Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 21:44, контрольная работа
Между правом и нравственностью могут быть и противоречия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о порождающих их причинах решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, формальной определенностью правовых норм. Противоречия эти устранимы.
1. ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ МОРАЛЬНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ………………………………………………………………..3
2. КРАТКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ…………………………………………………………………6
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………14
Для развития судебной психологии большое значение имел Первый Всесоюзный съезд по изучению психологии, на котором была создана специальная секция по судебной психологии. Съезд принял решение развивать три направления судебной психологии: криминальную, рассматривающую психологию преступления и личности преступника; пенитенциарную, исследующую поведение лиц, отбывающих уголовное наказание, а также лиц, осуществляющих исправительную деятельность; и процессуальную, занимающуюся изучением деятельности участников уголовного судопроизводства на разных его стадиях.
К началу 1930-х гг., по утверждению А.В. Петровского, судебная психология в нашей стране представляла собой «авторитетную и обширную область науки, имеющую предметом изучения психологические предпосылки преступления, быт и психологию различных групп преступников, психологию свидетельских показаний и судебно-психологическую экспертизу, психологию заключенного (тюремная психология) и т.д.»[9].
(Однако из-за резкой критики общей психологии (некритическое заимствование многих положений из работ западных авторов, ошибки в методологии науки и т.д.) исследования в области судебной психологии практически прекратились, работы кабинетов и институтов по изучению преступника и преступности сворачивались. Правовая психология на долгие годы была забыта, о ней упоминалось только в учебниках и монографиях.
Возрождение судебной психологии началось в 1960-х гг., когда ее стали преподавать во всех юридических вузах. В 1971 г. состоялась Первая всесоюзная конференция по судебной психологии, а в июне того же года в Тбилиси на Четвертом всесоюзном съезде психологов работала ее отдельная секция. В 1975 г. в Свердловском и Саратовском юридических институтах были организованы кафедры правовой психологии.
В то время начались и продолжаются до сих пор многочисленные исследования проблем использования общей психологии в сфере юриспруденции (А.Р. Ратинов, А.В. Дулов, В.Л. Васильев), психологии предварительного следствия и судебного разбирательства (В.Ф. Глазырин, Н.И. Порубов, Д.П. Котов), исправительно-трудовой психологии (А.Д. Глоточкин, В.Ф. Пирожков, А.Г. Ковалев), судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы (М.М. Коченов, М.М. Костицкий, И.Н. Сорокотягин). Большое внимание уделяется исследованию проблем повышения производительности труда работников правоохранительных органов, их профессиональной пригодности, профориентации.
В настоящее время в области юридической психологии выделяются следующие основные направления научно-практических исследований: методологическое (изучение предмета, методов, задач, структуры, истории и др.); теоретическое (психология норм права, правопонимания, правоприменения, криминальная, пенитенциарная и др.); практическое (изучение следственной, судебной, прокурорской и других видов деятельности юристов); изучение труда юристов (профотбор, подготовка в вузе, профессиональная пригодность и др.); психологическая помощь (ее оказание после перенесенных нервно-психических перегрузок: задержания вооруженного преступника, пребывания в «горячей точке» и т.д.).
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологическая
структура судебной
1) познавательной, 2) конструктивной и 3) воспитательной деятельности суда. Однако если на предварительном следствии основной является познавательная деятельность, то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу - это его основная и исключительная функция.
Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации, изложение психологической структуры в суде целесообразно также начать с рассмотрения особенностей познавательной деятельности. Основная цель ее в суде - это накопление необходимой информации для осуществления конструктивной деятельности - вынесения приговора.
Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего заключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате завершения расследования. Предварительное следствие берет на себя всю поисковую часть познавательной деятельности, производит отбор и систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом обстоятельств дела.
Вся необходимая
информация уже предварительно
собрана, упорядочена и
То же самое
следует сказать и о поисковом
элементе познавательной деятел
Особенность
познавательной деятельности
Краткость
времени восприятия информации
в суде приводит к
В ходе
судебного заседания процесс
познания включает в себя и
сравнительное исследование
Следует отметить, что сложность познания в суде обуславливается и тем обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо воспринимать факты и источники, доказанные на следствии, получать новые факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей основной конструктивной деятельности - вынесению приговора. Эта мыслительная деятельность постоянно еще усложняется необходимостью принятия частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове дополнительных свидетелей, истребовании документов, проведении экспертиз и т. п.
Многообразие
психических отношений, их острота
приводят в заседании суда
по рассмотрению уголовного
Такая особенность
судопроизводства всегда
Познавательную
деятельность в уголовном
субъективных прав воспринимает, объясняет, анализирует события, факты по-разному. В познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их значимости и т. д. Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в свою очередь создает условия для познания фактов судом в судебном заседании во всех возможных противоречиях. Результаты познавательной деятельности находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении всех вопросов по уголовному делу.
Сущность конструктивной деятельности в суде - это вынесение приговора по рассматриваемому уголовному делу. Все остальные виды деятельности подчинены этой задаче.
К специальным
условиям конструктивной
Вынесение приговора
Обеспечение невмешательства в его принятии.
Законодательное
Требование непрерывности рассмотрения уголовного дела.
Специфическая особенность деятельности суда состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при вынесении приговора. Суду необходимо завершить свою конструктивную деятельность определением меры наказания виновному, а также решением вопросов, связанных с порядком отбытия наказания.
Конструктивной
деятельности суда подчиняются
все остальные компоненты его
деятельности. Познавательная, коммуникативная,
организаторская деятельность
В некоторых
случаях суду приходится
Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятельность - это не только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному делу, но и обеспечение реальности исполнения вынесенного приговора по делу.
Хочется сказать
и о воспитательном