Коррекционная программа «Тревожность»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение методов и форм оказания психологической помощи детям, испытывающим тревожность.
Поставленная цель реализуется посредствам решения следующих задач:
- рассмотреть особенности тревожности;
- рассмотреть работу с родителями тревожного ребенка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие «тревожность», его суть, причины, проявления ……….4
2. Работа с родителями тревожного ребенка ……….……………….7
3. Программа:
3.1. Ориентировочно-диагностический этап………………………9
3.2. Отработка методов работы с тревожными детьми…………...13
3.3. Заключительный этап…………………………………………..21
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

тревожность контрольная работа.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

      Затем происходит смена ролей.

      Обсуждение  Участники отвечают на вопрос: какие  группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания. 

10. Упражнение «Царская семья»

      Второе  направление в работе с тревожными детьми связано с повышением самооценки. Мы рекомендуем провести следующее упражнение.

      Содержание: Участники делятся на 4 подгруппы,  каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет».

      1-я  подгруппа представляет царскую семью;

      2-я  подгруппа - семью всемирно известного ученого;

      3-я  подгруппа - семью «новых русских»;

      4-я  подгруппа - семью кинозвезды.

      Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото».

      Во  время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос: «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость. 

11. Упражнение «Я - Алла Пугачева»

      Третье  направление работы с тревожными детьми — отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Рекомендуем с этой целью провести в группе следующее упражнение.

      Упражнение  проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т. д.).

      Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

      После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.

      Данное  упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения. 

12. Мини-лекция «Работа с родителями тревожного ребенка»

      Как показывает практика, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним повышенные требования, которые ребенок не в состоянии выполнить. И это может быть одной из причин возникновения тревожности, о которой следует говорить с родителями в индивидуальных и групповых беседах.

      Родителям тревожного ребенка следует быть последовательными в своих действиях, поощрениях и наказаниях. Ни в коем случае нельзя допускать семейных разногласий в вопросах воспитания. Не менее важно выработать единодушный подход к ребенку воспитателей и родителей.

      Для снятия излишнего мышечного напряжения родителям тревожных детей рекомендуется чаще использовать тактильный контакт с ребенком: поглаживать его, обнимать и т. д.

      Родители  должны помнить, что тревогу ребенка могут вызывать любые резкие перемены в его жизни: переезды, смена воспитателей, даже перестановка мебели.

      Если  родители не в состоянии помочь ребенку сами, они могут обратиться за помощью к специалистам. В настоящее время существует множество психологических центров, в которых работают тренинговые группы, специалисты по игровой терапии, сказкотерапии. 

13. Практическое задание «Работа с родителями 
тревожного ребенка»

      Участники, работая в подгруппах, составляют список рекомендаций по работе с тревожными детьми для оформления уголка для родителей. Затем проводится совместное обсуждение в группе. 

14. Игра «Щепки на реке» (К. Фопель, часть 3, 1998)

      Цель: Эта игра способствует созданию спокойной, доверительной атмосферы в группе.

      Содержание: участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это - берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. По реке сейчас поплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно.

      Участники игры - «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению щепки, которая сама выбирает путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад... Когда Щепка проплывет весь путь, она становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь...

      Упражнение  можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами (по желанию самих Щепок).

      Обсуждение: Участники делятся своими ощущениями, возникшими у них во время «плавания», описывают, что они чувствовали, когда к ним прикасались ласковые руки, что помогало им обрести спокойствие во время выполнения задания. 

15. Упражнение «Скорая помощь»

      Упражнение  направлено на расширение репертуара эффективных способов взаимодействия взрослых с детьми.

      Группа  делится на две подгруппы, одна из которых составляет список возможных методов взаимодействия с тревожным ребенком в экстремальных ситуациях (когда нежелательные паттерны поведения уже проявились). Составленный список можно назвать «Скорая помощь».

      Вторая  подгруппа получает задание составить список возможных методов работы с тревожным ребенком, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка.

      Если  тренер работает не с педагогами, а с родителями, возможен следующий вариант проведения упражнения.

      Группа  родителей делится на 3—4 подгруппы, в зависимости от проблем. Затем каждая подгруппа составляет список экстренных и профилактических мер, например:

  1. подгруппа составляет список приемов, его способствующих решению проблемы «Что делать, если ребенок дерется с братом, сестрой...»;
  2. подгруппа решает проблему «Если ребенок не хочет идти спать»;
  3. подгруппа обсуждает проблему «Что делать, если ребенок использует бранные слова», «Если ребенок отказывается убирать игрушки» и т. д.

      В этом случае этап работы, предусмотренный в «Психологическом практикуме», не проводится. 

      16. Психологический практикум

      Как правило, педагоги приходят на занятия с конкретными вопросами и ситуациями, которые они хотели бы разрешить. Самый простой способ помощи педагогам в этом случае — работа в группе в форме «Вопрос-ответ». Однако возможны и другие варианты. Например, в первый день работы участники на специально подготовленном стенде записывают самые актуальные для себя вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. В течение всех дней работы каждый участник семинара в свободной форме может подписать под вопросом свое предложение, способ выхода из ситуации.

      В конце каждого дня тренер анализирует собранный материал, выносит на групповое обсуждение проблемы, которые привлекают внимание наибольшего количества коллег или те, которые участники семинара не смогли разрешить. Не менее сорока минут каждой встречи занятия отводится для проведения такого практикума.

      Оформить  стенд можно по-разному: это может быть обычный лист ватмана (не забудьте положить фломастеры рядом с ним!), обычная школьная доска, на которой можно писать мелом. Можно перед началом проведения занятий на стенде закрепить вырезанный из плотного картона контур фигуры тревожного ребенка (с вытянутыми «по швам» руками). Участники наклеивают стакеры с вопросами на контур ребенка. Если ситуация уже разрешена группой, «хозяин» запроса может снять свой стикер. Такая форма работы поможет тренеру ориентироваться в ожиданиях всех участников группы.

      В том случае, если педагоги не готовы к такой работе и не могут сформулировать свои вопросы, тренер может использовать другую форму проведения психологического практикума. Например, участники делятся на две подгруппы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими или взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5—10 минут), предъявляет (рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини-дискуссию, что будет способствовать включению в активную работу всех участников тренинга. 

      3. Заключительный этап

      17. Обратная связь

      Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующие встречи целесообразно проводить процедуру «Обратная связь» в конце каждой встречи.

      Одна  из форм проведения — письменная. Например, каждый участник отвечает на вопросы:

  • чем полезна именно для вас данная встреча;
  • какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;
  • ваши   пожелания   на   другую занятие.

      Другая  форма проведения процедуры «Обратная связь» — устная. Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на те же вопросы в свободной форме устно. Возможно совмещение этих двух форм получения обратной связи на одном занятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. 
    Знаете ли вы своего ученика? М., 1996.
  2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении 
    ребенка. СПб., 1997.
  3. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб., 1999.
  4. Квинн В.. Н. Прикладная психология. СПб., 2000.
  5. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. 1991.
  6. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1977.
  7. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998.
  8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
  9. Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2. Киев, 1992.
  10. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М., 1991.
  11. Лютова Е. К. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000
  12. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина, СПб., 1997.
  13. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 1999.
  14. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  15. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1—3. М., 1998.
  17. Чистякова М. И. Психогимнастика М., 1990.
  18. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981.

Информация о работе Коррекционная программа «Тревожность»