оценочная функция эмоции эмоциональная сфера не только раньше других подвергается перестройке, но и сама определяет ход и направления этой перестройки. Цикличности деятельности солдат характеризуется постоянной сменой среды обитания, объема внешних социальных связи, смены социальной ориентации-смены мотивов поведения и. т.п. независимость характеристик семья-армия. Их различия выдвигают требования формирования двух адаптационных программ.

Основным регулятором  успешности адаптации к смене  цикла семья-армия выступал показатель эмоциональной устойчивости, уровень  адаптивных способностей который показали психофизиологические исследования, является индикатором психофизиологической устойчивости к действию экстремальных  факторов.

Как показывает практика риск суицидальности как и первые месяцы службы, так и в последние месяцы не исчезает. Поэтому профилактическую работу и диагностическую работу нужно проводить на протяжении всей службы военнослужащих.

 

2.3 Рекомендации  военным психологам и офицерам  по профилактике и выявлению  лиц склонных к суициду

Внимательно относитесь к  появлению у военнослужащих указанных  признаков. Особенно, если они проявляются  неоднократно.

Систематический изучайте морально-психологический  климат коллектива, индивидуальные особенности  военнослужащих.

Не считайте свое участие  бесполезным, бессильным. Это не так. Каждый офицер, психолог способен оказать  действующую помощь суициденту.

Вступайте в контакт с  подчиненными. Спокойно и откровенно выясняйте его состояние, настроение, намерения.

Офицеры несут ответственность  за жизнь и безопасность своих  подчиненных. Не только физическую безопасность, но и нормальное, здоровое психическое  состояние.

Если у вас есть сомнения, просите помощи у специалистов.

Пренебрежение к признакам  суицида обесценивает ваше участие  и ваши действия по предупреждению суицидальных происшествий.

Информация о работе Психологические аспекты суицида в воинской части