Принципы гуманизации педагогического взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:03, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: Изучить воздействие общения на процесс обучения.
Задачи: 1. Изучить имеющуюся по данной теме литературу.
2. Выявить специфику педагогического общения.
3. Раскрыть принципы гуманизации педагогического взаимодействия.
направленность взаимодействие педагогическое общение

Содержание работы

Введение
1. Определения понятия общения
2. Специфика педагогического общения
2.1 Особенности педагогического общения
2.2 Направленность педагогического процесса
2.3 Модели педагогического общения
2.4 Невербальное педагогическое общение
3. Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПЕД ПСИХ.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

К проксемическим относятся ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма  педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

- персональное общение учителя  с учащимися – от 45 до 120 см;

- официальное общение в классе  – 120- 400 см;

- публичное общение при выступлении  перед аудиторией – 400- 750 см.

Особенностью педагогического труда является постоянное изменение («разрыв») дистанции общения, что требует от педагога многократного приспособления к изменяющимся условиям и большого напряжения. (14)

 

 

3. Принципы гуманизации  педагогического взаимодействия

 

Теории личности и личностного роста гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу и др.) и философские концепции о человеке дают для педагогики такие установки на процесс педагогического взаимодействия:

Принципы:

принцип ценности личности, заключающийся в признании самоценности личности каждого ребенка вне зависимости от той роли, которую он играет, позиции, которую он занимает, мнения, которого он придер-живается; признании приоритета общечеловеческих ценностей;

принцип уникальности личности, состоящий в признании неповторимости индивидуальности каждого ребенка, его способностей и, соответственно, в утверждении необходимости построения учебно-воспитательного процесса, ориентированного на максимальное развитие этой индивидуальности; при таком подходе не личность подгоняется под одну из существующих в обществе социальных ролей, а роли выбираются под конкретную личность, а максимально индивидуализированный учебный и воспитательный процессы реализуются в гибких учебных планах и программах, подстраивающихся под каждого ребенка;

принцип приоритета личностного развития, заключающийся в рассмотрении личностного развития ребенка как ведущего звена в учебно-воспитательном процессе школы, а обучения как средства развития личности, а не как самостоятельной цели;

принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который предусматривает как классификацию учебных заданий в соответствии с индивидуальным темпом усвоения и способностями ребенка, обеспечивающую доступную для него величину «ступеней» (уровней трудности) в освоении материала, так и построение совместно с каждым ребенком индивидуальной зоны личностного развития, что обеспечивает максимальную эффективность процесса самовоспитания;

принцип субъектности учебно-воспитательного  процесса, предполагающий, во-первых, ориентацию на внутреннюю, а не на внешнюю (отметка, поощрение, избегание наказания) мотивацию обучения, во-вторых, свободу выбора ребенком сфер приложения сил в процессе организации школьной жизни, всей своей жизнедеятельности;

принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса, который обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе; поддержанием особой системы отношений в школе, а также специальным построением учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребенка в единую, эмоционально наполненную картину мира.

В реальной педагогической практике гуманизация педагогического процесса возможна при соблюдении следующих  условий:

- обеспечение внутренних условий  (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психологической защиты, деятельности самоосуществления);

- создание благоприятных внешних  условий (среды обитания) для психического  и биологического (физического) существования и развития ребенка (питание, одежда, мебель, учебные и другие образовательные средства);

- организация очеловеченной микросоциальной  среды (гуманистические отношения,  общение, творческая деятельность, психологический климат и др.).

Гуманизация педагогического процесса предъявляет значительные требования к педагогу (учителю, воспитателю) и самому воспитаннику, однако, одним из самых серьезных условий является наличие у всех субъектов педагогического взаимодействия толерантности. (А.А. Гусейнов, И.С. Кон).

Таким образом, гуманизация педагогического  процесса означает большую упорядоченность  детской жизни, обеспечение воспитанникам  ситуаций спонтанного и осознанного  выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы. Развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологическо безопасности, признания педагогом ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, в обстановке глубокой эмпатии. Педагог при взаимодействии с детьми опирается на позитивные их качества, проявляет такт и осторожность при встрече с их неудачами, слабыми сторонами характера, стремится обеспечить условия для проявления их самостоятельности и т.д. Важным качеством воспитательной деятельности педагога являются его оптимизм, вера в способности и успехи ребенка. Воспитательная деятельность современного педагога может быть успешной при условии принятия педагогом ребенка, принятия детьми педагога, принятия детьми и педагогами самих себя. (6)

 

 

Заключение

 

Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе. Основные функции педагогического общения: информационная; контактная; побудительная; амотивная.

Эффективность педагогического общения  в немалой степени определяется личностными качествами учителя. Среди  них можно выделить четыре группы: показатели коммуникативного плана; показатели индивидуально-личностного плана; показатели общего социально-психологического плана; показатели морально-этического плана.

Коммуникативные способности, проявляющиеся  в педагогическом общении, - это способности  к общению, специфическим образом  выступающие в сфере педагогического  взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.

Гуманизация педагогического процесса означает большую упорядоченность  детской жизни, обеспечение воспитанникам  ситуаций спонтанного и осознанного  выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы. Развитие личности ребенка успешно реализуется в условиях психологической безопасности, признания педагогом ценности каждого ребенка, отказа от внешнего оценивания, в обстановке глубокой эмпатии. Важным качеством воспитательной деятельности педагога являются его оптимизм, вера в способности и успехи ребенка.

Воспитательная деятельность современного педагога может быть успешной при  условии принятия педагогом ребенка, принятия детьми педагога, принятия детьми и педагогами самих себя.

 

 

Литература

 

1. Ершов П.М. и др. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1998.

2. Климов Е.А. Образ мира в  разнотипных профессиях. М., 1995

3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая  антропология: Учебное пособие. –  М.: Гардарики, 2005.

4. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение // Педагогика и психология. 1979. № 1.

5. Лихачёв Б. Т. Педагогика. Курс  лекций: Учеб. пособие для студентов  пед. учебн. заведений и слушателей  ИПК и ФПК. – М.: Прометей, Юрайт, 1996.

6. Митина Л.М. Психологическая  диагностика коммуникативных способностей учителя: Учеб. пособие. Кемерово, 1996.

7. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия,  полемика: Кн. для учащихся ст. классов  сред. шк. М., 1991

8. Педагогика: Учебное пособие для  студентов педагогических учебных  заведений/В. А. Сластенин и  др.- 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000

9. Подласый И. П. Педагогика: Новый  курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений:  В 2 кн. – М. Гуманит. Изд.  Центр ВЛАДОС, 2002

10. Психология: Словарь / Под ред.  А.В. Петровского, М.С. Ярошевского.  М., 1996.

11. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.

12. Синагина Н.Ю., Чирковская Е.Г.  Личностно-ориентированный учебно-воспитательный  процесс и развитие одаренности  (метод. пособие). М., 2001.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Принципы гуманизации педагогического взаимодействия