Профессиональное самоопределение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 05:00, контрольная работа

Описание работы

Проблема формирования профессионального самоопределения учащихся, изучение его закономерностей, психологических особенностей привлекают все большее внимание исследователей и практиков. Изучением вопросов профессионального самоопределения занимались многие авторы, такие как В.А. Бодров, Е.М. Борисова, K.M. Гуревич, Е.А. Климов, Л.M. Митина, Н.С. Пряжников [10, с. 21].

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава1.Теоретические аспекты профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………………5
1.1.Понятие профессионального самоопределения в психологии……………….5
1.2.Психологическая готовность к профессиональному самоопределению в старшем школьном возрасте…………………………………………………………….10
Глава 2. Влияние социально-психологических факторов на профессиональное самоопределение старшеклассников…………………………………………………...15
2.1.Влияние социального окружения на профессиональное самоопределение..15
2.2.Влияние мотивов выбора профессии на самоопределение в старшем школьном возрасте………………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы…………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

контрольная профессиональное самоопределение.docx

— 60.36 Кб (Скачать файл)

Личность учителя в сознании школьников оказывает существенное влияние на их личностное развитие, формирование профессиональных склонностей, выбор профессии.

Работа педагога - участие в проектировании будущего профессионального пути подростка. Но главное - обновленные откорректированные отношения учащихся к разным профессиональным жизненным путям, новые представления о разнообразных профессиях. В практике педагога должна осуществляться функция путеводителя, советчика, наставника: а это значит - должны применяться приемы, умения педагогического руководства развивающимся сознанием, различные «техники» педагогического воздействия. Учащийся должен полагать, что он сам проектирует и строит свой жизненный путь. Но это только повышает требования к профессиональному искусству педагога: руководить сознанием и поведением активного и самостоятельного человека сложнее, чем «тащить» пассивного и не способного принимать решения. Профессионально важные человеческие качества надо не только «выявлять», но и «заложить» в человека средствами воспитания, образования, организации его деятельности. Это предполагает активность не только педагога, но и самого подрастающего человека. Без специального педагогического руководства даже хорошо успевающий школьник не может обрести нужную - полную, разностороннюю ориентировку в мире профессий, необходимую для самостоятельного обдумывания вариантов своего будущего профессионального «старта» и жизненного пути [10, с. 56 - 57]. 

 

2.2.Влияние мотивов выбора  профессии на самоопределение  в старшем школьном возрасте.

 

Одним из наиболее важных аспектов как профессионального самоопределения  в целом, так и его первого  этапа - выбора профессии, является мотивация. Каждый субъект выстраивает собственную  иерархию мотивов, которые зависят от социальных и экономических изменений в жизни общества, культуры, группового сознания и поведения и делает выбор в пользу той или иной профессии. Даниличева Н.А. и Балакирева Л.А. предлагают такую иерархию мотивов выбора профессии. Социальные мотивы - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями. Моральные мотивы - приносить пользу людям, оказывать им помощь, общаться. Эстетические - стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности. Познавательные мотивы - связанные со стремлением к овладению специальными знаниями, к проникновению в сущность профессиональной деятельности. Творческие мотивы - возможность быть оригинальным, творческим, неповторимым. Материальные - стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы. Престижные - стремления, позволяющие достичь высокого положения в обществе, выбор профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе. Утилитарные - легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры родных, друзей, знакомых [6, с. 9].

Выбор профессии – довольно сложный  и порой долгий мотивационный процесс. От правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, который основан на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей [14, с. 54].

Л.С. Выготский, говорил, что выбор  профессии – это не только выбор  той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск  своего места в обществе. Он предполагает умение анализировать свои возможности, склонности, знания, способность принимать  решения и действовать на основе сознательно принятого намерения. Важно, прежде всего, принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы, например, могут обусловливать склонность человека к определенному виду деятельности. Осознание этой склонности и ее причины приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности. Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии. Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями – с одной стороны, и психологическим содержанием работы – с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею. Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда, а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях [6, с. 11].

В процессе профессионального самоопределения, который обычно приходится на ранний юношеский возраст, можно выделить несколько стадий формирования внутренней позиции профессионала. Первая стадия характеризуется общим положительным  эмоциональным отношением к будущей  профессиональной деятельности. Обращаясь  к предложенной С.Л. Рубинштейном идее о соотношении понятий «хочу» - «могу» - «надо», можно сказать, что  на данном этапе ярко выражен именно первый компонент, то есть желание овладеть профессией, но еще слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля. Что касается третьего компонента, то можно предположить, что в последнее время молодежь при выборе не в последнюю очередь принимает в расчет общественную потребность в той или иной профессии и престижности в профессии. Следующая стадия развития внутренней позиции характеризуется там, что появляется осознание своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности. И только на третьей стадии возникает адекватное представление о профессиональной деятельности о своих способностях. Правомерно предположить, что выделенные стадии соответствуют типам внутренней позиции профессионала. Своеобразие внутренней позиции личности в юношеском возрасте заключается в том, что юноши полностью обращены в будущее, настоящее существует для них преимущественно как возможность реализовать свое будущее. Под влиянием изменений, происходящих в структуре внутренней позиции, преобразуется и мотивационная сфера [14, с. 57 - 58].

Процесс формирования мотива может  иметь индивидуальные особенности  в зависимости от свойств личности. Согласно определению В. Д. Шадрикова процесс формирования мотива обусловлен потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности - как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними – знаниями, умениями, способностями, характером. Также мировоззрением, убеждениями и направленностью личности. С учетом этих факторов и происходит принятие решения, формирование намерения [16, с. 71].

