Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 18:07, контрольная работа
Определение конфликтоуйстойчивости, являющейся одним из факторов, которые обусловливают возникновение, динамику и конечный результат развития конфликта, важно для понимания психологических механизмов регуляции поведения личности. Кроме этого, данная проблема является существенной для разработки методологических основ психодиагностики, прогнозирования и коррекции межличностных конфликтов в более широком контексте.
Конфликтоустойчивость
— это способность человека
сохранять конструктивные
Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов:
— психофизиологических — проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости;
— когнитивных — проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека;
— мотивационных — проявляющихся в направленности личности человека и его мотивах в конкретной ситуации общения;
— социально-психологических — отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.
Конфликтоустойчивость
личности является
Эмоциональный компонент
конфликтоустойчивости отражает
эмоциональное состояние личности в ситуации
взаимодействия, уровень и
характер возбудимости психики и ее влияние
на /спешность общения в
трудной ситуации. Заключается в умении управлять
своим эмоциональным
состоянием в предконфликтных и конфликтных
ситуациях, способности
открыто выражать свои эмоции без оскорбления
личности оппонента, не
переходить в депрессивные состояния
в случае затяжного конфликта или
проигрыша в нем.
Волевой компонент
позволяет регулировать свое эмоциональное
возбуждение в конфликтной
ситуации. Во многом волевой компонент
обеспечивает толерантность,
терпимость к чужому мнению, несогласию
с другим, самообладание и
самоконтроль.
Познавательный компонент — это устойчивость
функционирования
познавательных процессов личности, невосприимчивость
к провокационным
действиям оппонента. Он включает: умение
определить начало
предконфликтной ситуации; анализ причин
возникновения конфликта;
умение сводить к минимуму искажение восприятия
конфликтной ситуации и
личности оппонента, а также своего поведения;
умение дать объективную
оценку конфликта, прогнозировать его
развитие и возможные последствия;
способность быстро принимать правильные
решения; способность выделять
главную проблему конфликта, выдвигать
и обосновывать альтернативные
решения проблемы; способность к аргументации
и цивилизованной
полемике в условиях спора.
Мотивационный компонент
— состояние внутренних побудительных
сил, способствующих оптимальному поведению
в грудной ситуации
взаимодействия. Обеспечивает адекватность
побуждений складывающейся
ситуации, их направленность на совместный
поиск путей разрешения
противоречия, устремленность на решение
проблемы, возможность
корректировки отстаиваемых интересов
в зависимости от изменения
обстановки и расстановки сил.
Психомоторный компонент
обеспечивает правильность действий,
их
четкость и соответствие ситуации. Заключается
в умении владеть своим
телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы,
положения рук, ног, головы, дрожания голоса,
нарушений координации и
скованности движений.
Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемах и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.
Конфликтоустойчивость - способность человека оптимально организовать своё поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми.
Обладая высокой конфликтоустойчивостью, человек получает реальную возможность своевременного и продуктивного разрешения противоречий с другими людьми. Таким образом, конфликтоустойчивость личности - это не избегание конфликта путем наложения табу на обсуждение разногласий во мнениях и противоречий. Личность становится устойчивой в конфликте благодаря владению приемами по его управлению.
Способность к управлению конфликтом не является врожденной. Врожденными являются две базовые реакции на конфликт: или реакция избегания, или реакция агрессии. В процессе жизненного опыта человек обучается лавировать между этими двумя крайностями конфликтного поведения, иногда выигрывая в конфликте, но чаще всего проигрывая. Последнее случается чаще, потому что победы в конфликте, как правило, носят характер «пирровых». При любом исходе личность в конфликте вынуждена использовать своего «темного двойника», что даже в случае победы ведет к потере лица среди окружающих и потере самоуважения в отношении себя. Для организации победа одной из сторон оборачивается дорогостоящими тратами материальных, временных, человеческих ресурсов. Моральная сторона конфликта способна вызывать долговременные и болезненные последствия для организационной культуры.
Поэтому необходимым условием эффективного управления является преодоление ложной дилеммы конфликта: избегание — агрессия, за счет приобретения умений по преодолению конфликта, то есть, конфликтоустойчивости.
1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 560с.
2 Бандурка А.М., Друздь В.А. Конфликтология. –Харьков: УВД Украины, 1997. – 335 с.
3 Баткина И.Б. Конфликтология. Ворогнеж: ВГТУ, 2000. 111 с..
4 Гришина Н.В. Психология конфликта. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000. 456 с.
5 Дмитриев А.В. Введение в общую теорию конфликтов / 2–е изд. – М.: Собрание, 1998. – 158 с.
6 Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. 316 с.
7 Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. С.-Пб.: ПИТЕР, 2000.
8 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб: Питер, 2000. – 368 с.
9 Конфликтология: Учебник для вузов / Отв. ред. М. Хазизянц, Г. Нерсесов. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2001. – 320 с.
10 Конфликтология: Учебник для вузов / Ред. В.П. Ратников. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2001, 512 с.