Контрольная работа по "Психологии общения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:38, контрольная работа

Описание работы

Роль общения в человеческой жизни огромна. Только после появления в первобытном обществе словесных коммуникаций человечество смогло перейти на новый уровень развития и продолжить развиваться. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным, т.е. речью.

Содержание работы

1.Понятие «общение» и функции делового общения.
2.Конфликт. Виды конфликта. Деструктивный и конструктивный конфликты.
3. Конфликтоген.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

психология вар 82.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

3. По направлению конфликты делятся на:

- горизонтальные (не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга);

- вертикальные (участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого);

- смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные» составляющие).

Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает информационности или компетентности, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные, они в среднем составляют 70-80% от всех остальных.

4. По степени открытости конфликтных взаимодействий: открытые и скрытые формы конфликта.

Открытые конфликты развиваются в форме открытого противостояния. Здесь все взаимодействия противоборствующих сторон обозначены и предсказуемы. О таких конфликтах известно и высшему руководству организации, и любому ее работнику. Конфликтные взаимодействия проявляются при этом в виде прямых протестов, косвенных акций (подстрекательства), открытых взаимных обвинений, открытого пассивного сопротивления (невыполнение заданий или невыход на работу) и т.д. В зависимости от ситуации реакция соперника может быть открытой или скрытой.

Скрытые конфликты составляют основную часть конфликтных взаимодействий. Это – тлеющие конфликты, они недоступны непосредственному наблюдению, поскольку соперники пытаются подавить друг друга или навязать свою волю, используя факторы неожиданности или неизвестности.

 

По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).

Деструктивные конфликты — это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

Конструктивные  конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

1.  Соперничество — это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

2.  Сотрудничество — это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.

Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны  исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

3. Компромисс — это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

4.  Избегание — это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

5.  Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания — сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

Стратегия приспособления может применяться, если:

•  вас не особо  волнует случившееся, а предмет  разногласия для вас не важен;

•  вы осознаете, что  правда на вашей стороне;

•  вы чувствуете, что  ваши шансы на победу минимальны;

• вы считаете, что лучше  сохранить добрые отношения с  партнером, чем отстаивать собственную позицию.

Понятно, что ни одна стратегия  поведения в продуктивном конфликте  не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.

 

 

 

 

 

 

 

3. Конфликтоген.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении  конфликтов играют так называемые конфликтогены. Слово это означает “способствующие  конфликту”.

Конфликтогены мы называем слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо  более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим  сами. Есть даже такой афоризм: “Женщины не придают никакого значения своим  словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами”. На самом деле этим грешат все, а не только представительницы прекрасного пола. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как  система стабилизации личности для  предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся «я - образу» индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

В некоторых случаях  восприятие ситуации индивидом может  быть далеким от реального положения  дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Выделяют следующие типы конфликтогенов:

- стремление к превосходству;

- проявления агрессивности;

- проявления эгоизма;

- нарушение правил;

- неблагоприятное стечение обстоятельств.

Общим для всех этих типов  является то, что конфликтогены представляют собой проявления, направленные на решение психологических проблем  или достижение каких-то целей (психологических  или прагматических).

Рассмотрим наиболее распространенные конфликтогены каждого из типов.

Стремление  к превосходству.

- снисходительное отношение, то есть проявление превосходства, но с оттенком доброжелательности: «Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Вам ведь русским языком сказано»...

- хвастовство, вызывает раздражение, желание «поставить на месть» хвастуна.

- категоричность, безапелляционность - проявление излишней уверенности в своей правоте, самоуверенности; предполагает свое превосходство и подчинение собеседника. (Безапелляционные фразы: «Все мужчины - подлецы», «Все женщины - обманщицы», «Все воруют» и «... и закончим этим разговор»). Именно категоричность вердикта рождает протест.

- навязывание своих советов. Есть правило: давай советы лишь тогда, когда тебя об этом просят. Советующий, по существу, занимает позицию превосходства. Намерения, зачастую, бывают самыми благими, а результат - совсем не тот, на который рассчитывали.

- перебивание собеседника, повышение голоса или когда один поправляет другого. Тем самым, показывается, что его мысли более ценны, чем мысли других, именно его надо слушать.

- утаивание информации. Информация - это необходимый элемент жизнедеятельности. Отсутствие информации вызывает состояние тревоги. Информация может утаиваться по разным причинам, но природа не терпит пустоты, и возникший вакуум заполняет домыслами, слухами, сплетнями, которые бывают еще худшего свойства.

- нарушение этики, намеренные или непреднамеренные. (воспользовался чужой мыслью, но не сослался на автора; доставил неудобство, но не извинился и т.п.)

- подшучивание.

- обман или попытка обмана есть средство добиться цели нечестным путем и является сильнейшим конфликтогеном.

- напоминание (возможно, и непреднамеренное) о какой-то проигрышной для собеседника ситуации.

Проявление  агрессивности.

В латинском языке слово «aggressio» означает «нападение». Агрессия может проявляться как черта характера и ситуативно, как реакция на сложившиеся обстоятельства.

Людей агрессивных от природы - меньшинство. У подавляющего большинства природная агрессивность в норме, а проявляется лишь ситуативная агрессивность. 

Человек с повышенной агрессивностью является «ходячим конфликтогеном», поскольку выплескивает накопившееся раздражение на окружающих. Другими словами, он разрешает свои внутренние проблемы за счет окружающих.  

Человек с агрессивностью ниже средней рискует добиться в жизни намного меньше, нежели он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или с бесхарактерностью, ибо обозначает отказ от борьбы.

Ситуативная агрессивность возникает как ответ на внутренние конфликты, вызванные сложившимися обстоятельствами. Это могут быть неприятности (личные или по работе), плохое настроение и самочувствие, а также ответная реакция на полученный конфликтоген.

В психологии это состояние  называется фрустрация. Оно возникает вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Защитные реакции при фрустрации проявляются в агрессивности. Фрустрация нередко становится причиной неврозов.

Проявление  эгоизма.

Корнем слова «эгоизм» является латинское «ego», обозначающее «Я». Все проявления эгоизма являются конфликтогенами, ибо эгоист добивается чего-то для себя (обычно за счет других), и эта несправедливость, конечно, служит почвой для конфликтов.

Эгоизм - это ценностная ориентация человека, характеризующаяся преобладание своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей. Проявление эгоизма заключается в отношении к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей.

Антиподом эгоизма является альтруизм. Это ценностная ориентация личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы других людей.

Ф.М. Достоевский: «Эгоизм  ущемляет великодушие».

Как избежать конфликтогенов.

- Первое — это постоянно  помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Высока плата за слово, которое, как известно, «не воробей, вылетит — не поймаешь».

- Второе — проявлять  эмпатию к собеседнику.

Это общие положения, справедливые для любых конфликтогенов. Ниже мы дадим дополнительные рекомендации  каждому их типу.

Как избавиться от стремления к превосходству.

Известный китайский  мыслитель Лао-цзы учил: «Реки  и ручьи отдают свою воду морям  потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других».

Следовательно, всевозможные проявления превосходства  — это тупиковый путь, ведущий в противоположную сторону от цели — возвыситься над другим. Ибо человек -источник конфликтогенов — вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку.

Список использованной литературы.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии общения"