Платон. Идеи Платона о душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 02:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является, выявление связи между рассуждениями философа о душе и его рассуждениями о знании как припоминании, о любви, и так же, раскрытие понятия, что такое душа есть сама по себе, по Платону. Задачами данной курсовой работы является пошаговое достижение цели, а именно:
 краткое описание биографии
 сведения о платоновской академии
 разъяснение основных положений учений Платона о душе
 объяснение что есть душа сама по себе, согласно Платону

Содержание работы

Введение 2
Идеи Платона о душе 3
Краткое описание биографии 3
О душе 4
Заключение 12
Список используемой литературы 13

Файлы: 1 файл

Курсовая Вера Психология.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования Московской области

«Международный  университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет  «Дубна»)

Факультет социальных и гуманитарных наук

Кафедра психологии 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по психологии  
 
 
 

Платон. Идеи Платона о душе. 

Выполнил:

студент 2051 группы

2 курса

факультета  экономики 

и управления

Баранова  Вера Дмитриевна 

Проверила:

доцент  кафедры психологии

Сахарова  Н.А. 
 
 

Оценка:

______________________ 

______________________

(подпись  проверившего) 
 
 
 
 
 
 
 

Дубна, 2011

Оглавление 
 
 

Введение

    Данная  курсовая работа об идеях и учениях Платона о душе. Платон оказал огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру. Теория души является актуальной для всего творчества древнегреческого философа Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души. Целью данной курсовой работы является, выявление связи между рассуждениями философа о душе и его рассуждениями о знании как припоминании, о любви, и так же, раскрытие понятия, что такое душа есть сама по себе, по Платону. Задачами данной курсовой работы является пошаговое достижение цели, а именно:

  • краткое описание биографии
  • сведения  о платоновской академии
  • разъяснение основных положений учений Платона о душе
  • объяснение что есть душа сама по себе, согласно Платону
 

        
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Идеи Платона о душе

Краткое описание биографии

    Платон  — (427 – 347(8)) гг. до н.э. родился в Афинах. Древнегреческий философ, является учеником Сократа и учителем Аристотеля. Платон родился в аристократической семье. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. После смерти Сократа в 399 до н.э. уехал в Мегару. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. Он основатель Академии, которая просуществовала 915 лет (386 г. до н. э. – 529 г.). Подробнее, эта академия является религиозно–философским союзом. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших. Основным методом обучения была диалектика (диалог).

О душе

    Платон часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. В отличие от тела, которое можно погубить, душе ничто не может помешать существовать вечно. В каждом из произведений Платона в той или иной степени затрагивается душа, затрагивается то, что касается души, то без чего невозможна теория души. Платон в своих диалогах большей частью рассматривает душу, образно выражаясь, замутненной разными страстями, разрабатывает этические положения, говоря скорее о том, что не принадлежит душе, и что не должно быть в душе. И лишь в том, что душе более всего свойственно созерцать истину, видится смутный намек на то, что же есть душа сама по себе.

    В. С. Соловьев в своих работах уделяет  некоторое внимание Платону. Развитие платоновской философии он рассматривает в очерке “Жизненная драма Платона” в связи судьбой Платона, что не совсем верно, поскольку движенье чьей–либо философии должно происходить независимо от внешних обстоятельств. Также как и развитие души. Поэтому ошибочно считать, что мир мешает душе и может повлиять на нее. Обременённость души внешним – одно из заблуждений души, которое она должна преодолеть. Показать душу в этом ее состоянии, обременённости телом, то есть внешним, является одной из задач данной работы.

    Соловьёв  отмечает роль Эрота в развитии души и говорит о том, что эта  роль заключается в сообщении бессмертия смертной части нашей природы, что Эрот является жаждой бессмертия. Во-первых, любовь к прекрасному всегда есть внутри души, а во-вторых, душа и прекрасное совпадают, то есть, когда Эрот сообщает душе бессмертие, фактически сама душа сообщает его себе.

