Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

1. Педагогическая деятельность тренера ( учителя) ФК. Структура педагогической деятельности. Постановка це-лей и задач воспитания в проведении занятий ФКиС.
Педагогическая деятельность – это деятельность передачи накопленных человеком культуры и опыта, который создаёт условия для личностного развития и социального опыта. Пед. деятельность и её содержание зависит от целей, задач и строится на основе общих психологических закономерностей.

Файлы: 1 файл

ГОСЫ психология.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

Психологическая структура тактической подготовки спортсмена состоит из специальных знаний, умений, навыков, тактических способностей и тактического мышления.

Тактические знания представляют собой совокупность понятий и представлений о тактических действиях в избранном виде спорта.

Тактические умения — это такая форма проявления сознания спортсмена, в которой отражаются фактические действия, формируемые и совершаемые на основе приобретенных тактических знаний. Тактические навыки — это заученные приемы, комбинации индивидуальных и коллективных тактических действий. Тактические навыки в спорте имеют свои психологические особенности. Они очень быстротечны и вариативны. Тактические способности — это психологические особенности и качества спортсмена в сфере перцепции, интеллекта, психомоторики, которые являются условием успешного выполнения тактических действий, становления высокого уровня тактического мастерства. К числу таких способностей можно отнести:

—  перцептивные,    обеспечивающие    восприятие    информации (спортивной   ситуации):   объект поля зрения, глубинное зрение, быстрота   и   точность   восприятия изменения ситуации  («чувство пространства», «чувство времени») и др.;

—  интеллектуальные, способствующие оценке ситуации и принятию решения: быстрота и гибкость мышления, точность оперативной памяти, творческое воображение и др.;

—  психомоторные,    способствующие   осуществлению   тактических   действий:   точность  сенсомоторной  координации,  быстрота реакции   и   движений,   дифференцировка   мышечно-двигательной чувствительности и др.

 Тактическое мышление — это мышление спортсмена, совершающееся в процессе спортивной деятельности в экстремальных условиях спортивного состязания и непосредственно направленное на решение конкретных тактических задач.

Тактическое   мышление   спортсмена   имеет  ряд особенностей.

Наглядно-образный характер мышления. Мышление спортсмена при решении тактических задач в процессе спортивных действий основано на наглядных чувственных образах и явлениях. Действенный характер мышления. Мышление спортсмена включено в его деятельность, протекает неотрывно от его моторных действий. Спортсмен мыслит в процессе активной деятельности, немедленно реализуя принятые решения в действиях, нередко находя правильные решения не путем предварительного продумывания, а в самом действии.

Ситуативный характер мышления. Мышление спортсмена протекает на фоне постоянно меняющихся ситуаций соревновательной борьбы и требует принятия только адекватных решений, ибо неверное решение исправить уже невозможно вследствие необратимости и быстротечности ситуаций.

Быстрота  мышления обусловлена жестким лимитом времени выполнения тактических действий. Гибкость мышления — это умение перестраивать намеченный план тактических действий, если он не удовлетворяет условиям спортивной борьбы, подмечать изменения в сложившейся обстановке, вносить поправки в принятое решение. Целеустремленность мышления означает умение концентрироваться, не отвлекаясь и не прекращая поиски новых тактических решений. Самостоятельность мышления проявляется в умении решать тактические задачи своими силами, самостоятельно принимать решения и действовать в соответствии со сложившимися обстоятельствами, не поддаваясь постороннему влиянию. Самостоятельность мышления свидетельствует о способности взять на себя ответственность за принятое решение, проявляя при этом изобретательность и творчество.

Глубина мышления — один из важнейших признаков тактической грамотности спортсмена. Глубина тактического мышления проявляется в умении выделять главное, существенное в тактических действиях. Широта мышления заключается в умении постоянно держать под своим контролем большое число связей, отношений, влияющих на ход тактических действий. При этом спортсмен, принимая решения и реализуя их в тактических действиях, опирается не только на широкий круг данных конкретной ситуации, но и использует данные своего опыта и других источников.

