Межличностные и семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:54, лекция

Описание работы

Межличностный конфликт это столкновение в процессе общения и взаимодействия людей. Такие столкновения могут происходить как по горизонтали, так и по вертикали в различных сферах и областях жизнедеятельности человека, как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное, особенно психологическое, восприятие партнера по общению. Понятие межличностного конфликта в сознании отдельных людей и нашего общества очень часто связано с понятиями ссоры, скандала, вражды, войны, отсюда и пути разрешения конфликтных ситуаций обычно ищут с точки зрения «прав или ты, или я» и «прав тот, кто сильнее», то есть насильственными методами.

Содержание работы

1. Сущность и содержание межличностного конфликта.
2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение.
3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения.
4. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

Файлы: 1 файл

_4.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Пятый кризисный  период. Данный период наступает после 18-24 лет совместной жизни. В этот период еще больше усиливается эмоциональная зависимость жены с переживаниями по поводу возможных измен мужа, появляется стремление мужа проявить себя на стороне, «пока еще не поздно». Ребенок все дальше отделяется от семьи и все меньше проводит время в обществе родителей.

Шестой кризисный  период, который связан с уходом (отдалением) из семьи последнего ребенка. Возникают конфликты из-за отсутствия общего дела - воспитания детей. Обычно это самый сложный период для семьи. Множество пар расстаются, когда супругам по сорок лет. Это сложный период и для женщин, и для мужчин. Жизнь практически приходится перекраивать заново, искать в ней новые смыслы. Мужчины увлекаются молодыми женщинами в надежде еще раз пройти цикл от создания семьи до ухода детей, женщины часто уделяют больше внимания карьере. Отношения на этом этапе иногда понимаются как исчерпанные, миссия выполнена. Обычно помогает в этот период сохранить семью начать чему-либо учиться заново, больше веселиться и т.п.

В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. (Слайд 21)

Кризисная семья. Противостояние интересов и потребностей супругов носит острый характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семьи. Супруги занимают непримиримые, и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным союзам можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.

Конфликтная семья. Между супругами имеются постоянные сферы, где их интересы сталкиваются, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Однако брак может сохраняться благодаря другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

Проблемная  семья. Для нее характерно длительное существование трудностей, способных нанести ощутимый удар стабильности брака. Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение нa длительный срок за преступление и ряд других проблем. В таких семьях вероятно обострение взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

Невротическая семья. Здесь основную роль играют не наследственные нарушения в психике супругов, а накопление воздействия психологических трудностей, с которыми встречается семья на своем жизненном пути. У супругов отмечается повышенная тревожность, расстройство сна, эмоции по любому поводу повышенная агрессивность и т.д.

В семейном конфликте  особенно сложно определить объект конфликта. Это обусловлено тем, что такие конфликты часто принимают эмоциональную окраску. Поэтому для установления истинных причин конфликта необходимо убрать из общения эмоции, если, конечно, конфликт не носит чисто эмоциональный характер.

Среди часто встречающихся  причин семейных конфликтов можно выделить такие как (Слайд 22): неудовлетворенная потребность в самоутверждении; эгоизм и завышенная самооценка у одного или у обоих супругов; неумение супругов общаться друг с другом, с родственниками, друзьями и знакомыми, коллегами по работе; сильно развитые материальные амбиции у одного или обоих супругов; нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей или несовпадение взглядов на методы воспитания; различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, отца, матери, главы семьи; непонимание как результат нежелания вести диалог; разные типы темперамента супругов и неумение учитывать тип темперамента; ревность, супружеская неверность или половая холодность одного из супругов; вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия. Это далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Чаще всего причин несколько, и последняя из них - не является основной.

Семейные конфликты  можно классифицировать по следующим  признакам:

по субъектам  конфликтных ситуаций: конфликты между супругами; родителями и их детьми; между родственниками и др.; (Слайд 23)

по сферам проявления: ценностные, сексуальные, позиционные, хозяйственно-экономические, эмоциональные и др.; (Слайд 24)

В ходе разрешения семейных конфликтов его субъекты могут применять  как разрушительные, так и конструктивные стили его урегулирования.

