Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе. Это придает особую актуальность рассматриваемой проблематике, что и обусловило выбор темы данной курсовой работы. В связи с этим мною сформулирована тема исследования: «Стратегия поведения в конфликтной ситуации». Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить типы, функции и причины конфликта;
2.Определить методы управления конфликтами;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теория конфликта. Краткий исторический обзор…………….….4
Глава 2. Конфликт в организации………………..………………………..... 4
Глава 2.1. Понятие определения «конфликт»…………….……………......4
2.2. Ситуация. Причины. Участники ………………………………………..5
2.3. Типы конфликтов ………………………………………..........................7
2.4. Функции и причины конфликтов……………………………............... .9
2.5. Этапы прохождения конфликтов……………………………………... .9
Глава 3. Управление конфликтами ……………………….…………….......10
3.1. Методы управления конфликтами …………………………….............10
3.2. Поведение участников в конфликте………………….……...................12
3.3. Общая схема разрешения конфликта………………………….............13
3.4. Конфликт в организации. Стратегия разрешения конфликта …….....15
3.4.1. Действия руководителя в конфликте…………………………….……19
3.4.2. Пример практической ситуации…………………………….….….....20
Заключение…………………………………………………..……………..…..25
Литература …………………………………………………………………....27
В результате составления
карты проясняются точки
Использование метода
картографии конфликта
3.4.2. Пример практической ситуации
В коммерческом банке, как и в любой другой организации, существуют различные конфликты. И это отнюдь не всегда является отрицательным показателем, какой бы то ни было деятельности этой организации. Из некоторых конфликтов можно почерпнуть что-то положительное, с помощью них можно выявить и исправить недостатки как системы организации в целом, так и разногласия между отдельными членами коллектива. Причем изменения, которые влечет само разрешение конфликта, не всегда могут быть направлены именно на улучшение ситуации, они могут просто нормализовать ее или привести к исходному состоянию.
Итак, рассмотрим несколько
примеров конфликтов, действительно
имевших место в данной организации.
Один из них - конфликт, возникший из-за
неточного определения
Пример 1.
Банк является сложным механизмом, все части (отделы) которого должны четко и отлажено работать. Один из отделов - операционный. В нем особенно тесно переплетается работа всех сотрудников: сведения, вовремя поданные одним «операционистом», обеспечивают своевременность и правильность выполнения своих функций вторым «операционистом».
На начальной стадии деятельности
банка, именно тогда, когда не было четкой
устоявшейся системы
В итоге, для нормализации работы «операционистов» руководство банка приняло следующие меры:
1. Был проведен тщательный анализ всех случаев допущения «операционистами» ошибок.
На основании проведенного
анализа детально распределены
и расписаны должностные
2. Введен жесткий ежедневный
контроль над всеми
В результате предпринятых мер удалось стабилизировать работу банка, полностью исключить нарушения сроков выполнения банковских операций, так же улучшился климат в данном отделе, а значит и его производительность.
В общем, такого рода конфликты являются указателем неблагополучной работы коллектива, то есть организации его работы, и разрешение таких конфликтов возможно только при изменении объективной ситуации и условий труда, в которых оказались люди.
Другой пример основан на «человеческом», субъективном аспекте конфликта, то есть противоречия заложены в самих людях, их действиях, поступках и поведении - чисто личностных неблагоприятных проявлениях. К этим проявлениям относится склонность настаивать на своем мнении, категоричность суждений, импульсивность, неумение слушать и убеждать, склонность к обвинению партнера и многие другие отрицательные качества человека.
Пример 2.
Один из руководителей банка при общении со своими подчиненными использовал строго приказной, не терпящий никаких возражений стиль. Надо отметить, что все сотрудники отдела - это знающие свое дело, умеющие работать высококвалифицированные специалисты, но, тем не менее, руководитель не учитывал это.
В данном случае наслоение
заданий, неумение или нежелание
определить приоритеты и последовательность
выполнения заданий, требование выполнить
все сразу и при том срочно,
то есть повышенные и необоснованные
требования - все это имеет отрицательный
характер: нервирует работников, вносит
отрицательный климат в отдел, что,
безусловно, отбивает желание трудиться
и не способствует качественному
и продуктивному труду
В условиях существования определенных сложностей при устройстве на работу и в силу своей скромности, сотрудники долгое время не решались высказать претензии своему начальнику. Но такая ситуация продолжаться в скрытой форме бесконечно не могла, и в какой-то момент претензии были частично высказаны.
