Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 05:33, контрольная работа

Описание работы

Приведите несколько определений личности (не менее 7) разных авторов (зарубежных, отечественных), сравните определения. Сформулируйте собственное определение личности.
«Понятие «личность» в обычном словоупотреблении столь расплывчатое и с таким трудом поддающееся определению слово, что едва ли найдутся двое, которые вкладывают в него один и тот же смысл». (К. Г. Юнг).
Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».
Личность – это динамическая организация в человеке тех психических и физиологических систем, которые определяют его мышление и поведение (Гордона Олпорта) [12].

Содержание работы

Задание 1 3
Задание 2 5
Задание 3 10
Задание 4 14
Задание 5 17
Задание 6 20
Задание 7 20
Задание 8 22
Задание 9 23
Использованная литература 26

Файлы: 1 файл

поисковая работа.docx

— 62.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

 

Перечислите факторы, обуславливающие  особенности развития личности в  ортогенезе.

Развитие человека - это  процесс становления и формирования его личности под влиянием внешних  и внутренних, управляемых и неуправляемых  факторов. Развитие - это, прежде всего, качественные изменения в организме  и психике человека. Эти изменения  происходят в условиях определенной домашней и социальной среды, воздействия  окружающих его людей.

В процессе развития человек  вовлекается в различные виды деятельности, проявляя внутренне присущую ему активность в игре, труде, учении. Эта деятельность обогащает его  жизненный опыт, сталкивает с различными людьми, общение с которыми также  способствует его развитию, приобретению опыта социальных контактов.

Движущими силами развития человека являются противоречия между  возникающими под влиянием объективных  факторов потребностями человека, начиная  от простых физических, материальных потребностей и кончая высшими духовными, и средствами и возможностями  их удовлетворения. Эти потребности создают мотивы того или иного вида деятельности, направленной на их удовлетворение, побуждают к общению с людьми, к поиску средств и источников для удовлетворения своих потребностей.

В процессе развития человека и установления многочисленных контактов  происходит и формирование его личности, отражающей социальную сторону его  развития, его общественную сущность [14, с.322].

На формирование личности большую роль играет наследственность.

Под наследственностью понимается передача от родителей к детям  определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы  в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма. Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования. К наследственным свойствам организма относятся  анатомо-физиологическая структура и такие особенности человеческого организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т. е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду[14, с.322].

Значительный теоретический  интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному  виду, а вернее, к области деятельности (искусству, конструированию, математике и т. п.).

Роль среды в формировании личности.

Под средой в педагогике понимается вся окружающая  действительность, в условиях которой происходит развитие человека, формирование его личности.

Для  развития человеку необходимо человеческое общество, социальное окружение. Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека [14, с.322].

Когда говорят о влиянии  среды, то имеют в виду, прежде всего, среду социальную, географическую, большое значение придается домашней среде. В понятие «социальная  среда» входят материальные условия  жизни общества, социальный и государственный  строй, система производственных и  общественных отношений и определяемый ими характер протекания социальных процессов и функционирования различных  учреждений, создаваемых обществом.

Роль воспитания в формировании личности человека. Воспитание с точки  зрения воздействия на развитие и  формирование личности человека всегда целенаправленно. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни  и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое  будет соответствовать нормам и  правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает  формирования индивидуальных черт и  качеств личности, развитие которых  обусловлено как индивидуальными  задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание - это очень  важный фактор, оказывающий большое  влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его  воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды  и наследственности бывает неодинаковым [14]. 
 

 

Задание 4

 

Раскройте подходы к изучению личности в виде таблицы.

Таблица 1

Различные подходы к изучению личности [5].

 

Название теории

Авторы теории личности

Понятие личности

Структура личности

Психоанализ

Основатель З. Фрейд.

Личность есть система сексуальных  и агрессивных мотивов, с одной  стороны, и защитных механизмов - с  другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное  соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.

Главный источник развития личности - врожденные биологические факторы  – инстинкты, а точнее, - общая  биологическая энергия «либидо» («желания»).

Элементами личности также являются Я (Эго - Ego – сознание) и Супер-Я (Супер-Эго - SuperEgo – система ценностей и норм).

Индивидуальная психология

Альфред Адлер

Личность  – это сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством свободы  выбора, смысла жизни и стремления к самореализации.

Утверждал, что человек рождается  с «социальным интересом», определяющим его взаимодействие с другими  людьми и способы достижения цели жизни. Именно цели, а не инстинкты объясняют повседневное поведение человека.

Аналитическая теория

К. Юнг.

Личность - это совокупность врожденных и  реализованных архетипов (наследственно передающихся первичных идей).

Структура личности определяется как  индивидуальное своеобразие соотношения  отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного  и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Гуманистическая концепция личности

К. Роджерс

Личность рассматривается как некое психологическое образование, возникающее в процессе жизнедеятельности человека в обществе, как продукт развития человеческого опыта, усвоения общественных форм поведения.

Структура личности - это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального  Я», а также индивидуальный уровень  развития потребностей в самоактуализации.

Самоактуализационная

теория личности

А. Маслоу

В качестве модели личности предлагается ответственный человек, свободно делающий свой жизненный выбор.

В концепции личности Маслоу особое место занимает понимание им структуры потребностей человека. Фундаментальными потребностями согласно данной теории являются: физиологические (пища, вода, сон и др.

