Платон. Идеи Платона о душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является, выявление связи между рассуждениями философа о душе и его рассуждениями о знании как припоминании, о любви, и так же, раскрытие понятия, что такое душа есть сама по себе, по Платону. Задачами данной курсовой работы является пошаговое достижение цели, а именно:
 краткое описание биографии
 сведения о платоновской академии
 разъяснение основных положений учений Платона о душе
 объяснение что есть душа сама по себе, согласно Платону

Содержание работы

Введение 2
Идеи Платона о душе 3
Краткое описание биографии 3
О душе 4
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

Курсовая Вера Психология.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

    Душа  окружена чужим ей, и в ней самой поселяется чужое ей, страсти. Платон рассказывает нам о людях–андрогинах, которых насильно разрубили напополам, и теперь каждый человек ищет свою половину. Человек хочет изначального, он хочет найти свое, родное себе. Любовь и является желанием родного. Прекрасное и истинное ближе всего душе и составляют ее содержание. Душа, любя, ищет саму себя. «У Платона душа — и причина, и цель духовного развития»5.

    Душа  хочет понять истину, хочет стать истинной. И именно любовь к истине движет ею. Выражаясь образно, можно сказать, что сначала душа имеет в себе лишь смутное представление об истине, и мир ей предстает неясным отражением истины. И любовь к прекрасному самому по себе подсказывает ей, что в ней нет еще самой истины, а лишь предчувствие ее. И, движимая Эротом, душа стремиться выйти за свои пределы, хочет преодолеть эту смутность и неясность. И чем сильнее ее любовь к Небу, тем ближе она к Небу.

    И важно понять то, что любовь не является чем–то извне пришедшим в душу. Любовь всегда есть в душе каждого. И, направляемая любовью, душа движется сама собой.

  Душа как инструмент нашего познания

    Платон  не признает тела в качестве главного помощника в нашем познании. В одном из своих диалогов, философ доказывает, что чувственное восприятие не является знанием. Ведь истинным знанием, согласно Платону, является знание не свойств вещи, а знание вещи самой по себе. В ощущении вещь дается не по сущности, а в отношении к чему–либо. В чувственном восприятии вещь является нам как объект рождения, становления и возникновения, тогда как, чтобы понять данную вещь мы должны понять ее вечную и неизменную идею. Ощущая что-либо, мы не знаем того, что ощущаем. Душа является тем, что делает наше познание возможным.

    Мир, который предстает перед нами в ощущении слишком многообразен - ощущение не дает нам уловить общего в этом многообразии. Если мир является лишь становлением, лишь многим без чего–либо единого, огромным количеством явлений, происходящих случайно, без всякой закономерности, то тогда ощущение может являться знанием. Но, подумав, мы поймем, что при таком варианте знание вообще невозможно, и ощущение всегда остается лишь ощущением и никогда не становится познанием. Но поскольку человек все же может что-то знать, поскольку познание возможно, постольку должен существовать иной инструмент познания помимо ощущения. Таковым и является наша душа. Именно она сводит материал, получаемый в ощущении воедино. Например, уши являются не тем, чем мы слышим, а тем, посредством чего мы слышим. А тем, чем мы слышим является душа, которая сводит к общей идее наши ощущения: «…душа сама по себе, как мне кажется, наблюдает общее во всех вещах»6. Душа лишь способна действительно познать вещь, и именно она может видеть вещь саму по себе

    В каждой вещи присутствуют хорошее и  плохое, и только душа может отличить истинное в вещи от ложного в ней. Мир предстает нам в ощущении беспорядочным хаосом, душа же упорядочивает этот мир, открывает законы. Поэтому перед нашим духовным взором предстает не хаос, а космос. Лишь душа способна уловить идею или сущность вещи. Эта мысль присутствует в диалоге “Софист”: «…к становлению мы приобщаемся с помощью ощущения, душою же с помощью размышления приобщаемся к подлинному бытию, о котором вы утверждаете, что оно всегда само себе тождественно, становление же всегда иное»7.

 Душа уже знает все

    Душа может знать что-либо, потому что в ней уже есть знание обо всем. Под словом «все» подразумевается не каждая отдельная вещь, а подлинное в каждой вещи. Внешнее лишь помогает душе «припомнить», то о чем она уже знает. Например, откуда душа может знать о том, что две какие-либо вещи в чем–то схожи, а в чём–то нет? Из самой себя, поскольку в ней уже содержится понятие о подобном и неподобном. И не следует путать причину со следствием: понятие о равном самом по себе возникает в душе отнюдь не оттого, что она узнала две равные вещи, оно не приходит в душу извне, просто вид двух равных вещей «пробуждает» в ней понятие о подобном самом по себе, которое всегда в ней было.

