Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 09:02, контрольная работа
1. Педагогическая деятельность тренера ( учителя) ФК. Структура педагогической деятельности. Постановка це-лей и задач воспитания в проведении занятий ФКиС.
Педагогическая деятельность – это деятельность передачи накопленных человеком культуры и опыта, который создаёт условия для личностного развития и социального опыта. Пед. деятельность и её содержание зависит от целей, задач и строится на основе общих психологических закономерностей.
В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая, далеко еще не осознаваемая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). Физическое воспитание и развитие предполагают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т.д.,
Задачи и содержание воспитания физической культуры
Организация работы по воспитанию физической культуры учащихся направлена на решение ряда задач.
1. Содействие правильному
физическому развитию учащихся,
повышению их
2. Развитие основных
двигательных качеств.
4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Она является результатом регулярных (в течение многих лет) занятий физическими упражнениями при положительном и активном отношении к ним самих учащихся.. 5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Школьники должны получать четкое представление о режиме дня и личной гигиене, о значении физической культуры и спорта для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, о двигательном режиме и природных факторах закаливания, об основных приемах самоконтроля, о вреде курения и алкоголя и т.п.
6.Социализация личности средствами спорта. Особенности социализации личности средствами ФК. Выбор методов и приёмов социализации, с учётом специфики воспитательных возможностей спортивной деятельности.
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием "социализация", которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным.
Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление,
Социализация личности средствами спорта: Спорт содействует развитию физиометрических показателей, вносит коррективы в процесс созревания организма. Спорт, по утверждению спортивных психологов, способствует развитию саморегуляции двигательных действий, в которых принимают участие практически все интеллектуальные процессы (ощущение, восприятие, представление, внимание, мышление и т.д.). Спортивная деятельность в большей степени стимулирует развитие невербального интеллекта, то есть таких форм интеллектуальных процессов, где структурными единицами являются образы или действия. В процессе спортивной деятельности совершенствуются способности управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями в условиях тренировок и соревнований, а также использовать эти навыки в других сферах жизни.
В спорте человек приобретает социальный опыт. Процесс социализации заключается в усвоении общественного и культурного опыта, норм и правил жизни в обществе, в приобретение жизненного опыта, и формировании психологических свойств личности.
Формирование социальных навыков и представлений происходит в процессе социального обучения, т.е. в обучении искусству межличностного общения. Обучение искусству поддерживать взаимоотношения отличается от обучения, нацеленного на повышение чисто моторной скорости, выносливости или проворства движений. Решающую роль в этом играют такие процессы, как выработка социально адекватного поведения, формирование опыта взаимодействия с другими людьми, развитие дефиниций, определяющих характер межличностных отношений в конкретной ситуации, а также выработка когнитивных представлений. Таким образом, спорт имеет большое значение для развития и воспитания подрастающего поколения. В нем заложены потенциальные возможности для развития психомоторики, личностных свойств, становления характера, индивидуального стиля деятельности. Вместе с тем, решение посвятить себя спорту означает решение отказаться от других возможностей самостановления и приобретения жизненного опыта. Какова бы ни была специализация ребенка или молодого человека, занимающегося большим спортом, он не должен забывать о том положительном и порой отрицательном, что заложено в большом спорте и здесь велика роль его наставника- тренера). Социализация личности средствами ФК; Понятие физическая культура выделяет такую сферу культуры, основным содержанием которой является процесс социализации и «окультуривания», социо-культурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека! Данная сфера культуры связана, следовательно, с телесным бытием людей, их физическим состоянием. Но это телесное бытие, физическое состояние, входит в физическую культуру как специфический элемент культуры в той мере и в том отношении. В каких оно вплетено в социальную жизнедеятельность, и является культурной ценностью.. Данная концепция в рамках физической культуры выделяет культуру движения (двигательную культуру), культуру телосложения и культуру физического здоровьях. Таким образом, исследуя роль физической культуры в процессе социализации мы приходим к выводу, что на современном этапе все больше уделяется внимания развитию личности в целом, а не только достижению отдельных успехов. В процессе обучения, особенно в процессе преподавания физкультуры, происходят многочисленные процессы социализации личности, которые могут протекать не всегда сознательно и вызывают побочные последствия. Роль учителя физкультуры приобретает особое значение, так как социализация учащихся не сводится только к развитию моторных явлений. Процесс физической социализации предполагает развитие в равной мере когнитивной, эмоциональной и мотивационной сферы деятельности учащихся. Детерминанты социализации носят культурный, общественный и социальный характер. Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передани " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур; психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание. В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития. В.Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы.
Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование.
7. Спортивный коллектив. Основные функции спортивного коллектива. Педагогическое руководство по формированию коллектива. Коллектив средство воспитания личности, проблемы лидерства.
Коллектив - это организованная группа людей, объединенная общими целями, профессиональными и социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью и общением, взаимной ответственностью.