Наличие идеалов, самооценок, усвоенных норм и правил общественного поведения свидетельствует о значительном развитии личности, о формировании у нее «внутреннего плана», являющегося существенным фактором мотивации и организации собственного поведения. Однако этот «внутренний план» в старшем школьном возрасте еще не организован в целостную систему, недостаточно обобщен и устойчив. Так, имеющийся идеал неконкретен и часто меняется. Отсюда – и неустойчивость ряда мотивов, изменчивость поведения. Кроме того, характерным для данного возраста является несоответствие целей возможностям, что свидетельствует о завышенном уровне притязаний и является причиной частых неудач в осуществлении задуманного.

Идеал имеет огромное влияние на выбор и осуществление профессиональной деятельности, выбор той сферы  приложения своих сил, которая будет  приносить переживания полноты  жизни, как бы отражать реализуемость, призвание человека – одно из важнейших  экзистенциальных переживаний, отражающих реалистичность усилий по организации  и осуществлению жизни. Стремление старшеклассников утвердиться в собственном мнении в большей мере, нежели во мнении окружающих, приводит к тому, что мотивы у них формируются, прежде всего, и главным образом с учетом собственного мнения, что в конечном итоге выражается в их упрямстве. Старшие школьники не просто познают окружающий мир, а вырабатывают о нем свою точку зрения, так как у них возникает потребность выработать свои взгляды на вопросы морали, самим разобраться во всех проблемах. В связи с этим принимаемые решения и формируемые мотивы приобретают у школьников все большую социальную направленность [6, с. 14].

Стремление подростков к самовыражению и самоутверждению способствует формированию профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий. Как правило, предпочитают профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На второе место ставится возможность делать что-то своими руками, творческий характер труда. Третье место отводится условиям труда и подвижности работы, возможности получать новые впечатления.

Согласно концепции А. Н. Леонтьева, мотивационная сфера человека, как  и другие его психологические  особенности, имеют свои источники  в практической деятельности. По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает именно объект, указывающий направление реализации имеющегося у человека побуждения. «Опредмечивание потребности» придает этому побуждению смысл, и, по существу, побудителем деятельности выступает не сам предмет, а его значение для субъекта. «Сдвиг мотива на цель», когда побуждает к деятельности уже не желание завладеть предметом, а выполнение самого действия, получение от него удовольствия» [14, с. 64 - 65].

Д.Н. Узнадзе, рассматривая процесс  формирования мотива, говорил, что потребность является источником активности [6, с. 17].

Первая группа причин, которые заставляют человека заниматься трудом – побуждения общественного характера. Это и  осознание необходимости приносить  пользу обществу, это и желание  оказывать помощь другим людям, это  и общественная установка на необходимость  трудовой деятельности. Вторая группа – получение определенных материальных благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Третья группа – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выбор профессии – это «второе рождение человека». От того, насколько правильно выбран  жизненный  путь,  зависит  общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность  работой.

Социальная среда оказывает  значительное влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников. Взаимодействуя со средой, личность не только органично отвечает на её воздействия, но с определённого времени своей жизни способна самостоятельно выбирать для себя род занятий и круг общения [7, с. 122].

Можно выделить несколько важнейших факторов социальной среды, влияющих на выбор профессии.

Семья оказывает очень сильное влияние на профессиональное самоопределение. Низкая социальная ориентация, предопределение жизненного пути родительским статусом в процессе профессионального самоопределения, приводят к возникновению социальной инфантильности, отсутствию собственной жизненной позиции, влиянию в решающей ситуации случайных факторов.

Значительное место в  профессиональном самоопределении  занимают сверстники и друзья. «Рождается личная, самостоятельная позиция молодого человека, собственное «я», способность смотреть на окружающую действительность с позиций собственного опыта, своих идеалов и готовность защищать свои взгляды и мнения» [10, с. 52].

На профессиональное самоопределение  учащихся влияет также образовательная среда. Учитель выступает и в роли профконсультанта - помогает выбрать будущую профессию, в значительной степени направляет развитие педагогических склонностей и способностей.

Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции  ученика, от его мотивационной сферы. От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах. 

Таким образом, под влиянием социальных воздействий, мотивации и собственной активности, направленной на самосовершенствование происходит профессиональное становление личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни/ К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 2010. - 299 с.

2.Адыкулов, А. В. Ценностные ориентации и особенности профессиональной направленности старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2001. - 26 с.

3.Божович, Л.И. Проблемы Формирования личности/ Л. И. Божович. - Воронеж: МОДЭК, 2005. - 352 с.

4.Зеер, Э. Ф. Психология профессий/ Э. Ф. Зеер. – Екатеринбург, 2007. – 264 с.

5.Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Е. А. Климов. – М.: ЭКСМО, 2004. – 304 с.

6.Кормин, А.И. Формирование мотивов профессионального становления учащихся профессиональных училищ: Автореф. дис. канд. пед. Наук. - Новосибирск, 2006. - 18 с.

7.Кротовских, Е. В. Психологические особенности профессионального самоопределения учащихся/ Е. В. Кротовских//Известия волгоградского государственного педагогического университета. -№ 6, 2011. – С. 118 – 122

8.Кузнецов, К. Г. Ориентация на учебный предмет как фактор профессионального самоопределения старшеклассников/ К. Г. Кузнецов. – М.: МГППУ, 2004. – 147 с.  

9.Кутугина, В. И. Факторы профессионального самоопределения личности в современных условиях/ В. И. Кутугина// Современные проблемы науки и образования. – 2007, № 1. – С. 51 – 53

10.Полякова, О. Б. Психологические особенности выбора профессии педагога: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2000. – 291 с.

11.Пряжников, Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/Н.С. Пряжников. – Воронеж: МОДЭК, 2006. - 384 с.

12.Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе/ Н.С. Пряжников// Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.62-72

Информация о работе Профессиональное самоопределение