Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования - провести анализ конфликтов у младших школьников.
Задачи исследования:
рассмотреть конфликты в младшем школьном возрасте, в частности определить физические и психические особенности младшего школьного возраста, а также проанализировать конфликтность у детей младшего школьного возраста;
рассмотреть пути разрешения конфликтов в младшем школьном возрасте.
Введение……………………………………………………………………..
3
Глава 1. КОНФЛИКТЫ И МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ………………………………………...………………….......
5
Физические и психические особенности младшего школьного возраста ……………………………………….…
5
Конфликтность у детей младшего школьного возраста ……………………………………………………..…
9
Глава 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………………………………
12
2.1. Формирование способностей к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста …..………
12
2.2. Особенности разрешения межличностных конфликтов в начальной школе ………………………………........................
21
Заключение…………………………………………………………………...
29
Литература…………………………………………………
Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов.
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику.
Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.
Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [1, c. 118].
Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их - недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство - своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Все, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
1.2 Конфликтность у детей младшего школьного возраста
Конфликтность - это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный с точки зрения рассмотрения конфликтности личности момент - выявление сформированности конфликтной компетентности. Мы полагаем, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему через формирование конфликтной компетентности является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности в XXI веке.
Конфликтная компетентность - это освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения.
Конфликтная компетентность занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности. Фролов, С.Ф. считает, что она зависит от уровня осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации [29, c. 132].
В современный период школа уделяет внимание главным образом развитию у ребенка качеств, которые связаны непосредственно с обучением. При этом часто забывается духовная сторона образования, недостаточно внимания уделяется изучению влияния на школьников внешних средовых факторов, а во многом именно от них зависит формирование у детей неконфликтного отношения к жизни. Заметим, однако, что воспитание в ребенке доброжелательного, неконфликтного отношения к миру не может сводиться лишь к компетенции школы. Для этого необходимо учитывать весь спектр отношений школьника с окружающей действительностью.
Исследование конфликтности осуществляется в рамках следующих подходов: эмоционально-аффективного, мотивационно-деятельностного, когнитивно-информационного и организационного.
Интересным в методологическом отношении является взгляд на исследуемую проблему Е.П. Ильина. По его мнению, конфликтность - это неопределенное эмоциональное свойство человека, а совокупность эмоциональных свойств, включающая в себя вспыльчивость, обидчивость и мстительность. До настоящего времени каждый элемент, включенный в определение конфликтности, изучался по отдельности [15, c. 107].
Одним из первых исследований в русле мотивационного подхода является работа М. Дойч, изучавшего модель кооперативного и конкурентного поведения. Кооперативное поведение автор характеризовал как направленность на содействие и заинтересованность в успешном решении проблемы для участвующих сторон. Во взаимоотношениях при таком подходе преобладает дружелюбие, положительные установки, готовность к пониманию.
При конкурентном поведении, напротив, складывается атмосфера недоверия, подозрительности, отчуждения, а то и враждебности, формируются негативные установки в отношениях.
Деятельностный подход к анализу конфликтности позволяет выделить уровни эффективности деятельности индивидов. Исследователи, изучающие активность субъектов, отмечают, что если в группе доминируют деловые противоречия, конфликт завершается без разрыва межличностных отношений и не переходит в сферу личностных столкновений. Объективные условия оказывают влияние на межличностные отношения: они опосредуют развитие когнитивных процессов, в которых происходит взаимодействие индивидов.
Когнитивный подход сосредоточился на исследовании конфликта в аспекте влияния когнитивного, субъективного мира личности на ее поведение. Взаимодействие субъектов в социальной ситуации может быть понято, интегрировано с позиции их субъективного отражения, т.е. благодаря анализу их восприятия, осознания, рефлексии, оценки и т.д. Анализ конфликтности с этой позиции позволяет изучить эмоциональную сторону взаимоотношений в конфликте, выявить субъективное восприятие происходящего [2, c. 77].
Организационный подход широко применяется при анализе конфликтов, прежде всего в сфере управленческих и производственных отношений. Он также плодотворен при изучении конфликтов, возникающих в коллективах.
Таким образом, анализ подходов к структуре конфликтности показывает, что в настоящее время нет определенного, четкого взгляда на данную проблему.
В психологической структуре конфликтологической компетентности выделяются следующие компоненты:
Данное структурное представление конфликтной компетентности можно рассматривать как ее теоретическую нормативную модель.