    Можно сказать, что именно душа «создает» вечную и неизменную природу каждой вещи, созерцая ее идею, улавливая ее сущность. Тогда как тело, наоборот, «разрушает» эту неизменность, поскольку, как уже было сказано, в ощущении вещи предстают нам постоянно меняющимися, становящимися. Душа наделяет мир смыслом, своим смыслом, который совпадает с его истинным смыслом. Душа — единственное, «понимающее» мир, единственное действительно знающее мир.

    Говоря о том, что душа уже знает все, Платон имел ввиду не только понятия о белом самом по себе, горячем самом по себе, равным самом по себе и т. д, но и понятие о прекрасном самом по себе, о благе самом по себе, о добродетели самой по себе, а точнее об истине. Это действительно замечательная и верная мысль: душа всегда знала истину. Человек, родившись в теле временно «забыл» ее, но не потерял этого знания. И с помощью любви, любви к истине, человек отыскивает ее. Но, пожалуй, это всего лишь образные выражения. А суть вот в чем: просто душа и истина являются одним и тем же. Знать истину значит, по Платону, обладать истиной. А обладать истиной, следовательно быть истинным.

    А истиной, согласно Платону, является мышление. «…После внедрения души в тело, то, что раньше называлось мышлением теперь лучше назвать природным понятием, т. е. некой мыслью, заложенной в душе». Это природное понятие Платон называет также крыльями души, а иногда — памятью, — пишет Алкиной. Небо всегда живет в душе, и именно оно управляет душой, оно выводит душу на свет. Душа поднимается вверх и становится истинной, благодаря истине, которая ведет ее.

    Согласно  Платону, человек, родившись, не обладает истиной, душа его еще не является истинной душой, и одновременно человек уже имеет в себе истину, душа его уже обладает истиной, но еще как бы не «воплотившейся» истиной. Человек должен открыть в себе Небо и должен научиться жить им, он должен сделать свою душу истинной. Нужно всего лишь вглядеться в себя, нужно всего лишь вглядеться в Небо. И лишь приняв в себя Небо, душа становится собой. А значит и бессмертной.

    Залогом бессмертия души является именно то, что она и истина, она и Небо — одно и то же. А истина на то и истина, чтобы быть вечной. Истина не может уничтожиться, иначе бы она не была истиной. Небо — это то, что необходимо, то, без чего не может быть жизни, без чего ничего не может быть. А самое главное состоит в том, что истина не может не существовать, она является родительницей жизни, она и есть жизнь.

    И поэтому насколько душа наша является душой истинной, настолько в ней  есть бессмертия.

  «Познай самого себя»

    «Согласно разумной вере, безусловное Добро есть само по себе, но обладание им не дано человеку безусловно, а требует необходимых условий. Цель впереди и нужен процесс ее достижения»8. Истина всегда есть в человеке, в душе человека, но он еще не обладает ею, потому что еще не знает ее. Истина находится в душе каждого, но она может, существовать нераскрытой. Чтобы открыть Небо в себе нужно познать его, тем самым открыв и свою сущность, открыв истинную природу своей души.

    Познать самого себя означает в устах Платона стать собой, стать настоящим, «воплотить» свой дух. И «припоминание» есть ни что иное как познание себя, становление собой. Но воспоминание имеет еще другой смысл, который указывает нам смысл слова ухождения в себя. В этом смысле можно сказать, что познание всеобщего есть ни что иное как воспоминание. Путь, который должна проделать душа к истине есть путь познания. Причем познания не чего-то чуждого ей, а познания родного, принадлежащего ей по сути, того, чем она по сути и является. Душа, была уже раньше тем, кем становится для себя, это познание внутри себя. Поэтому ошибочно думать, что платоновское утверждение о потребности познания является утверждением о познании внешнего о душе. Познать мир, познать объективную истину означает познать субъективную истину. Откровеннейшая суть вещей может быть познана только нашей душой, содержится только в душе, т. е. познавая вещи субъективно, через себя, душа познает их действительную сущность.

    Из  вышесказанного ясно, что учение Платона  о необходимости познания себя является наиважнейшем из положений его философии. Познать себя и обрести истину (стать истиной) одно и то же, по Платону. Познание является необходимым условием обладания истиной.

    Истинность души невозможна без ее движения внутри самой себя, которым является мышление, т.е. познание души самой себя. Душа как истинная и действительная душа не дана человеку изначально, человек, мысля, должен найти свою душу. Гегель, характеризуя учение Платона, говорит, что дух, который сначала является лишь в себе истинным духом, должен стать истинным духом для себя.

 Душа в своей чистоте

    В своем диалоге под названием  «Тимей» Платон говорит, что душа есть везде, что он распространена по всему протяжению космоса и облекает его извне. Это в очередной раз подтверждает его мысль о том, что душа является сущностью всего, подлинной сущностью. Душа проникает во все и все наполняет смыслом. Душа сама является космосом, ибо она — его истина.

