Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:50, реферат
В любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми, и от этого никуда не деться. Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад. Но, в принципе, проблемы ничуть не изменились и остались прежними. Даже люди с небольшой разницей в возрасте редко имеют одинаковые интересы и взгляды на жизнь, что уж говорить о родителях и детях.
Введение…………………………………..………………………….3
Конфликт и его причины……………………………………………4
Основные проблемы во взаимоотношениях родителей и детей:...6
Проблема первая: Реализация………………………………………7
Проблема вторая: Гиперопека………………………………………8
Конфликт неустойчивого родительского восприятия…………….9
Диктатура родителей………………………………………………10
Мирное сосуществование — скрытый конфликт………………..12
Конфликт родительской авторитетности. "Шоковая терапия"…13
Что мешает общению с ребенком…………………………………14
Вывод…………………………………………………………..……17
Список литературы…………
В
результате положительные качества
недооцениваются, зато выступают несовершенства.
Особенно если в семье есть младший
ребенок — послушный и
Необходимо, чтобы родители постарались
осознать свои противоречивые
чувства. Попытались гасить в
себе недовольство и
3.4 Диктатура родителей
Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье — это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом, конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: "Кто сильнее, тот и прав".
Несомненно, авторитетность родителей,
которые игнорируют интересы
и мнения подростка, лишая его
права голоса, — все это гарантия
того, что вырастет циник, хам
и деспот. Может, конечно, обойтись
без тяжких последствий, но
одно можно сказать с полной
уверенностью: из сына или дочери
получится то, чего, видимо, никак
не ожидали родители. Так как
положительный эффект такого
воспитания отсутствует.
• не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,
• не трогать личные вещи,
• не подслушивать телефонные разговоры.
Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.
Искренне объясняйте, что вы чувствуете,
когда расстроены, но не вспоминайте
старых, давнишних грехов, а говорите
о сегодняшнем положении.
3.5 Мирное сосуществование — скрытый конфликт
Отметим,
что здесь царит позиция
3.6 Конфликт родительской авторитетности. "Шоковая терапия"
Детей
в таких семьях воспитывают кропотливо,
стараясь сделать из них вундеркиндов.
Обливают холодной водой, учат языкам,
музыке. Замечают любой промах, обращают
на него внимание, наказывают неуважением.
Проводят беседы на воспитательные темы,
не давая возможности отстаивать
свое мнение. Не замечают успехов и
никогда не хвалят за хорошие поступки,
не поощряют их. Постоянно требуют
от ребенка совершенства, говоря при
этом: "А вот я в твоем
возрасте...". Это приводит к двум
типам конфликтов. Ребенок чувствует
себя неуверенно, его охватывают обида
и ярость, но подросток понимает,
что бессилен. Появляется мысль о
безысходности, бессмысленности собственной
жизни. Все, как на войне. Силы сторон
(родителей и детей) практически
становятся равными: на грубость —
грубостью, на злорадство — злорадством.
Если у родителей случаются
И главное — уверьте ребенка
в том, что вы всегда будете
его любить, что гордитесь тем-то
и тем-то, чего в вас недостает.
Поймите, что ему трудно!
4.Что мешает общению с ребенком
1.Приказы,
команды: "Сейчас же перестань!",
"Чтобы больше я этого не
слышал!", "Замолчи!". В этих
категоричных фразах ребенок
слышит нежелание родителей
2.Угрозы,
предупреждения: "Если ты не
прекратишь плакать, я уйду",
"Еще раз это повторится, и
я возьму ремень". Угрозы бессмысленны,
если у ребенка сейчас
3.Критика, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделал не так!", "Все из-за тебя!", "Зря я на тебя понадеялась!", "Вечно ты!.." Никакой воспитательной роли такие фразы играть не могут. Они вызывают у детей либо активную защиту(ответное нападение, отрицание, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, неудачник. А низкая самооценка порождает новые проблемы. Вера некоторых родителей в воспитательное значение критики безмерна. Только этим можно объяснить, что иногда в семьях замечания вперемежку с командами становятся главной формой общения с ребенком. Результат - совокупность отрицательных мнений о себе, да еще высказанная самыми близкими людьми. Что может спасти положение? Первый путь: постарайтесь обращать внимание не только на отрицательные, но и на положительные стороны поведения вашего ребенка. Не бойтесь, что слова одобрения в его адрес испортят его. К примеру: "Хорошо, что ты пришел, когда обещал", "Мне нравится готовить с тобой вместе".
4.Высмеивание, обзывание: "Плакса - вакса", "Не будь лапшой", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это - лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, дети обижаются и защищаются: "А сама, какая?", "Пусть лапша", "Ну, и буду таким!"
5.Выспрашивание:
"Нет, ты все-таки скажи",
"Что же все-таки случилось?
Я все равно узнаю", "Ну, почему
ты молчишь?". Удержаться в разговоре
от расспросов трудно. Но лучше
постараться вопросительные
6.Отшучивание:
Сын: Знаешь, папа, терпеть не могу эту химию и ничего в ней не понимаю.
Папа: Как много между нами общего!
Папа проявляет чувство юмора, но проблема остается. А что уж говорить о таких словах, как "Отстань!", "Не до тебя", "Вечно ты со своими жалобами!"
7.Мораль: "Ты обязан вести себя как полагается", "Каждый человек должен трудиться", "Ты должен уважать взрослых". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового, их поведение не меняется. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе. Моральные устои и нравственное поведение воспитывают не столько слова, сколько атмосфера в доме, через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если ребенок нарушает нормы поведения, надо посмотреть, не ведет ли себя кто-либо в семье подобным образом. Если эта причина отпадает, то, скорее всего, действует другая: ребенок "выходит за рамки" из-за своей внутренней неустроенности, эмоционального неблагополучия. В обоих случаях словесные поучения - самый неудачный способ помочь делу. Беседовать о моральных нормах и правилах поведения с детьми надо только в спокойные минуты, а не в накаленной обстановке. Иначе слова только подливают масла в огонь.
8.Нотации:
"Пора бы знать, что перед
едой надо мыть руки", "Без
конца отвлекаешься, вот и делаешь
ошибки", "Сколько раз тебе
говорила, а ты не слушаешь"
называют "психологической глухотой.
Папа: Вера, если ты будешь наступать
в воду, то промочишь ноги. Твой
организм охладится, и ты
9.Советы: "А ты возьми и скажи...", "Почему бы тебе не попробовать...", "По-моему, нужно пойти и извиниться", "Я бы на твоем месте дал сдачи". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Иногда открыто восстают: "Ты так думаешь, а я по-другому", "Тебе легко говорить", "Без тебя знаю!". Что стоит за этими негативными реакциями ребенка? Желание быть независимым, принимать решения самому. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его. Такая позиция родителей "сверху" раздражает детей и не оставляет у них желания рассказать подробнее о своей проблеме.
10.Сочувствие на словах: Ребенку нужно сочувствовать, но в словах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживаний.
Дочь (расстроенная): Я сегодня бежала в школе по коридору, а Сережка подставил мне ножку, и я упала.
Отец: Ну, ничего, пустяки, ты же не разбилась.
Дочь: Да, пустяки, а все мальчишки смеялись!
Отец: Да брось, не обращай внимания!
Дочь:
Тебе легко говорить, а мне обидно!
5.Вывод
Как свести конфликты между родителями и детьми к минимуму?
Прежде
всего, родителю стоит пересмотреть
собственное отношение к
Оптимальный тип семьи: партнерство
Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование.
Как же этого добиться? Если
мы хотим, чтобы сын или дочь
стали ближе, роднее, то первое
правило — не ограждайте их
от горестей и радостей