Спортивный коллектив (команда) понимается как группа детей, которые объединены «любовью к занятиям спортом, перед которыми стоит коллективная задача одерживать верх в спортивных единоборствах с другими командами» или «спортивную секцию, группу или команду, в которых межличностные отношения и все социально-психологические явления опосредованы совместной спортивной деятельностью». Выделяют три воспитательные функции коллектива: организационную — детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельно-
стью; воспитательную — детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений; стимулирования — коллектив способствует формированию нравственноценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
В трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других отечественных педагогов показаны три пути формирования коллектива: участие школьников в совместной деятельности, создание системы перспективных линий и формирование традиций.
Участие школьников в важной для них совместной деятельности. Необходимо, чтобы совместно выполняемая школьникаи деятельность вызывала у них коллективные переживания, стремление работать сообща и общаться как в учебное, так и внеучебное время. Одним из видов деятельности, в котором происходит сплочение и развитие детского коллектива, является игра.
Создание системы перспективных линий. Как отмечал А. С. Макаренко, непрерывное движение коллектива вперед, постановка перед ним ярких и все более сложных перспективных целей способствует созданию и развитию такого детского коллектива, который постоянно влияет на личность. Система перспективных линий может быть использована учителем физической культуры и в процессе приобщения школьников к общественно полезному труду от мелкого ремонта спортивного инвентаря до строительства спортивной площадки, стадиона. Создание определенных традиций. Наличие в коллективе традиций А. С. Макаренко считал показателем организованного коллектива. Традиция — это хороший обычай, положительный опыт деятельности коллектива, передающийся из поколения в поколение. Традицией может стать проведение в школе «дня здоровья», спартакиады, спортивных вечеров и т. п. Традиции включают в себя ритуал проведения общешкольных спортивных мероприятий, спортивную форму, эмблему школьного физкультурного коллектива и т. д.
Черты личности, формируемые в коллективе. Воспитание в коллективе формирует такие черты личности, которые нельзя сформировать при индивидуальном воспитании. Основными такими чертами являются:
1) сопереживание успехам
и неудачам любого члена
2) удовлетворенность
пребыванием в данном
3) коллективистское
4) вера всех членов коллектива
в достижение поставленных
5) общественная направленность мотивов занятий физкультурой и спортом.
Проблема лидерства в спорте. Максимальный ранг в неформальной иерархии команды определяет статус ее лидера. Естественно, лидер располагает в команде наибольшей властью и авторитетом, что позволяет ему осуществлять руководство командой, аналогичное тому, которое осуществляет тренер. Разница заключается в том, что тренер является лидером в формальной структуре команды и в своей руководящей деятельности пользуется официальными санкциями: поощрениями, взысканиями, материальными стимулами и т. п.; лидер же обладает неформальной властью, он не вправе использовать официальный аппарат власти, его власть опирается на нормы, ритуалы, неписаные правила и традиции команды.
Анализ руководящих действий лидера позволяет выделить три наиболее важные обобщенные функции лидерства: организационную, информационную и воспитательную.
Организационная функция заключается в выработке общекомандных целей, разработке планов реализации усилий всех членов команды для достижения поставленных целейИнформационная функция предполагает, что лидер является центром обмена информацией в команде. Воспитательная функция предполагает усилия лидера по развитию у членов команды чувства товарищества, личной ответственности, уважения к социальным нормам и требованиям, дисциплинированности, собранности, надежности и других общественно значимых характеристик поведения.
8.Методы и приёмы воспитания мировоззрения, положительный опыт поведения. Функции методов и условные их воздействия на личность спортсмена.
Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). К методам формирования сознания личности. направленных на выработку мировоззрения, относят беседу, рассказ, диспут, лекцию, в ходе которых происходит трансформация идей, идеалов, ценностей общества и мотивы деятельности и их приобщение к нормам жизни, морали. Рассказ — это последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 минут в начальных классах и 30 минут в старших).
Можно выделить три основные задачи этого метода при его применении в воспитательной работе: вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа; раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения; представить образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру. Беседа как метод воспитания использовалась с давних времен
Основное в беседе — это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, учитель, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. В основу беседы должны быть положены факты, раскрывающие социальное, нравственное или эстетическое содержание тех или иных сторон общественной жизни. Беседа, как правило, начинается с обоснования ее темы, которое должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как % жизненно важному, а не надуманному делу. На основном этапе беседы учитель дает отправное начало, материал для обсуждения, | затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, приходили к самостоятельным выводам и обобщениям. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с его точки зрения, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы в практике поведения и деятельности учащихся. Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу организации познавательной деятельности — к лекции. Лекцию как метод надо отличать от лекции как организационного оформления взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, вместе с тем она отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений, большей продолжительностью. Именно поэтому лекции применяются в основном в старших классах средней школы, в вечерних (сменных) школах, в техникумах и вузах.