Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:46, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотрение методов и форм оказания психологической помощи детям, испытывающим тревожность.
Поставленная цель реализуется посредствам решения следующих задач:
- рассмотреть особенности тревожности;
- рассмотреть работу с родителями тревожного ребенка.
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие «тревожность», его суть, причины, проявления ……….4
2. Работа с родителями тревожного ребенка ……….……………….7
3. Программа:
3.1. Ориентировочно-диагностический этап………………………9
3.2. Отработка методов работы с тревожными детьми…………...13
3.3. Заключительный этап…………………………………………..21
Список использованной литературы……
Кроме того, для более успешной работы рекомендуется выполнять следующие условия:
План занятия
4. Упражнение «Рисуют дети»
17. Обратная
связь
Ориентировочно-
1.Приветсвие
Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы. Варианты приветствия могут быть следующими:
«Пожелания». Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
«Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т. д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплимент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: « Как я рада Вас видеть!», « Какой замечательный сегодня день!» и др.
Игра «Карусель». Участники, образуя два круга — внешний и внутренний, — встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу тренера (хлопок, звук колокольчика и т. д.) оба круга начинают движение в противоположные стороны.
По
следующему сигналу участники
В процессе группового обсуждения участники делятся полученными впечатлениями, после чего каждый участник может прикрепить к одежде бейдж со своим именем.
«Игра в мяч». Участники стоят в кругу. Ведущий называет имя одного из играющих, бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому участнику, приветствуя его по-своему и называя по имени.
Тренер
по своему усмотрению выбирает любой из
приведенных вариантов приветствия. Каждое
занятие может начинаться либо одним и
тем же приветствием, любо различными
его вариантами.
2. Мини-лекция «Что такое тревожность»
Тренер рассказывает о том, что такое тревожность.
♦
Тревожность — это
Раскрывая
причины возникновения
3. Упражнение «Портрет ребенка»
Группа делится на 3—4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет тревожного ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности некоторых категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны тревожным детям, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.
Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке, нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача тренера состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику и лишь затем выступать в роли эксперта.
После
того, как портрет составлен, основные
характеристики ребенка данной категории
фиксируются на доске или на стенде. К
ним тренер может обращаться по мере необходимости
на протяжении всех встреч.
4.Упражнение «Рисуют дети»
Данное упражнение рекомендуется выполнять для закрепления теоретического материала. Во время небольшого перерыва тренер раскладывает на ковре или на большом столе рисунки детей. Количество рисунков должно превышать количество участников. Входящие в аудиторию выбирают по одному-два рисунка, нарисованным тревожными детьми. Затем все: садятся на свои места, и каждый по очереди (по кругу или по желанию) объясняет, почему он выбрал тот или иной рисунок, в каких деталях, на его взгляд, проявляется тревожность.
Тренерам,
которые не имеют большого опыта
интерпретации рисунков, желательно знать
тех детей, чьи работы выбраны для выполнения
упражнения. После «презентации» рисунка
в обсуждение включаются все желающие
участники, дополняя или оспаривая мнение
друг друга. На завершающем этапе тренер
подтверждает правильные догадки педагогов
и добавляет характерные для рисунков
данной категории детей детали, ускользнувшие
от внимания слушателей.
Отработка методов работы с тревожными детьми
5.Мини-лекция «Как выявить тревожного ребенка»
Одной из отличительных черт тревожных детей является их чрезмерное беспокойство. Причем, иногда они боятся даже не самого события, а его предчувствия. Иногда у ребенка существуют совершенно конкретные страхи: страх темноты, высоты, одиночества и т. д.
Далее ведущий обращает внимание участников группы на то, что тревожные дети требовательны к себе, часто имеют заниженную самооценку.
Затем ведущий знакомит участников группы с критериями определения тревожности у ребенка, разработанными американскими психологами.
Ребенок | Да | Нет |
испытывает постоянное беспокойство | ||
испытывает трудности (иногда невозможность) концентрации внимания на чем-либо | ||
испытывает мускульное напряжение, (например, в области лица, шеи) | ||
раздражителен | ||
имеет нарушения сна |
Чтобы было основание предположить, что ребенок, за которым вы наблюдаете, тревожен, необходимо, чтобы хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявлялся в его поведении.
Кроме этого можно использовать анкету на выявление тревожности, которая заимствована из пособия «Практическая психология для воспитателя».
Ребенок | Да | Нет |
1. Не может долго работать не уставая | ||
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то | ||
3.
Любое задание вызывает |
||
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован | ||
5. Смущается чаще других | ||
6. Часто говорит о возможных неприятностях | ||
7.
Как правило, краснеет в |
||
8. Жалуется, что снятся страшные сны | ||
9. Руки обычно холодные и влажные | ||
10. Нередко бывает расстройство стула | ||
11. Сильно потеет, когда волнуется | ||
12. Не обладает хорошим аппетитом | ||
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом | ||
14. Пуглив, многое вызывает у него страх | ||
15.
Обычно беспокоен, легко |
||
16. Часто не может сдержать слезы | ||
17. Плохо переносит ожидание | ||
18. Не любит браться за новое дело | ||
19. Не уверен в себе, в своих силах | ||
20.
Боится сталкиваться с |
Суммируйте количество ответов «да», чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность – 15-20 баллов. Средняя – 7-14 баллов. Низкая – 1-6 баллов.
6. Игра «Кенгуру»
Цель: Отработать навык взаимодействия с партнером, способствовать сплочению группы.
Содержание: Участники делятся на пары. Один из них - кенгуру - стоит, другой - кенгуренок - сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участника берутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройти до противоположной стены, до ведущего, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т. д.
Обсуждение: На следующем этапе игры участники могут поменяться ролями, а затем — партнерами.
Участники игры в кругу делятся впечатлениями, ощущениями, возникшими у них при выполнении различных ролей.
Затем
они обсуждают области
7. Мини-лекция «Как помочь тревожному ребенку»
Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:
Состояние тревоги, как правило, сопровождается повышенным мышечным напряжением в области лица, шеи, рук, живота и т. д. Поэтому при работе с тревожным ребенком особенно эффективными являются упражнения на релаксацию мышц (одно из направлений работы с тревожными детьми).
8. Практическое задание «Как играть с тревожными детьми»
Участники
делятся на подгруппы, каждая из которых
в течение 5 минут выполняет практическое
задание и составляет список игр (желательно
из своей практики), наиболее эффективных
при работе с тревожными детьми. По окончании
работы проводится групповое обсуждение,
в процессе которого вырабатываются основные
принципы в подборе игр и составляется
общий список (его можно применять в дальнейшей
практической работе).
9. Упражнение на релаксацию
Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго — отгадать «написанное» («нарисованное»).