Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ конфликтов у младших школьников.
Задачи исследования:
рассмотреть конфликты в младшем школьном возрасте, в частности определить физические и психические особенности младшего школьного возраста, а также проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста;
рассмотреть пути разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. КОНФЛИКТЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ………………………………………...………………….......
5
Физические и психические особенности младшего школьного возраста ……………………………………….…
5
Конфликтность у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………..…
9
Глава 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………
12
2.1. Формирование способностей к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста …..………
12
2.2. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе ………………………………........................
21
Заключение…………………………………………………………………...
29
Литература…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учебно-воспитательный процесс современной школы является отражением сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в условиях его реформирования.
Формирование опыта взаимоотношений и поведения в условиях разрешения конфликтных ситуаций является актуальной проблемой и, как показывает анализ практики, формировать такой опыт необходимо уже на ранней стадии обучения в начальной школе.
Традиционное понимание конфликта как нежелательного, отрицательного атрибута школьной жизни не позволяет учителю использовать его развивающий потенциал, конструктивные функции.
На основании научного анализа категорий «конфликт», «межличностный конфликт», межличностный конфликт - это ситуация, при которой возникают противоречия между участниками учебно-воспитательного процесса, обусловленные несовпадением целей, мотивов, позиций и ценностных ориентаций.
При анализе причин конфликтов в межличностных отношениях, общении младших школьников учитывалось содержание их деятельности и взаимоотношений с другими представителями группы. В самом обобщенном виде основными причинами являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе, например, на роль лидера.
В зависимости от стратегии поведения субъектов в конфликтной ситуации, ее исхода конфликт может выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию.
На основании изучения и анализа научной литературы и результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были выявлены критерии и особенности опыта межличностных отношений младших школьников в условиях разрешения межличностных конфликтов, что явилось второй задачей исследования.
Третья задача исследования состояла в разработке модели процесса формирования опыта межличностных отношений младшего школьника.
В основу построения модели процесса разрешения межличностных конфликтов положены ведущие противоречия, стимулирующие возникновение конфликтов в начальной школе между: неадекватным пониманием сущности конфликта и формированием конструктивного отношения к нему; необходимостью и потребностью конструктивного разрешения межличностного конфликта и уровнем практической готовности младшего школьника к реализации данной задачи. Эти противоречия определяют модель процесса разрешения межличностных конфликтов, состоящую из двух этапов - «ориентировочного» и «рефлексивного».
Заключительный диагностический срез дает основание констатировать, что в целом выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Учитывая сложность и многогранность исследуемой проблемы, выполненная работа не исчерпывает всех ее аспектов. В ходе данного исследования был выявлен ряд новых смежных проблем, которые представляют теоретическую и практическую значимость: влияние внутренних механизмов и противоречий личности на нарушение стабильности отношений субъектов учебно-воспитательного процесса; поиск адекватных диагностических средств для изучения факторов, создающих конфликтогенную среду в учебно-воспитательном процессе начальной школы; формирование взаимоотношений в системе "учитель-ученик" в аспекте педагогического конфликта.
Особую роль в формировании конфликтной компетентности у детей играют положительные эмоции, которые стимулируют и в некоторой степени мотивируют деятельность ребенка. Это становится важным в период, когда начинается обучение в школе. На данном этапе необходимо продолжать развивать в ребенке те качества личности, которые помогут ему смотреть на мир добрыми глазами.
Таким образом, решить проблему формирования конфликтной компетентности младшего школьника возможно с позиции внедрения в образовательный процесс технологических способов, специализированных подходов и методов. Все эти меры в совокупности сделают процедуру формирования конфликтной компетентности младших школьников продуктивной и результативной.
1. Нартова-Бочавер С.К., Потапова А.В. Введение в психологию развития: учебное пособие, Издательство: ФЛИНТА; МПСИ, 2011 г.
2. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения/ А.А Бодалев.- М.: Аграф, 2011. - 126 с.
3. Хухлаева О.В. Зыков Е.В. Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология. Учебник, Юрайт, 2014 - 324 с.
4. Шаповаленко И. В. Политология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013- 342 с.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник для бакалавров, М.: Юрайт, 2013 - 302 с.
6. Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций,- М.: Юрайт - 2013 - 142 с.
7. Медведев Н.А. Тренинг психологического общения. Учебное пособие, - М.: Юрайт, 2013 - 160 с.
8. Руденко Н.А. Конфликтология для педагогов. Учебное пособие.- Феникс, 2012 - 280 с.
9. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии.- 2012.- N 2.- С.14-20.
10. Учителю о педагогическом общении. Учебно-методическое пособие.- М.: 2010 - 200 с.
11. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие . - Феникс, 2012 - 354 с.
12. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей,- М.: Феникс, 2013, -320 с.
13. Целуйко В.М. Психологические основы педагогического общения. Учебное пособие.- М.: Феникс, 2012 - 316 с.
14. Канатаев, Ю.А. Психология конфликта / Ю.А. Канатаев. - М.: ВАХЗ, 2010. - 254 с.
