Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 09:03, контрольная работа
Цель работы: Изучить воздействие общения на процесс обучения.
Задачи: 1. Изучить имеющуюся по данной теме литературу.
2. Выявить специфику педагогического общения.
3. Раскрыть принципы гуманизации педагогического взаимодействия.
направленность взаимодействие педагогическое общение
Введение
1. Определения понятия общения
2. Специфика педагогического общения
2.1 Особенности педагогического общения
2.2 Направленность педагогического процесса
2.3 Модели педагогического общения
2.4 Невербальное педагогическое общение
3. Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
Заключение
Литература
План
Введение
1. Определения понятия общения
2. Специфика педагогического
2.1 Особенности педагогического общения
2.2 Направленность
2.3 Модели педагогического общения
2.4 Невербальное педагогическое общение
3. Принципы гуманизации педагогического взаимодействия
Заключение
Литература
Введение
Общение – важнейшая среда духовного, общественного и личностного проявления человека, средство достижения взаимопонимания между людьми. Общение обеспечивает всё многообразие жизнедеятельности, отношений, само проявления и самоутверждения индивидов с помощью языка или сленга, таких способов информации как мимика, поза, движение тела, жесты, изображение, символы, звуковые сигналы, условные знаки.
Ученые уже давно пришли к выводу, что индивидуальные познавательные процессы нельзя рассматривать изолированно, вне контекста взаимодействия познающего человека с другими людьми. Только родившийся ребенок попадает не в природную среду, а взаимодействует с мамой. Общение с родителями опосредует все контакты ребенка.
Многочисленные
Данное положение относится к педагогу и ребенку, т.е. процесс обучения более эффективен, если учитель эмоционально значим для ребенка и умеет установить контакт с ним.
К сожалению, школьная учебная практика такова, что она не позволяет развернуться процессу общения и в частности активности ребенка при общении. Поэтому очень важно изучить такую тему, как «Общение в образовательном процессе ».
Цель работы: Изучить воздействие общения на процесс обучения.
Задачи: 1. Изучить имеющуюся по данной теме литературу.
2. Выявить специфику
3. Раскрыть принципы гуманизации педагогического взаимодействия.
направленность взаимодействие педагогическое общение
1. Определения понятия общения
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (15). Человеческое общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов (17)
Общение – важнейшая среда духовного,
общественного и личного
Итак, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения, предполагает восприятие общающихся друг друга.
2. Специфика педагогического общения
2.1 Особенности педагогического общения
В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки педагогического общения. Приведем некоторые из них.
Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определённые учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи. (10).
В процессе педагогического общения осуществляется обучение приёмам и способам умственной деятельности, формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приёмам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных взаимоотношений с коллективом и с учителем, снятие эмоциональной напряженности.
Таким образом, педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.(13)
Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и воспитанника (учащегося), опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе (16). Часто педагогическое общение определяется в психологии как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания (8)
А.Н. Леонтьев педагогическое общение определяет как "профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное). на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива" (9). Педагогическое общение должно ориентироваться не только на достоинство человека как важнейшую ценность общения. Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову.
2.2 Направленность
Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся в целях их личностного развития, но и, что является основным для самой педагогической системы, - на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения (усвоения) (4)
В то же время педагогическое общение определяется и тройной ориентированностью на субъектов: личностной, социальной и предметной. Это происходит в силу того, что учитель, работая с одним обучающимся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует ее результат на всех, присутствующих в классе, т.е. фронтально воздействует на каждого обучающегося. Поэтому можно считать, что своеобразие педагогического общения, выявляясь во всей совокупности названных характеристик, выражается также в том, что органически сочетает в себе элементы личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения.
Педагогическое общение
Напомним, что среди основных характеристик этой группы профессий выделяются следующие:
1. Умение руководить, учить, воспитывать,
"осуществлять полезные
2. Умение слушать и выслушивать.
3. Широкий кругозор.
4. Речевая (коммуникативная) культура.
5. Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту".
6. "Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше".
7. Способность сопереживать.
8. Наблюдательность и др
2.3 Модели педагогического общения
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: 1) учебно-дисциплинарную; 2)личностно-ориентированную.
1) Учебно-дисциплинарная модель общения. Она складывалась в нашей стране десятилетиями и несет на себе отпечаток второй половины 70-х гг. прошлого столетия, когда целью обучения являлось вооружение учеников знаниями, умениями и навыками. Лозунгом в ходе взаимодействия взрослого с детьми было "Делай как я". Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения где:
- Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
- Тактика общения: диктат или опека.
- Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.
В результате такой модели общения происходит пагубное воздействие на личность ребенка. Альтернативу этой модели составляет личностно-ориентированная модель общения (см. ниже).
Традиционно обучение и воспитание рассматривались как односторонне направленные процессы, механизмом которых являлась трансляция учебной информации от её носителя - педагога к получателю - учащемуся. Педагогический процесс, построенный на основе таких представлений, в современных условиях демонстрирует низкую эффективность. Учащийся как пассивный участник этого процесса оказывается способен лишь усвоить (по сути, запомнить) ту ограниченную информацию, которая предоставляется ему в готовом виде
2)
Личностно-ориентированная
Цель личностно-ориентированной модели общения - обеспечить чувства психологической защищенности ребенка, доверие его к миру, радость существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребенка. Для этой модели общения характерен диалогический тип общения. (12)
Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процесс общения (17). Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.
- Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на формирующейся у взрослых способности к децентрации (умение встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции).
- Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.
- Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
2.4 Невербальное педагогическое общение
Кроме главного оружия педагога – слова в его арсенале – целый набор невербальных (неречевых) средств общения. (См. рис. 1)
Рис.1
Экспрессивно - выразительные движения – зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15 % информации. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.
Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза, стоя: руки на груди, - и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это воспринимается учащимися бессознательно.
Характеристики голоса относятся
к просодическим и
К токсическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников.
Информация о работе Принципы гуманизации педагогического взаимодействия