Критичность мышления — это одно из проявлений мыслительной деятельности, без которого невозможно творческое решение задачи. Критический подход к любой информации о противнике и его действиях — это всесторонняя проверка на прочность различных вариантов собственных тактических действий.

Интуиция — это протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса. Во время соревнования опытные спортсмены нередко решают тактические задачи и выполняют действия мгновенно и правильно без достаточно ясного их осознания. Осмысливание, т. е. выражение в словесной форме, наступает уже после совершения действия. В таких случаях говорят, что оно было выполнено интуитивно.

Планирование и реализация тактических действий спортсмена во многом определяется процессами антиципации, т. е. предвидения, предвосхищения. У представителей спортивных игр,   единоборств   предвидение действий соперника основывается не только на вероятностном прогнозировании, но и на упреждающих действиях непосредственно в ходе спортивной борьбы. При этом особое место занимают антиципирующие реакции, т. е. действия с опережающим ответом на начало действий или движений соперника.

Антиципирующие реакции  как опережающее отражение действительности возможны лишь на основе совокупности психических процессов. В одних случаях они осуществляются на основе восприятия движущихся объектов (например, летящего мяча, движущихся игроков и т. д.), в других — на основе памяти, мышления, воображения (например, при прохождении трассы в слаломе, ведении поединка в фехтовании, боксе, борьбе с неизвестными соперниками).

Антиципация характерна не только для индивидуальных, но и  для групповых тактических действий, в которых антиципирующий эффект возможен на основе накопления специальных знаний, формирования тактического мышления, а также на основе определенной информации (сигнализации) — речи, жестов, поз.

 

13. Психологические  особенности спортивной деятельности. Психологическое напряжение и перенапряжение в тренировочном процессе. Предсоревновательные и психические состояния. Причины диманики предсоревновательных психических напряжений. Классификация экстремальных ситуаций соревноватеьного характера (предстартовая, стартовая лихорадка и др)

   Термин «психологическое обеспечение спортивной деятельности» отражает наиболее прикладную сторону современной психологии спорта. Как и любая другая, спортивная деятельность требует соответствующего обеспечения: материального, технического, медицинского, психологического и т. п. Развитие и совершенствование нервно-психических механизмов регуляции и составляет суть психологического обеспечения спортивной деятельности. Психологическое   обеспечение  спортивной  деятельности — это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

Одним из факторов, обеспечивающих результативность тренировочного процесса, является уровень психического напряжения. Механизмы активизации сложны, но принципиальной основой их является эмоционально-волевая регуляция. Эмоциональная регуляция деятельности обнаруживается при большом желании достичь высокого спортивного результата либо при сильных переживаниях, например под влиянием страха. Волевая регуляция — факторы сознательного напряжения всех физических и духовных сил, направленных на повышение результативности деятельности. В основе волевой регуляции лежит не только желание, но и долженствование, глубокое понимание необходимости преодоления самого себя ради достижения цели.

Психическое напряжение, сопровождая любую продуктивную деятельность, возникает как в тренировке, так и в соревнованиях, но имеет разную направленность. Напряжение в тренировке связано главным образом с процессом деятельности, с необходимостью выполнять все более возрастающую физическую нагрузку. В экстремальных условиях соревнований к этому напряжению добавляется   психическое   напряжение, определяемое целью   достижения определенного результата. Условно напряжение в тренировке называют процессуальным, а в соревновании— результативным. мотивация.

Высокие и продолжительные  напряжения, особенно в условиях монотонных тренировочных занятий, могут оказать негативное влияние на спортсмена. Однако если напряжение чрезмерно высоко, продолжительно и сопровождается страхом перед нагрузкой, плохими взаимоотношениями с окружающими, недостаточной мотивацией, неуверенностью в себе и т. п., оно перерастает в психическую напряженность, которая рассматривается уже как фактор отрицательный, поскольку связана с дисгармонией функций, избыточным и неоправданным расходом энергии, в первую очередь нервной.

Выделяют три стадии психического перенапряжения: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

Нервозность. На этой стадии психическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостью настроения, внутренней (сдерживаемой) раздражительностью, возникновением неприятных ощущений (мышечных, интероцептивных и др.).