15. Новое воспитание : без слез и конфликтов. - М.: Инфра - М, 2012- 102 с.
16. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин, А.И. Сахаров. - М.: Просвещение, 2010. - 114с.
17. Бурнашева Э.П. Технология регулирования школьных конфликтов. - М, 2010 - 180 с.
18. Куровская С.М. Конфликтология в социально-педагогической деятельности. Учебное пособие. - М, 2011 - 256 с.
19. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития ребенка/ А.А. Рояк.- М.: Просвещение, 2010. - 74 с.
20. Вишнякова С.Н. Конфликтология. Учебник.- М.: Инфра, 2013- 286 с.
21. Понфилова А.П. Тренинг педагогического общения. Учебное пособие. -М.: Инфра, 2013 - 105 с.
22. Обухов А.С. Психология детей младшего школьного возраста. М.: Юрайт, 2014 - 205 с.
23.Коблик Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2010 - 122 с.
24. Алмазова Б.Н. Психология проблемного детства. Пособие школьному психологу и педагогу. М.: Дата Сквер, 2010 - 308 с.
25. Пашнев Б.К. Психодиагностика. Практикум школьного психолога.- М.: Феникс, 2010 - 120 с.
26. Казанская К.О. Детская и возрастная психология. Конспект лекций. - М.:Триор, 2010 - 202 с.
27.Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология, - М, Академия.: 2010 - 672 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, Отрочество, Юность, М.: Академия, 2010 - 586 с.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М - Академия.: 2012 - 683 с.
30. Венгер А.Л. Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос, 2011 -160 с.
31. Выготский А.С. Педагогическая психология/ под редакцией Давыдова В.В - М.: АСТ: Астрель, 2010-671 с.
32. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления. - М.: Дрофа, 2010- 391с.
33. Кройг Г. Психология развития - 9-е издание СПб.: Питер, 2010-940 с.
34. Марцинковская Т.Д. Возрастная психология, Учебное пособие, Инфра - М.: 2014 - 306 с.
35. Вишнякова С.Н. Конфликтология. Учебник - М .: Инфра - М.: 2013 - 567с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Управление конфликтом
Структурное управление |
Межличностное управление |
разъяснение требований к работе |
уклонение (уход от конфликта) |
координация и интеграция (использование принципа единоначалия в иерархических системах) |
сглаживание |
постановка четких общеорганизационных комплексных целей |
принуждение (навязывание своей точки зрения) |
создание оптимальной структуры вознаграждения |
компромисс |
|
решение проблемы (учет всех мнений) - наиболее оптимальный исход |
Приложение 2
Модели управления развитием конфликта
Модель |
Описание модели |
Игнорирования конфликта |
Условия использования: нет достаточных средств для результативного завершения конфликта; конфликтная ситуация не является острой и не требует безотлагательного разрешения; достигнутый результат в данный период может быть негативным. Результат: 1. стороны получают дополнительное время для концентрации своих возможностей для последующего завершения конфликта; 2. конфликт может быть завершен в процессе развития более актуальной конфликтной ситуации. Негативные последствия использования: 1. если конфликт требует незамедлительного завершения; 2. один из субъектов может получить негативный результат. |
Соревнования |
Используется при условиях: у субъектов равные возможности в достижении результата; необходимо быстрое завершение возникшей конфликтной ситуации. Результат: при наличии конкурентных характеристик в содержании конфликта. Негативные последствия использования: 1. если необходимо сохранение прочных партнерских отношений между субъектами; 2. если конфликтная ситуация имеет сложный структурный характер. |
Компромисса |
Используется при условиях: равные возможности субъектов в достижении желаемого результата; заинтересованность в положительном результате; необходимо сохранить партнерские отношения. Результат: каждый субъект конфликта достигает определенного компромиссного результата; полученный результат в определенной мере и на данном этапе удовлетворяет его. Негативные последствия использования: 1. компромиссный результат минимально соответствует желаемому результату; 2. субъект вынужден был принять компромиссное решение, но оно его не удовлетворяет и он рассматривает его как временную уступку. |
Уступок |
Используется при условиях: у субъектов конфликта нет достаточных средств для получения более эффективных результатов; для одного из субъектов конфликта важнее сохранить партнерские отношения; результат завершения конфликта для субъекта не имеет важного значения. Результат: 1. получение желаемого результата для одного из субъектов конфликта; 2. сохранены партнерские отношения между субъектами. Негативные последствия использования: кто-то из субъектов согласился на уступку, но имеет отрицательный для себя результат. |
Сотрудничества |
Используется при условиях: субъекты конфликта не имеют враждебного опыта; заинтересованность во взаимовыгодных партнерских отношениях; есть возможность завершения конфликта взаимоприемлемым результатом. Результат: 1. взаимовыгодный результат, 2. сохранены партнерские отношения, приобретен положительный опыт сотрудничества. |
Информация о работе Конфликты в общении детей младших школьников и пути их разрешения