Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:02, контрольная работа
1. Педагогическая деятельность тренера ( учителя) ФК. Структура педагогической деятельности. Постановка це-лей и задач воспитания в проведении занятий ФКиС.
Педагогическая деятельность – это деятельность передачи накопленных человеком культуры и опыта, который создаёт условия для личностного развития и социального опыта. Пед. деятельность и её содержание зависит от целей, задач и строится на основе общих психологических закономерностей.
Психологическая структура тактической подготовки спортсмена состоит из специальных знаний, умений, навыков, тактических способностей и тактического мышления.
Тактические знания представляют собой совокупность понятий и представлений о тактических действиях в избранном виде спорта.
Тактические умения — это такая форма проявления сознания спортсмена, в которой отражаются фактические действия, формируемые и совершаемые на основе приобретенных тактических знаний. Тактические навыки — это заученные приемы, комбинации индивидуальных и коллективных тактических действий. Тактические навыки в спорте имеют свои психологические особенности. Они очень быстротечны и вариативны. Тактические способности — это психологические особенности и качества спортсмена в сфере перцепции, интеллекта, психомоторики, которые являются условием успешного выполнения тактических действий, становления высокого уровня тактического мастерства. К числу таких способностей можно отнести:
— перцептивные, обеспечивающие восприятие информации (спортивной ситуации): объект поля зрения, глубинное зрение, быстрота и точность восприятия изменения ситуации («чувство пространства», «чувство времени») и др.;
— интеллектуальные, способствующие оценке ситуации и принятию решения: быстрота и гибкость мышления, точность оперативной памяти, творческое воображение и др.;
— психомоторные, способствующие осуществлению тактических действий: точность сенсомоторной координации, быстрота реакции и движений, дифференцировка мышечно-двигательной чувствительности и др.
Тактическое мышление — это мышление спортсмена, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях спортивного состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.
Тактическое мышление спортсмена имеет ряд особенностей.
Наглядно-образный характер мышления. Мышление спортсмена при решении тактических задач в процессе спортивных действий основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Действенный характер мышления. Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Спортсмен мыслит в процессе активной деятельности, немедленно реализуя принятые решения в действиях, нередко находя правильные решения не путем предварительного продумывания, а в самом действии.
Ситуативный характер мышления. Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций соревновательной борьбы и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно вследствие необратимости и быстротечности ситуаций.
Быстрота мышления обусловлена жестким лимитом времени выполнения тактических действий. Гибкость мышления — это умение перестраивать намеченный план тактических действий, если он не удовлетворяет условиям спортивной борьбы, подмечать изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение. Целеустремленность мышления означает умение концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых тактических решений. Самостоятельность мышления проявляется в умении решать тактические задачи своими силами, самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию. Самостоятельность мышления свидетельствует о способности взять на себя ответственность за принятое решение, проявляя при этом изобретательность и творчество.
Глубина мышления — один из важнейших признаков тактической грамотности спортсмена. Глубина тактического мышления проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях. Широта мышления заключается в умении постоянно держать под своим контролем большое число связей, отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом спортсмен, принимая решения и реализуя их в тактических действиях, опирается не только на широкий круг данных конкретной ситуации, но и использует данные своего опыта и других источников.
Критичность мышления — это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задачи. Критический подход к любой информации о противнике и его действиях — это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий.
Интуиция — это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса. Во время соревнования опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание, т. е. выражение в словесной форме, наступает уже после совершения действия. В таких случаях говорят, что оно было выполнено интуитивно.
Планирование и реализация тактических действий спортсмена во многом определяется процессами антиципации, т. е. предвидения, предвосхищения. У представителей спортивных игр, единоборств предвидение действий соперника основывается не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, т. е. действия с опережающим ответом на начало действий или движений соперника.
Антиципирующие реакции
как опережающее отражение
Антиципация характерна
не только для индивидуальных, но и
для групповых тактических
13. Психологические
особенности спортивной
Термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» отражает наиболее прикладную сторону современной психологии спорта. Как и любая другая, спортивная деятельность требует соответствующего обеспечения: материального, технического, медицинского, психологического и т. п. Развитие и совершенствование нервно-психических механизмов регуляции и составляет суть психологического обеспечения спортивной деятельности. Психологическое обеспечение спортивной деятельности — это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.
Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, является уровень психического напряжения. Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является эмоционально-волевая регуляция. Эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого спортивного результата либо при сильных переживаниях, например под влиянием страха. Волевая регуляция — факторы сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на повышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимости преодоления самого себя ради достижения цели.
Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях, но имеет разную направленность. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению добавляется психическое напряжение, определяемое целью достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании— результативным. мотивация.
Высокие и продолжительные напряжения, особенно в условиях монотонных тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на спортсмена. Однако если напряжение чрезмерно высоко, продолжительно и сопровождается страхом перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивацией, неуверенностью в себе и т. п., оно перерастает в психическую напряженность, которая рассматривается уже как фактор отрицательный, поскольку связана с дисгармонией функций, избыточным и неоправданным расходом энергии, в первую очередь нервной.
Выделяют три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.
Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.
Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.
Нервозность. На этой стадии психическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостью настроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительностью, возникновением неприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.).
Порочная стеничность. Ее признаки: нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание
неприятностей.
Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат.
Особое место в
Основными причинами, влияющими на динамику предсоревновательных психических состояний, являются следующие:
1. Значимость соревнований. Она определяется в первую очередь соотношением цели и уровня подготовленности спортсмена..
2. Состав участников соревнований. Этот фактор тесно связан с первым: наличие сильных соперников повышает значимость соревнований. Это предъявляет высокие требования к наличию или отсутствию информации о противниках.
3. Организация соревнований. Торжественное открытие, предсоревновательные ритуалы, регламент соревнований, своевременность стартов, объективность судейства, грамотность секундирования, поведение и количество зрителей могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на динамику предсоревновательных состояний, что определяется опытом и индивидуальными особенностями спортсменов.
4. Поведение окружающих спортсмена людей . Случайно брошенное непродуманное слово, раздражительный ответ, отчетливо проявляемое волнение, суетливость, избыточная и несвоевременная мотивация, колкие, едкие замечания.
5. И н д ив и ду а л ь н о - психо л о г и ч е с к и е особенности спортсмена. Речь идет главным образом о тех особенностях, которые определяются основными свойствами нервной системы и личности. Они создают неповторимость проявлений состояний спортсмена перед стартом, позволяют сформировать свой индивидуальный стиль деятельности и регуляции действий и переживаний.
6. Особенности вида спорта и соревновательного упражнения. Предстартовое состояние спринтера и стайера, гимнаста и пловца, метателя и бегуна определяется необходимой степенью мобилизации, числом стартов в день, возможностью начинать упражнение самостоятельно или по сигналу стартера и пр.
7. Степень овладения способами саморегуляции. Умелое и своевременное использование способов саморегуляции может нивелировать многие из факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на предстартовое состояние спортсмена.
8. Психологический климат в коллективе. Характер и особенности взаимоотношений членов коллектива, взаимная поддержка, уверенность спортсмена в том, что в трудный момент он получит хороший совет и помощь.
14. Мотивация соревновательной деятельности. Методики выявления мотиваций занятием ФКиС.
Мотивация СД – это совокупность мотивов, в которой спортсмен соотносит свои потребности и возможности с предметом СД. Мотивы занятием спортом условно делят на общую и конкретную (обусловленные одним видом спорта). Мотивы, направленные на процесс деятельности и на результат.