Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

1. Педагогическая деятельность тренера ( учителя) ФК. Структура педагогической деятельности. Постановка це-лей и задач воспитания в проведении занятий ФКиС.
Педагогическая деятельность – это деятельность передачи накопленных человеком культуры и опыта, который создаёт условия для личностного развития и социального опыта. Пед. деятельность и её содержание зависит от целей, задач и строится на основе общих психологических закономерностей.

Файлы: 1 файл

ГОСЫ психология.doc

— 294.00 Кб (Скачать файл)

В совокупности средств  физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д.,

Задачи и  содержание воспитания физической культуры

Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач.

1. Содействие правильному  физическому развитию учащихся, повышению их работоспособности.  Физическое воспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма, на закрепление его устойчивости против неблагоприятных условий внешней среды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.

2.  Развитие основных  двигательных качеств. Способность  человека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается высоким и гармоническим развитием всех физических качеств — силы, выносливости, ловкости и быстроты. 3.  Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков. Двигательная деятельность успешно осуществляется лишь тогда, когда человек владеет специальными знаниями, умениями и навыками. Опираясь на двигательные представления и знания, ученик получает возможность управлять своими действиями в разнообразных условиях. Двигательные умения формируются в процессе выполнения определенных движений. Среди них есть естественные двигательные действия (ходьба, бег, прыжки, метание, плавание и др.) и двигательные действия, которые редко или почти не встречаются в жизни, но имеют развивающее и воспитывающее значение (упражнения на гимнастических снарядах, акробатика и т.п.).

4.  Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся.. 5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.

 

 

6.Социализация личности средствами спорта. Особенности социализации личности средствами ФК. Выбор методов и приёмов социализации, с учётом специфики воспитательных возможностей спортивной деятельности.

Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.

Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление,

Социализация  личности средствами спорта: Спорт содействует развитию физиометрических показателей, вносит коррективы в процесс созревания организма. Спорт, по утверждению спортивных психологов, способствует развитию саморегуляции двигательных действий, в которых принимают участие практически все интеллектуальные процессы (ощущение, восприятие, представление, внимание, мышление и т.д.).  Спортивная деятельность в большей степени стимулирует развитие невербального интеллекта, то есть таких форм интеллектуальных процессов, где структурными единицами являются образы или действия. В процессе спортивной деятельности совершенствуются способности управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями в условиях тренировок и соревнований, а также использовать эти навыки в других сферах жизни.

В спорте человек приобретает социальный опыт. Процесс социализации заключается в усвоении общественного и культурного опыта, норм и правил жизни в обществе, в приобретение жизненного опыта, и формировании психологических свойств личности.

 Формирование социальных навыков и представлений происходит в процессе социального обучения, т.е. в обучении искусству межличностного общения. Обучение искусству поддерживать взаимоотношения отличается от обучения, нацеленного на повышение чисто моторной скорости, выносливости или проворства движений. Решающую роль в этом играют такие процессы, как выработка социально адекватного поведения, формирование опыта взаимодействия с другими людьми, развитие дефиниций, определяющих характер межличностных отношений в конкретной ситуации, а также выработка когнитивных представлений. Таким образом, спорт имеет большое значение для развития    и воспитания    подрастающего поколения. В нем заложены потенциальные возможности для развития психомоторики, личностных свойств, становления характера, индивидуального стиля деятельности. Вместе с тем, решение посвятить себя спорту означает решение отказаться от других возможностей самостановления и приобретения жизненного опыта. Какова бы ни была специализация ребенка или молодого человека, занимающегося большим спортом, он не должен забывать о том положительном и порой отрицательном, что заложено в большом спорте и здесь велика роль его наставника- тренера).  Социализация личности средствами ФК; Понятие физическая культура выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социо-культурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека! Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, входит в физическую культуру как специфический элемент культуры в той мере и в том отношении. В каких оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и является культурной ценностью.. Данная концепция в рамках физической культуры выделяет культуру движения (двигательную культуру), культуру телосложения и культуру физического здоровьях. Таким образом, исследуя роль физической культуры в процессе социализации мы приходим к выводу, что на современном этапе все больше уделяется внимания развитию личности в целом, а не только достижению отдельных успехов. В процессе обучения, особенно в процессе преподавания физкультуры, происходят многочисленные процессы социализации личности, которые могут протекать не всегда сознательно и вызывают побочные последствия. Роль учителя физкультуры приобретает особое значение, так как социализация учащихся не сводится только к развитию моторных явлений. Процесс физической социализации предполагает развитие в равной мере когнитивной, эмоциональной и мотивационной     сферы     деятельности     учащихся. Детерминанты социализации носят культурный, общественный и социальный характер. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передани " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур; психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание. В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В.Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы.

Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.

 

7. Спортивный коллектив. Основные функции спортивного коллектива. Педагогическое руководство по формированию коллектива. Коллектив средство воспитания личности, проблемы лидерства.

Коллектив - это организованная группа людей, объединенная общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.

Спортивный коллектив (команда) понимается как группа детей, которые объединены «любовью к занятиям спортом, перед которыми стоит коллективная задача одерживать верх в спортивных единоборствах с другими командами» или «спортивную секцию, группу или команду, в которых межличностные отношения и все социально-психологические явления опосредованы совместной спортивной деятельностью». Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельно-

стью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других отечественных педагогов показаны три пути формирования коллектива: участие школьников в совместной деятельности, создание системы перспективных линий и формирование традиций.

Участие школьников в важной для них совместной деятельности. Необходимо, чтобы совместно выполняемая школьникаи деятельность вызывала у них коллективные переживания, стремление работать сообща и общаться как в учебное, так и внеучебное время. Одним из видов деятельности, в котором происходит сплочение и развитие детского коллектива, является игра.

Создание системы  перспективных линий. Как отмечал А. С. Макаренко, непрерывное движение коллектива вперед, постановка перед ним ярких и все более сложных перспективных целей способствует созданию и развитию такого детского коллектива, который постоянно влияет на личность. Система перспективных линий может быть использована учителем физической культуры и в процессе приобщения школьников к общественно полезному труду от мелкого ремонта спортивного инвентаря до строительства спортивной площадки, стадиона. Создание определенных традиций. Наличие в коллективе традиций А. С. Макаренко считал показателем организованного коллектива. Традиция — это хороший обычай, положительный опыт деятельности коллектива, передающийся из поколения в поколение. Традицией может стать проведение в школе «дня здоровья», спартакиады, спортивных вечеров и т. п. Традиции  включают   в  себя   ритуал  проведения  общешкольных спортивных мероприятий, спортивную форму, эмблему школьного физкультурного коллектива и т. д.

Черты личности, формируемые в коллективе. Воспитание в коллективе формирует такие черты личности, которые нельзя сформировать при индивидуальном воспитании. Основными такими чертами являются:

1) сопереживание успехам  и неудачам любого члена коллектива, то есть эмоциональное приобщение каждого учащегося к группе как целому, отождествление себя с коллективом, когда можно сказать, что коллектив — это я, а я — это коллектив;

2) удовлетворенность  пребыванием в данном коллективе  через удовлетворенность общением с товарищами, социально-психологическим климатом, тем, что рядом с тобой единомышленники, которые понимают тебя, а ты понимаешь их;

3)  коллективистское самоопределение,  то есть противодействие отрицательным влияниям извне, восприятие этих влияний сквозь призму идейных и нравственных установок коллектива;

4)  вера всех членов коллектива  в достижение поставленных целей,  оптимизм;

5)  общественная направленность  мотивов занятий физкультурой и спортом.

Проблема лидерства  в спорте. Максимальный ранг в неформальной иерархии команды определяет статус ее лидера. Естественно, лидер располагает в команде наибольшей властью и авторитетом, что позволяет ему осуществлять руководство командой, аналогичное тому, которое осуществляет тренер. Разница заключается в том, что тренер является лидером в формальной структуре команды и в своей руководящей деятельности пользуется официальными санкциями: поощрениями, взысканиями, материальными стимулами и т. п.; лидер же обладает неформальной властью, он не вправе использовать официальный аппарат власти, его власть опирается на нормы, ритуалы, неписаные правила и традиции команды.

Анализ руководящих  действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции  лидерства: организационную, информационную и воспитательную.

Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целейИнформационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения.

 

 

8.Методы и приёмы воспитания мировоззрения, положительный опыт поведения. Функции методов и условные их воздействия на личность  спортсмена. 

 Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). К методам формирования сознания личности. направленных на выработку мировоззрения, относят беседу, рассказ, диспут, лекцию, в ходе которых происходит трансформация идей, идеалов, ценностей общества и мотивы деятельности и их приобщение к нормам жизни, морали. Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).

Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен

Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как % жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, | затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся. Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности — к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и вузах.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"