    Космос, созданный демиургом. Ничто не выходит за ее пределы, она всегда пребывает в себе самой. Для души нет ничего иного, ибо все иное — ее. Исходя из себя самой, душа возвращается лишь к себе. Душе не требуется ничего, ибо все находится в ней. И бессмертна она потому, что сама является причиной собственной жизни и живет собой.

    Душа  представляет собой «смесь тождественного, иного и сущности»9. Сущность состоит из иного и тождественного. Главным образом, следует обратить внимание на то, что Платон называет сущностью души. Конечно же, этот момент не случаен, более того — этот момент преимущественно характеризует душу. Сущность — это то, что позволяет душе оставаться собой при соприкосновении с иным, и в то же время становиться этим иным, улавливая его идею. Тогда как момент тождественного означает тождественность души самой себе, она существует только в себе, а момент иного означает, что душа может становиться иной себе, отчуждаться от себя. Сущность же являет собой душу как истину в себе, субъективную истину, тождественность души себе, и истину саму по себе, объективную истину.

    Душа  и мир внутри тождественны. Космос — это душа, а душа — это космос. Движение души в космосе вокруг себя самой, неизменно истинные суждения ее о каждой вещи как имеющей отношение к иному, так и к тождественному, и является властью души над космосом.

    Также и в вещах есть иное, тождественное  и сущность. Иное в вещи — это ее небытие. Тождественность вещи самой себе доступна только нашей душе. То что есть эта вещь сама по себе, идея вещи, познать мы можем только с помощью души. Нашей душе также доступна и ложь каждой вещи, ее небытие. Но в отличии от тела, которому вещь в ощущении только и предстает в этом своем ином, случайном, в котором тело как бы теряется, не находя тождественного и постоянного в вещи, то душа, соприкоснувшись с вещью знает и ее иное, и тождественное.

    Мир начинает существовать только в нашей душе, и познан он может быть только нашей душой. В ощущении его ещё нет перед нами — он предстает случайным, несуществующим по-настоящему.

    Душа  совпадает с космосом, ее объективность  совпадает с ее субъективностью. Все, что предстает перед ней, есть она сама. Для истинной души нет ничего внешнего ей, куда бы она ни взглянула своим мысленным взором — все ее, нет ничего чужого ей, все родное, ибо она составляет сущность всего. И повсюду душа может видеть лишь себя. И истиной она является потому, что она истина всего, потому, что она — все. 
 

Заключение

    Подводя итог, еще раз формулируя важнейшие положения данной работы, которые были раскрыты в соответствии с задачами и целями:

  • были описаны краткие биографические сведения, так же были упомянуты сведения об платоновской академии
  • Платон во многих своих диалогах говорит об обремененности души телом и страстями, идущими от тела. Внешнее мешает душе. Но душа сильнее внешнего и поэтому, будучи обремененной мирским, душа обременена лишь собой, т. е. душе мешает что-то, что находится в ней самой. Душа тогда еще не является истинной душой. Отделяя себя от внешнего мира, душа начинает поиск себя и Истины
  • роль Эрота состоит в том, что он поднимает душу с земли на Небо. Эрот — это любовь к Истине, стремление к Истине. Это стремление помогает душе обрести Истину.
  • далее можно прийти к выводу, что любовь к истине всегда есть в душе, поскольку в ней всегда есть Истина. Сама Истина помогает душе
  • душа, ставшая истинной душой, совпадает с прекрасным , с Истиной. Душа является истиной (или идеей) каждой вещи. А значит и просто Истиной. Мир и истина не являются чем-то разным как может казаться душе еще не нашедшей себя, а совпадают, т. е. истина мира и истина человека, наша истина — это одна Истина. Это и есть душа, душа сама по себе, душа, ставшая истинной душой

Список  используемой литературы

    1. Алкиной. Учебник платоновской философии. Учебник платоновской философии. М. — Томск, “Водолей”, 1995.
    2. Апулей. Платон и его учение. Учебник платоновской философии. М. — Томск, “Водолей”, 1995.
    3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. II. СПб, “Наука”, 1994.
    4. Диалоги Платона, электронное издание. Федр 248b. psylib.org.ua/books/plato01/21fedr.htm
    5. Диалоги Платона, электронное издание. Пир 202е. psylib.org.ua/books/plato01/20pir.htm
    6. Диалоги Платона, электронное издание. Теэтет 185e. psylib.org.ua/books/plato01/22teate.htm
    7. Диалоги Платона, электронное издание. Софист 248а. psylib.org.ua/books/plato01/23sofis.htm
    8. Саллюстия философа книга о богах и о мире.//Учебник платоновской философии. М. - Томск, “Водолей”, 1995
    9. Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона. Сочинения в 2-х тт. Т. 2. М., “Мысль”, 1990.
    10. Фомин В.П. Сокровенное учение античности в духовном наследии Платона. М., “Аргус”, 1994.

Информация о работе Платон. Идеи Платона о душе