    Из  более современных авторов о  Платоне писал В. П. Фомин. Он утверждает, что, по Платону, душа является сущностью всего. Главным его тезисом является то, что «…Бог рождается, умирает и воскресает не где–нибудь, а в нашей душе и осознает сам себя…».

    Душа  является не только не случайной категорией в философии Платона, а главной. Категория души и идеи, по сути совпадают. Раскрытию этого момента в учении Платона о душе, в данной работе будет уделено внимание.

    В самом начале работы нужно подчеркнуть, что человеческой душе такой, какой она предстает в повседневной жизни имеет свойство бытие и небытие, как и каждой веще в этом мире, то есть душа, постоянно атакуемая разными явлениями, может быть и собой и не собой. «Когда она затмевается страстями, испытывая удовольствие или страдание, ведь Платон считает наиболее правильной, разумную жизнь, в которой нет ни радости, ни печали, нет «сильных страстей», она не является настоящей, истинной душой. Душа же, освобождённая от таковых течений, чистая душа и есть душа сама по себе. Подобным же образом Платон рассуждает, когда говорит о вещах, существующих в этом мире и об их идеях. Как идея какой-либо вещи и есть подлинное этой вещи, так и идея души есть подлинное души»1.

Душа  обремененная

    Здесь необходимо отметить одно существенное обстоятельство, без указание на которое  можно совсем неправильно понять эту главу: тело и страсти, приходящие в душу от тела, обременяют ее лишь до тех пор пока она не стала истинной душой. Духовное настолько сильно, что оно способно проникать и во внешнее и снимать чуждость внешнего. Поэтому победившая душа делает тело своим , и оно перестает тяготить ее. Короче говоря, душа сама «виновата» в том, что ее обременяет земное, внешнее. В данной главе не ставится задача показать, что есть душа сама по себе, а показана душа в одном из её состояний.

Душа  и тело

    Тело  обременяет душу, тело мешает душе быть собой, а смерть — освобождение от тела, считает Сократ. Тело загрязнят душу. Тело — это то, что не дает душе подняться вверх, то, что постоянно опускает ее вниз. Истинной деятельностью души должно быть размышление, а все телесные нужды не позволяют душе все время предоставлять себя тому, что является ее истинным уделом. «Мышление есть действие ума, созерцающего первично умопостигаемое. Оно двояко: одно — до внедрения души в тело, когда душа созерцает умопостигаемое, другое — после внедрения души в данное тело»2. «Внедрение души в тело» - сказано не совсем верно, правильнее было бы говорить о внедрении тела в душу. Тело внедряется в душу саму по себе, чистую душу и препятствует ей созерцать само по себе бытие. Ведь тело является для души чужим.

    Человек должен есть, спать, справлять свои нужды. Человек вынужден отдавать себя совершенно посторонним, не относящимся к действительно нужным душе, занятиям. Чтобы познать вещи такими, какие они есть сами по себе, душа должна отрешиться от тела.

    Тело  не может нам помочь в познании истинных и вечных вещей, то есть оно не может нам помочь в действительном познании, а под действительным познанием Платон понимает именно познание вечных вещей, то есть идей. Оно не дает нам, нашей душе осуществить это познание. Тело препятствует душе быть собой, постоянно отвлекая ее, заставляя прислушиваться к внешнему. Телесное рассеивает внимание души, разрушает ее сосредоточенность. Внешнее везде в этой жизни, по Платону, настигает душу, не дает ей остаться наедине с собой, оно всюду врывается в это внутреннее одиночество души.

    Платон считает тело чуждым человеку, ведь истинный человек, во всяком случае, по Платону, это душа. Душа может познавать лишь себя, а тело через ощущения может сообщать ей что–либо незнакомое, опять же чужое ей. Тело как бы принуждает душу верить во внешнее и заботиться о внешнем. Душа должна верить лишь себе, не опираясь на чувственный материал. Тело же, являясь связующим звеном между человеком и внешним миром, постоянно ставит душу перед фактами: снег холодный, солнце теплое и так далее. Душа вынуждена считаться с этими фактами, задумываться над ними, тогда как, по Платону, душа должна задумываться лишь над вечным и неизменным, а через ощущения мы узнаем о противоположном, меняющемся и временном.