Экзистенциальная теория личности

Бинсвангер, Босс, Мэй, ван Каам, Бьюдженталь

Уникальное человеческое переживание  – таким образом, модель личности отсутствует.

Человек по своей природе не что  иное, как то, чем он делает себя сам. Основная его задача - наполнять смыслом этот абсурдный мир. Он живёт не в объективной, а в субъективной реальности «здесь-и-сейчас» переживая мир в личный опыт.


 

Задание 5

 

Найдите определения направленности советских авторов, назовите отличие  направленности от мотивации. Перечислите  виды направленности.

В отечественной психологии существуют различные подходы к  исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей  характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого  понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).

Чаще всего в научной  литературе под направленностью  понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена  и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. 

 Тем не менее, все  авторы видят в направленности  ту или иную совокупность устойчивых  мотивов, ориентирующих деятельность  личности и относительно независимых  от наличной ситуации.

По Рубинштейну [20, с.190], в  направленность входят: влечение (психическое  состояние, выражающее неосознанную потребность), желание (осознанная потребность и  влечение к чему-либо вполне определенному), стремление (побуждение к деятельности, в структуру входит волевой компонент), склонность (направленность на определенную деятельность, включает волевой компонент), интерес (проявление познавательной потребности), идеал (образ, который служит образцом), мировоззрение (система взглядов человека на объективный мир, на его место в мире), убеждение (высшая форма Н, система мотивов личности, побуждающих его поступать в соответствии со своими взглядами, мировоззрением. В основе лежат осознанные потребности, формирующие мотивацию к деятельности). Эти формы направленности личности являются и мотивами ее деятельности.

По Леонтьеву направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. По Леонтьеву мотивы могут  быть осознаваемы и неосознаваемы. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Мотивы формируются из потребностей человека. Потребность – это состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности и в материальных объектах (биологические, социальные, познавательные). Основная характеристика потребности – ее предметное содержание. Побуждающим к деятельности фактором является цель. Цель – осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлены действия. Различают цель деятельности (частные цели) и жизненную цель (выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей; выражает концепцию будущего). Направленность личности всегда социально обусловлена (культурой) и формируется в процесс воспитания. А. Н. Леонтьев говорит о том, что «одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл: мы будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ним, выполняя роль побудительных факторов, (положительных или отрицательных) - порой остроэмоциональных, аффективных - лишены смыслообразующей функции: мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами» [8, с.64].

К. К. Платонов определяет направленность личности как один из компонентов  структуры личности, который включает в себя несколько связанных иерархией  форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. Далее К. К. Платонов подчеркивает весьма важную мысль о том, что «в направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность» [5].

Мотивация - это и характеристика процесса, который стимулирует и  поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Обычно мотивация  рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность. Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под  влиянием определённой ситуации, а  активизация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к  изменению восприятия субъектом  ситуации. Внимание становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.  
   В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная  и профессиональная.

     Личная направленность  – создается преобладанием мотивов  собственного

благополучия, стремлением  к личному первенству, престижу.

     Деловая направленность  – отражает преобладание мотивов  порождаемых самойдеятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями [9, с.142].

 

 

 

  

 

 

 

Задание 6

 

Изобразите в виде схемы  структуру характера и выделите соответствующие группы черт, выражающие отношение личности к различным  сторонам действительности. Перечислите  приёмы и методы формулирования характера.

Характер -  подструктура личности, которая образуется индивидуально  своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и  обуславливает типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько  групп, которые отражают отношение  человека к разным сторонам жизни. В  каждую группу входят позитивные и  негативные качества (См табл. 2) [9].

Таблица 2

Черты характера человека

 

Выражающие отношение к коллективу

Выражающие отношение к деятельности

Выражающие отношение к собственности

Выражающие отношение к самому себе

Дружелюбие

Враждебность

Взаимопомощь

Вежливость

Великодушие

Трудолюбие

Лень

Инициативность

Ответственность

Беспечность

Бережливость

Расточительность

Аккуратность

Практичность

Самокритичность

Себялюбие

Горячность

Грубость

Хладнокровие

 


 

 

 

Задание 7

 

Составьте схему способностей и задатков личности, отразив в  ней их связь и факторы, от которых  они зависят.

Е. П. Ильин [17, с.640]. соотношение задатков и способностей предлагает представлять следующим образом: «Способность - это функция, обвитая различными для каждого индивида задатками, которые и придают своеобразную окраску проявлениям функции. Если убрать стержень - функцию, то останутся задатки, которым не через что будет проявлять себя, т. е. способность исчезнет. То же произойдет, если убрать задатки: все люди станут одинаково способными и понятие потеряет смысл» (См. рис. 2).

Соотношение понятий: способность, задатки

 

Рис.1 Схема соотношения  задатков и способностей (по Е. П. Ильину)

 

 

Задание 8

 

Раскройте понятия: самосознание, я - концепция, образ  - самооценка. Назовите факторы, влияющие на формирование самооценки.

Самосознание - это сложная  психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок [22, с.187].

Самосознание - это осознание  и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни (А.Г.Спиркин).

Самосознание - конституирующий  признак личности, формирующийся  вместе со становлением последней [2, с.94]. 

А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности», расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа» [8, с.22].

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"