Существует множество классификаций и моделей поведения взрослых людей в конфликтах, однако отметим, что детям младшего школьного возраста уделяется недостаточно внимания. Между тем конфликтность может определить весь дальнейший склад личности, выступить в качестве фактора, препятствующего нормативному становлению личности.
Глава 2. Разрешение конфликтов в младшем школьном возрасте
2.1 Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста
В настоящее время выявлено противоречие между возрастающими требованиями учебного процесса и недостаточными функциональными возможностями младших школьников. Кроме того, в научной литературе нет точных данных, касающихся умений разрешать конфликты. Не выработана основная стратегия педагогической и психологической реабилитации детей, оказавшихся в трудной для себя конфликтной ситуации, которая позволила бы организовать их нормальное психическое развитие. Однако, как известно, неразрешенные проблемы и конфликты способствуют расстройству психики. В связи с этим именно в младшем школьном возрасте, когда активно формируются основные качества личности ребенка, особую значимость приобретает исследование способности разрешать конфликты.
В процессе учебной деятельности младшие школьники оказываются в проблемных ситуациях, приводящим к конфликтам, к конструктивному разрешению которых они не готовы. У детей конфликтные ситуации не редки по причине задержки психомоторного развития, издержек проявления памяти, недостаточности внимания, недоразвития речи - то есть в целом низкими функциональными резервами организма, что отрицательно сказывается на социальной адаптации младших школьников и успешности их обучения. В связи с свыше перечисленным, очевидно, что младшие школьники нуждаются в развитии способности разрешать конфликты [6, c. 44].
При достаточном количестве близких к данной теме исследований конфликтные проявления в разрезе коррекции поведения в детском возрасте остаются качественно не изученными, а содержание понятия не имеет чётких определений. Неоднозначность теоретических и эмпирических подходов до настоящего времени не позволяла осуществить обоснование способности разрешать конфликты в детском возрасте. В связи с этим проблема нуждается в более конкретном анализе. Способность разрешать конфликты является одним из проявлений социальной адаптации личности и способствует продуктивности в межличностном взаимодействии.
Возникает необходимость проведения специального исследования способности разрешать конфликты, отражающие опыт детей.
Традиционно конфликтные проявления рассматриваются в плане отклонений от социальных норм, приводящих к депрессии, фрустрации, пассивным вариантам ухода от активной социальной роли. Ребенок в таком случае не принимает участия в разрешении ситуаций и демонстрирует нежелание решать проблемы, порождающие их. Поэтому важно изучить способность разрешать конфликты у младших школьников, обнаруживающую себя в процессе взаимодействия с окружающей средой. Она, в свою очередь, проявляется в действиях, направленных на преодоление проблем и приобретение полезного жизненного опыта. В связи с этим, актуально определить, каким образом способность разрешать конфликты способствует формированию устойчивости личности.
Конфликты в известных научных источниках определяются с позиции общей характеристики, где делается акцент на стихийно возникающих ситуациях. Они отражают отношение ребенка с окружающими. Однако, анализ конфликтов с позиций уровня развития младших школьников в настоящее время отсутствует. Нет четких данных, определяющих значимость конфликтных проявлений в развитии детей. Можно только гипотетически предположить, какие психологические условия необходимы для их эффективного использования в процессе воспитания, обучения и развития детей в младшем школьном возрасте [12, c. 65].
Неподготовленность ребенка к решению проблемных ситуаций, включающих конфликты, осложняет межличностные контакты, затрудняет взаимопонимание детей и взрослых, снижает их жизненный тонус, препятствует достижению детьми возможных успехов в различных видах развивающей деятельности. Практика все больше убеждает нас в том, что одного только стремления к сохранению позитивности в межличностных отношениях недостаточно, что необходимо выявить причины возникновения конфликтов у младших школьников и проанализировать, каким образом необходимо развивать способность к разрешению конфликтов.
В педагогической психологии достаточно полно описано психическое развитие детей младшего школьного возраста. Психическое развитие - это целенаправленный процесс формирования сознания, включающий развитие чувств, мышления, обеспечивающих активность восприятия, а также формирования духовных потребностей. В единстве психического развития ребенка и сопровождающих этот процесс конфликтных проявлениях происходит глубокое воздействие на внутренний, духовный мир детей младшего школьного возраста, которое способствует формированию их личностных качеств. Однако за пределами внимания исследователей остался вопрос, какую конкретную роль выполняют конфликтные проявления в психическом развитии детей младшего школьного возраста [18, c. 120].
Информация о работе Конфликты в общении детей младших школьников и пути их разрешения