    В данной части работы говорится о том, что тело является проводником страстей, обременяющих душу. В следующей части необходимо подробнее рассмотреть эти страсти.

 Душа и ее страсти

    Платон, в одном из своих произведениях под названием «Федр» сравнивает душу с крылатой колесницей, тем самым показывает нам душу страстную, душу отягощенную земным, так же вместе со сравнением души с крылатой колесницей, этой колесницей управляет возничий — что является умом, который и является душой самой по себе, с двумя конями. И один из коней является тем, что мешает душе созерцать «за небесную область», «…но ей не дают покоя кони, и она с трудом созерцает бытие»3. Эти кони и есть ничто иное как страсти души, то, что приходит в душу от тела.

    Что же Платон подразумевает под страстями? На этот вопрос ответить просто: это все то в душе, что опускает ее вниз, на землю, то есть все то в ней, что не возвышает ее к истинному бытию. Человек хочет спать, человек хочет есть — эти желания не относятся к жажде истины и, стало быть, они являются страстями. Это вовсе не значит, что человеку не следует есть и спать, а дело в том, что если душа человека хочет того или этого не связанного с истиной, то она в данный момент и не является настоящей душой.

    В другом своем произведении  «Федоне» Платон говорит, что философ, ни кто иной как философ претендует на обладание настоящей душой, должен как можно сильнее ограничить свою связь с телом, только убивать себя не дозволено, то есть освободить себя от мирских желаний, и быть наедине с собой. Платон призывает к умеренности во всём, к безмятежности.

    Платон говорит о трёх началах души — «разумное», «яростное» и «вожделеющее» начала. «Яростное» и «вожделеющее» относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить эти два начала началу разумному. «Душа неразумная подчиняется телесным аффектам, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность, душа разумная благодаря разуму не обращает внимания на тело и борется с неразумием», — пишет Саллюстий философ. Т. е. душе одолевать страсти помогает сама душа. Чем более душа предаётся своим истинным занятиям, тем менее ее обременяет земное.

    В земной жизни страсти так или  иначе одолевают каждого человека, и отвлекают его от истины. С  самого рождения человек привыкает  к своему телу, привыкает к тому, что эмпирическое необходимо, без него не обойтись, душу загрязняют земные желания, страсти. Однако, удовлетворяя эти желания, человек, его душа не остается удовлетворенной, ей чего–то не хватает. Душа, замутненная страстями, не погибает и человек не превращается в животное. Душа движется вперед, ею движет любовь.

Любовь  как движущая сила души

    Эрот, бог любви, пребывает, по словам Платона, между богами и людьми, и, благодаря ему, «Вселенная связана внутренней связью»4.  Эрот связывает Небо и землю, являясь «посредником между богами и людьми». Благодаря ему все земное тянется к небесному. Любовь — это то, что связывает низшее и высшее. Обитая в самой мягкой области на свете, в душе, любовь тянет душу с земли на Небо. Причем любовь бывает только к прекрасному, любовь к безобразному — не любовь. Любовью называется стремление к чистому бытию, истинной родине души. Поэтому–то Эрот так важен для Платона. Любовь — это путь к миру идей, к этой обители чистой истины. Эрот является той стрелочкой, которая указывает на прекрасное, доброе, истинное, указывает, ведет к ним.

    Душа, находясь на земле, не остается спокойной. Душа хочет чего-то настоящего, душа хочет прекрасного. Наслаждаясь внешним, чувственным, земным, человек оставляет незаполненной пустоту в своей душе, душа чахнет, болеет, душа ищет. Именно сила любви не дает ей быть безмятежной и довольной.

    Человек, добившись всего желаемого в  этом мире, может считать себя счастливым. Но беспокойство остается, и любовь, живущая в душе каждого, напоминает ему, что что-то не так, напоминает ему о том, что есть свет, что есть настоящее счастье. Не видя прекрасного душа страдает, а найдя истину, найдя прекрасное, душа радуется, раны ее начинают затягиваться.

Информация о работе Платон. Идеи Платона о душе