К разрушительным стилям относятся: лицемерие – давать обещания, но не делать никаких попыток их выполнить; отказ принимать борьбу всерьез; бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, попытки выйти из ситуации (лечь спать, отмалчиваться в ответ на упреки или жалобы); выбор псевдоприспособленческой тактики (притвориться, что соглашаешься с точкой зрения партнера ради кратковременного мира, и ради этого же загонять вглубь сомнения, негодования и т.п.); косвенное нападение (например, на кого-то или что-то дорогое для партнера, удар рикошетом); нанесение удара ниже пояса (использование интимных знаний о партнере); цепная реакция: «примешивание» не относящихся к делу вопросов для того, чтобы организовать атаку; «подкоп» (намеренное создание у партнера чувства эмоциональной небезопасности, озабоченности и тревоги); предательство (в трудной для партнера ситуации не встать на его сторону или присоединиться к нападкам на него); попытка объяснить происхождение чувств партнера; преждевременные извинения и др. (Слайд 25)

К конструктивным стилям относятся: планирование «схватки» на специально выделенное время, что бы не втягивать в борьбу окружающих; ясное определение предмета борьбы; определение насколько глубоко каждый из вас прочувствовал свою «схватку» в борьбе, это поможет понять, сколько вы можете уступить; предельная корректность, критикуя партнера, обязательно дополняйте свою критику конструктивными предложениями по улучшению вашего партнера и вас самих; стремитесь полностью выразить свои чувства – как положительные, так и отрицательные, не оставляйте ничего за душой, «на потом»; всегда будьте готовы к новому этапу борьбы – интимная борьба более или менее непрерывна; повторяйте каждый аргумент супруга своими словами, чтобы самому проникнуться его проблемами и чтобы он услышал свои претензии со стороны; определите, как каждый из вас может помочь другому в решении проблемы; постарайтесь оценить борьбу, сравнив новые знания, которые вы из нее вынесли, с ранами, которые она вам нанесла, выигрывает, разумеется, тот, чьи потери существенно меньше новых знаний; обязательно объявляйте перерывы в борьбе и заполняйте их чем-то для себя приятным и др. (Слайд 26)

Наиболее яркими среди  множества советов психологов по разрешению семейных конфликтов можно  назвать следующие: (Слайд 27) заранее несколько отстранитесь от любимого (не заставляйте его идти на конфликт; не высказывайте обидных упреков); попытайтесь начать откровенный разговор;  окажите особые знаки внимания и любви; устройте неожиданный маленький семейный праздник.

Таким образом, взаимное уважение и доброжелательность, взаимопомощь и участие, общие цели и совместная деятельность способствуют формированию единой семейной субкультуры, в которой отдельные «Я» интегрируются в совместное «Мы».

 

4. Особенности конфликтов между родителями и детьми

 

Данная разновидность семейных конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. В природе нет такой семьи, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями. (Слайд 28):

В основе конфликтов между  родителями и детьми, как правило, лежат психологические факторы, оказывающие влияние на взаимодействие родителей и детей. Рассмотрим некоторые из них.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: разногласия членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность действий родителей по отношению к ребенку; опека и запреты во многих сферах жизни детей; повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений и наказаний.

3. Возрастной кризис детей, который представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.

Выделяют следующие  возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет.

4. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций и указаний родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает следующими реакциями (стратегиями): реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Как показывает практика, наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. (Слайд 29) Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);  конфликт  неуважения  прав  на  самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

В этом случае основными направлениями профилактики конфликтов родителей с подрастками могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи  на коллективных началах. Общие  перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

3. Подкрепление словесных требований родителей обстоятельствами воспитательного процесса в отношении ребенка.

4. Интерес родителей к внутреннему миру детей, их проблемам, заботам, интересам, увлечениям и состоянию.

Таким образом, конфликты между родителями и детьми сегодня занимают одно из ведущих положений в семейной конфликтологии.

 

 

 

 

Резюме

 

1. Межличностные конфликты – это конфликты между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Причины таких конфликтов – как социально-психологические, так и личностные, собственно, психологические. К первым относятся: потери и искажения информации в процессе межличностной коммуникации, несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, различия в способах оценки деятельности и личности друг друга, напряженные межличностные отношения, стремление к власти, психологическая несовместимость и др.

2. Ключевую роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние   полной   семейной   неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины.

3. Конфликты между родителями и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

 

Литература

 

Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология: Учебник для  вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

Асп Э. «Введение в социологию» СПб 1998.

Белякова А.М. Вопросы  советского семейного права в судебной практике. М, 1989.

Бюлл. Верхов. Суда РСФСР. 1983.

Информация о работе Межличностные и семейные конфликты