Ненормальная, накаленная обстановка в отделе, как и следовало ожидать, в итоге привлекла внимание высшего руководства банка. Здесь надо также отметить, что сам этот руководитель является хорошим работником и отлично выполняет свою работу, и просто увольнять его не было смысла, - хорошего специалиста не так-то просто найти. В этой ситуации была сделана попытка организовать, откровенный разговор-беседу руководителя и его сотрудников, но, к сожалению, она должного результата не имела. Конечно, определенные улучшения появились, но в полной мере устранить конфликтную ситуацию не удалось. Поэтому для полной нормализации обстановки в отделе сейчас проводятся индивидуальные доверительные беседы с руководителем отдела и с каждым из сотрудников.
Из этого примера хорошо видно, что разрешить конфликт, возникший из-за каких-то личностных проявлений, порой бывает сложнее, чем производственный, поскольку его успешный исход зависит не только от знаний руководителя и умения правильно вести себя в критической ситуации (анализ ситуации, управление ей, прогноз последствий, принятие оптимального решения, устранение отрицательных последствий), но и от желания самих конфликтующих.
Итак, мы рассмотрели два примера. Естественно, существует множество различных видов конфликтов, но основных все-таки два: возникших по объективным причинам или возникших по субъективным причинам. Так, например, производственный конфликт может перерасти в межличностный (если из-за недоработанной системы труда возникают разногласия между людьми, затем перерастающие в личную неприязнь) или наоборот (если из-за личностных противоречий появляются негативные изменения в системе организации или происходят постоянные сбои в ее работе). Но каков бы ни был конфликт не стоит его избегать и надо помнить, что он является своего рода сигналом к действиям, которые должны изменить ситуацию и в результате должны в той или иной степени привести к улучшению работы организации, к ее усовершенствованию в целом.
Благодаря существенным установкам
на конфликт как отрицательное явление
большинство людей считают, что
они не могут ими управлять
и стараются их избежать, когда
это возможно. Но конфликт плохо
поддается коррекции, когда он уже
приобрел разрушительную силу. Это
нужно знать, и менеджеры, и служащие
должны понимать, что конфликт обогащает
жизнь, если им правильно управлять.
Конфликт помогает отдельному рабочему
коллективу и организации в целом
быть в русле происходящих событий,
он позволяет определить, что нужно
для развития и усовершенствования
всех сфер. Умение управлять конфликтом
может стать решающим для выживания
коллектива в целом. Конфликт также
ставит служащих перед необходимостью
постоянно общаться друг с другом
и знать друг о друге чуть больше.
Члены коллектива начинают лучше
понимать своих коллег, становятся
более чувствительными к
Чтобы эффективно функционировать
и развиваться в условиях рынка
и конкуренции, организациям необходимо
постоянно изменяться и совершенствоваться.
При этом каждые 4 или 5 лет нужны
крупные перемены в организационной
структуре, изменении технологий, выпуске
современной продукции и т. д.
Значительные изменения неизбежно
затрагивают интересы определённого
числа её членов и станут источником
конфликта. Их предупреждение и урегулирование
во многом зависят от методов управления
организацией. В обычных условиях
силовые методы неэффективны, так
как не устраняют источника
Многие исследователи
считают, что будущее в управлении
в организации принадлежит
Чтобы избежать острых социальных
конфликтов в ходе реформ организации
или уменьшить их негативные последствия,
руководству организации
В завершении курсовой работы хотелось бы отметить, что менеджер должен знать и изучать каждого сотрудника любой организации, знать об его личностных качествах, темпераменте, характере и т.д.
В данной работе были рассмотрены
конфликты, методы и пути их разрешения.
Основной вывод, который можно сделать
- менеджер не должен закрывать глаза
на конфликт в коллективе, конфликт
необходимо предупреждать, тщательно
его проанализировать и сгладить
возможные отрицательные
1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.
2.Кармина А. С. Конфликтология. - СПб.: Лань, 1999.
3.Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
4.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – Спб.: Питер, 2000.
5.Авдеев В.В. Психология решений проблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992.
6.Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск. Наука, 1989.
7.Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРАМ, 1997.
8.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. − М.: 1992.
9.Травин В.В., Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.
10. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: Инфра-М, 2000.
11.Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. − М.: ЮНИТИ, 1997 .
Информация о работе Конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации на предприятии