Порочная стеничность. Ее признаки: нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная   возбудимость, беспокойство, напряженное ожидание

неприятностей.

Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат.

Особое место в психологической  подготовке спортсмена отводится к предстартовым состояниям. Предстартовое состояние – это сложное многогранное психическое явление сочетающая в себе волевую, эмоциональную, интеллктуальную деятельность как единую структуру поведения спортсмена. Выделяют 5 видов ПС: 1) Предстартовая лихорадка: характеризуется чрезмерным уровнем нервно психическим напряжением, резко выражены вегетативные сдвиги, учещения пульса, дыхания, повышенная потливость,, повышенное АД.Психич. синдром: чрезмерное волнение, тревога, неустойчивость в настроении, беспричинная ситуативность, рассеянность, расслабление памяти, снижение быстроты восприятия. 2) Предстартовая апатия Физиологич: низкий уровень нервно психического напряжения, это связано с действием охранит. Торможением, незначительные сдвиги вегетативных функций. Психич.синдром: бедность эмоции, безразличие к сопернику, снижение значимости и актуальности мотивов, нет желания и стремления выступать. 3) Самоуспокоенность равнодушие, бедность эмоциональных реакций, отсутствие стимулов для волевых проявлений. 4) Боевая готовность оптимальный уровень нервно психического напряжения, пульс учащен, баланс процесса возбуждения и торможения Психич.синдром   напряженное ожидание старта, нарастание нетерпение, полная мобилизация прежняя уверенность в своих силах, высокая мотивация. 5) Состояние спокойного ожидания уверенность в своих силах, разумно управлять своими действиями, высокая по мере устойчивость.

Основными причинами, влияющими на динамику предсоревновательных психических состояний, являются следующие:

1. Значимость  соревнований. Она определяется в первую очередь соотношением цели и уровня подготовленности спортсмена..

2. Состав участников  соревнований. Этот фактор тесно связан с первым: наличие сильных соперников повышает значимость соревнований. Это предъявляет высокие требования к наличию или отсутствию информации о противниках.

3.  Организация  соревнований.  Торжественное открытие, предсоревновательные ритуалы, регламент соревнований, своевременность   стартов,   объективность   судейства,  грамотность секундирования, поведение и количество зрителей могут оказать как положительное, так и отрицательное влияние на динамику предсоревновательных   состояний,   что   определяется опытом  и индивидуальными особенностями спортсменов.

4.  Поведение    окружающих    спортсмена   людей .   Случайно брошенное непродуманное слово, раздражительный ответ, отчетливо проявляемое волнение, суетливость, избыточная и несвоевременная мотивация, колкие, едкие замечания.

5.  И н д ив и ду а л ь н о - психо л о г и ч е с к и е    особенности   спортсмена. Речь идет главным образом о тех особенностях, которые  определяются   основными   свойствами   нервной  системы и   личности.   Они создают неповторимость проявлений состояний спортсмена перед стартом, позволяют сформировать свой индивидуальный   стиль   деятельности   и   регуляции действий и переживаний.

6.  Особенности    вида   спорта   и   соревновательного упражнения. Предстартовое состояние спринтера и стайера, гимнаста и пловца, метателя и бегуна определяется необходимой степенью мобилизации, числом стартов в день, возможностью начинать упражнение самостоятельно или по сигналу стартера и пр.

7.  Степень    овладения    способами   саморегуляции.   Умелое и своевременное использование способов саморегуляции   может   нивелировать   многие   из факторов, оказывающих неблагоприятное   воздействие   на предстартовое состояние спортсмена.

8.  Психологический    климат    в   коллективе.   Характер и особенности взаимоотношений членов коллектива, взаимная поддержка, уверенность спортсмена в том, что в трудный момент он получит хороший совет и помощь.

 

14.  Мотивация соревновательной деятельности. Методики выявления мотиваций занятием ФКиС.

Мотивация СД – это совокупность мотивов, в которой спортсмен соотносит свои потребности и возможности с предметом СД. Мотивы занятием спортом условно делят на общую и конкретную (обусловленные одним видом спорта). Мотивы, направленные на процесс деятельности и на результат.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"