Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:23, курсовая работа
Конфликты, возникающие в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, безусловно, выполняют дестабилизирующую роль в коллективе. Это придает особую актуальность рассматриваемой проблематике, что и обусловило выбор темы данной курсовой работы. В связи с этим мною сформулирована тема исследования: «Стратегия поведения в конфликтной ситуации». Цель исследования: проанализировать поведение в конфликтной ситуации.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Определить типы, функции и причины конфликта;
2.Определить методы управления конфликтами;
3. Проанализировать особенности конфликтных ситуаций на предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теория конфликта. Краткий исторический обзор…………….….4
Глава 2. Конфликт в организации………………..………………………..... 4
Глава 2.1. Понятие определения «конфликт»…………….……………......4
2.2. Ситуация. Причины. Участники ………………………………………..5
2.3. Типы конфликтов ………………………………………..........................7
2.4. Функции и причины конфликтов……………………………............... .9
2.5. Этапы прохождения конфликтов……………………………………... .9
Глава 3. Управление конфликтами ……………………….…………….......10
3.1. Методы управления конфликтами …………………………….............10
3.2. Поведение участников в конфликте………………….……...................12
3.3. Общая схема разрешения конфликта………………………….............13
3.4. Конфликт в организации. Стратегия разрешения конфликта …….....15
3.4.1. Действия руководителя в конфликте…………………………….……19
3.4.2. Пример практической ситуации…………………………….….….....20
Заключение…………………………………………………..……………..…..25
Литература …………………………………………………………………....27
Эмоциональные или
личностные конфликты
Характерной чертой
вертикальных и горизонтальных
конфликтов является объем
Открытые конфликты
характеризуются явно
При скрытом конфликте
отсутствуют внешние
Внутриличностные конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Это конфликты выбора «из двух зол меньшего». Например, работнику поручили срочную работу, а у него дома проходит капитальный ремонт и требуются постоянные уходы с работы. Либо — это выбор одной из альтернатив, каждая из которых имеет свои «плюсы» и «минусы»: поехать в отпуск или купить новую мебель. На выбор правильного решения при внутриличностном конфликте человек может затратить много сил и времени, резко возрастает эмоциональное напряжение, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым.
Межгрупповые и межличностные
конфликты представляют собой
столкновение индивидов с
Деление конфликтов
на виды достаточно условно,
жесткой границы между
2.4. ФУНКЦИИ И ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ
Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции как позитивные, так и негативные.
Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.
Объективные причины
в достаточной степени условно
можно представить в виде
1. Различия в целях;
разное представление о
2. Ограниченность в ресурсах;
различия в уровне образования;
3. Низкий уровень коммуникации;
4. Низкое качество документов, работ или продукции;
5. Взаимозависимость заданий;
6. Отсутствие или неконкретность должностных инструкций;
7. Некомпетентность;
8. Низкая культура поведения и т.д.
2.5. ЭТАПЫ ПРОХОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
В протекании конфликта как процесса можно выделить пять основных стадий [3,С.464]:
1.Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Возникать конфликтная ситуация может из-за разногласий субъектов социального взаимодействия и являться предпосылкой конфликта.
2.Осознание объективной конфликтной ситуации хотя бы одним из участников. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, грубые и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, уменьшение контактов с ним и т. д.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит в наступление (в форме демарша, заявления, предупреждения и т. п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом понимает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные шаги против инициатора конфликта.
4.Развитие открытого конфликта. На этой стадии участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают свои требования. В тоже время они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
5. Разрешение конфликта. В зависимости от сути конфликта, разрешение его может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическими (беседа, убеждение, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).
Фазы конфликта
Основными фазами конфликта являются:
1.Начальная фаза;
2. Фаза подъема;
3. Пик конфликта;
4. Спад конфликта.
Глава 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
3.1. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
Многие специалисты,
занимающиеся вопросами
Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
Существует достаточно много методов управления конфликтами. Обобщенно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:
• внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
• структурные, т.е.
методы по устранению
• межличностные методы
или стили поведения в
• переговоры;
• ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.
Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. "Я высказывание" построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои пожелания. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, чтобы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.
Например, придя утром на работу, вы обнаруживаете, что кто-то передвинул все на вашем столе. Вы хотите, чтобы больше этого не повторялось, но и портить отношения с сотрудниками нежелательно. Вы заявляете: «Когда мои бумаги передвигают на моем столе, меня это раздражает. Мне хотелось бы в будущем находить все, как я оставляю перед уходом».
Структурные методы, т.е.
методы воздействия
Межличностные методы.
При создании конфликтной
3.2. ПОВЕДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ В КОНФЛИКТЕ
Выделяют следующие
пять основных стилей
• приспособление, уступчивость;
• уклонение;
• противоборство;
• сотрудничество;
• компромисс.
Основу классификации
составляют два независимых
степень реализации
собственных интересов,
уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.
Можно проанализировать конкретный конфликт и выбрать рациональную форму поведения человека в нем. Рассмотрим подробнее эти стили поведения.[8, С.143]
Уклонение (избежание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.
Противоборство, конкуренция
характеризуется активной
Уступчивость, приспособление.
Действия индивида направлены
на сохранение или
Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.[10, С.304]
При компромиссе действия
участников направлены на
Стили избегания и
уступчивости не предполагают
активного использования
3.3. ОБЩАЯ СХЕМА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1. Признать существование
конфликта, т.е. признать
2. Определить возможность
переговоров. После признания
наличия конфликта и
3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
4. Выявить круг вопросов,
составляющих предмет
Информация о работе Конфликты и стратегия поведения в конфликтной ситуации на предприятии